Современные формы взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе


Современные формы взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе
Гончарук Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №28, г. Балаково
Сегодня одна из главных задач школы – единство обучения и воспитания, основанное на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Я остановлюсь на одной из ключевых форм взаимодействия - дистанционной.
Моя задача – оказание помощи ребятам и их родителям в освоении нового информационного образовательного пространства. Свою работу в этом направлении я разбила на блоки: информационный, дискуссионный, практический, консультативный, рефлексия и построила, на основе следующих базовых принципов: доверия и открытости; доброжелательности; объективности; многообразия возможностей; приоритета индивидуально-ориентированных педагогических технологий; рефлексивного подхода к учебной и педагогической деятельности; стремления к созданию ситуации успешности для каждого.
Результативность формирования сотрудничества между обучащимися, родителями и педагогами в учебно-воспитательном процессе зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие между взрослыми. В основе их союза должно лежать единство стремлений, взглядов на учебно- воспитательный процесс, общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. На первом родительском собрании решили начать дистанционное взаимодействие через электронную почту, скайпа, сайта класса, «Дневник. Ру». Так началось использование новых инструментов, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии: ресурсы Интернет; электронные образовательные ресурсы; компьютерные программы. «Зачем нужна групповая электронная почта в учебно-воспитательном процессе?» – это тема первого родительского собрания, на котором мы определили основные моменты: обмен сообщениями между родителями и учителем, моментальное оповещение об определенных событиях. С первых дней родители с большим интересом знакомятся с сайтом школы. Стремление ученика и родителя увидеть родную школу, представленную в сетевом сообществе, «попасть» на сайт в результате своей плодотворной творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе - становится новым мощным каналом влияния на личность. Чтобы оказать методическую поддержку родителям в учебно-воспитательном процессе, я создала свой сайт, страницы которого известны всем родителям моих учеников. Возможности сайта класса, которые открываются  для организации учебно-воспитательной работы школы и семьи, поистине широки. Сайт нашего класса «Лидеры» является единым информационным пространством для учеников, классного руководителя, учителя и родителей, дает следующие возможности всем участникам учебно-воспитательного процесса:
1.      информационная поддержка учебного процесса,2.      внеклассная работа,3.      публикация творческих работ,4.      обеспечение обратной связи с учащимися и родителями,5.      формирование культуры общения в сети,6.      своевременное информирование родителей о происходящих в классе событиях,7.      формирование ИКТ-компетенции учащихся и родителей,8.      размещение полезных ссылок для учащихся и родителей.
Он построен с целью единства и обучения воспитания, поэтому состоит из следующих рубрик: 
«Позитив»  - формирование позитивного отношения родителей к школе; «Родительский Университет» - полезные ссылки для родителей, интересующихся проблемами воспитания детей;
«Прямая связь»  - система оповещения родителей и учащихся;
«Семейный заказ» - обсуждение проблем взаимодействия школы и семьи; «Почитай-ка» - полезные ссылки для учащихся в сети Интернет;
«Страна мастеров» - объявления и ссылки на городские, региональные и всероссийские конкурсы, привлечение к участию; «Мини-чат» - организация общения друг с другом, обмен информацией, анализ происходящего с  ребенком в школьной жизни, возможность поделиться своими эмоциями.
Но самое активное взаимодействие с родителями стало проявляться в нашем сообществе для родителей «Родительская школа». Создано это сообщество на сайте «Открытого класса». Хорошей традицией в единстве обучения и воспитания стало проведение виртуальных родительских собраний. Темы собрания выбираются совместно с родителями.
Одной из самых продуктивных форм единства обучения и воспитания является организация и проведение совместных дистанционных проектов. Добавлю о значении авторских проектов: «Новогодние приключения Снежки», «Новогодние приключения Снежки-2», «Космическая школа». Проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно. Совместный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы и решает проблему по обеспечению проекта.
У всех у нас появилась прекрасная возможность осуществлять дистанционное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе через Дневник.ру - Единую образовательную сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей.
В заключении отмечу, что какую бы модель сетевого взаимодействия в учебно-воспитательном процессе мы ни выстроили, она будет постоянно реформироваться. Модель сетевого взаимодействия и не может быть постоянной, она подвижна, разрастающаяся по разным направлениям и зависит от многих факторов. Главное, чтобы сетевая модель была рабочей, а сетевое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе - эффективным! Интернет даёт каждому то, что тот ищет, и наша задача как можно раньше показать детям и их родителям все положительные возможности Интернета.
Такое дистанционное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе помогает мне в работе. Оно строится не от праздника к празднику, а систематически, благодаря такому взаимодействию учащиеся смогут:
восстановить утраченный ранее авторитет в лице собственных родителей, а возможно, и идеал – образец для подражания;
значительно расширить свой кругозор;
приобрести практический опыт различных видов деятельности;
приобрести богатый опыт общения;
стимул к саморазвитию и к самосовершенствованию;
получить общественное признание и чувство социальной значимости;
родители получат:
возможность выхода на новый уровень общения с собственными детьми;
возможность восстановления родительского авторитета;
улучшение микроклимата в семье;
стимул к саморазвитию и самосовершенствованию;
общественное признание и чувство социальной значимости;
дополнительные возможности дальнейшей реализации, как собственных детей, так и самореализации;
психолого-педагогическую поддержку в лице школы принципиально нового типа.
школа получит:
возможность выхода на новый уровень общения с родителями и детьми;
возможность использования высокого профессионального потенциала родителей;
стимул к саморазвитию и самосовершенствованию педагогического коллектива;
дополнительные возможности реализации совместных проектов;
общественное признание и престиж в районе, округе.
Желаю интересных и успешных путешествий по просторам Интернета! Пусть дистанционное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе приносит всем нам радость общения!
Литература
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
7. Статья 17 // Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543 (дата обращения 15.01.2014)