Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
И ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Учебный предмет: русский язык, математика
Класс: 6
Учебный модуль: Имя числительное, число
Тема урока: Число и имя числительное
Учебное время: 2 урока по 40 мин.
Цели урока:
Образовательные
Познакомить учащихся с понятием имя числительное; показать семантические, грамматические и синтаксические особенности имени числительного в ряду самостоятельных частей речи
Развивающие
Развивать умение отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением.
Формировать умение правильно произносить вслух при чтении цифровой материал, соблюдая нормы управления и согласования имён числительных с частями речи.
Выработать навыки использования в речи имени числительного.
Развивать ключевые компетенции учащихся в области анализа, синтеза, классификации, обобщения и систематизации учебного материала.
Продолжить работу по выработке навыков логического мышления, самостоятельного анализа предъявляемого материала.
Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.

Воспитывающие
Воспитывать культуру умственного труда, толерантность.
Форма урока:
мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий
Технические средства: интерактивная доска, ресурсы интернета (при отсутствии сетевого контента - можно заменить самостоятельно сконструированными тренинговыми заданиями), проектор.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции:
Расширение представлений учащихся о системе самостоятельных частей речи.
Закрепление навыков лексического анализа фрагмента текста.
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной и эффективной речи.
Обучение умению излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, посмотрим в глаза и с хорошим настроением начнём наш необычный урок.
1. Вступительное слово учителя русского языка.
Сегодня мы проводим урок-знакомство с удивительной частью речи - Имя Числительное.
Этот урок, ребята, будет для вас несколько необычным, интегрированным.
2. Запись темы урока, определение цели, что знать и уметь.
Итак, тема нашего урока: "Число и имя числительное» (запись числа и темы в тетради)
Что в конце урока мы должны знать и уметь?
Знать:
Отличия числа (математика) от числительного (в русском языке)
Морфологические признаки числительного
Языковые нормы употребления числительных
Уметь:
Отличать числительное от числа, других частей речи
Применять правила употребления числительных
Строить графики функций, решать уравнения
Устанавливать взаимосвязь разных наук, целостное представление об окружающем мире.
Пользоваться ТСО (электронный учебник, проектор, интерактивная доска)
Актуализация изученного ранее материала
1. Учитель математики дает представление о числительных и числах.
Задания.
1) Два в кубе 23=8
2) Произведение всех делителей числа восемь 1*2*4*8=64
3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять 3+5+9=17
4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2
5) Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто пять и семь 135-105:7=120
А теперь переводим с математического языка на русский (взаимопроверка - обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).
2. Учитель русского языка об отличиях числа и числительного.
Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:
3 = Три
Есть у нас 3 сес3цы Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что С3жова Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш.




100 = Сто
У про100го 100рожа – Не про100рный дом, Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног и 100личной ваксой. Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100 Сразу 100лько обуви Не носил никто!
- Почему трудно читать эти тексты?
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята?
- Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
- Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).
3.Описание понятия «число» и «имя числительное», используется прием «Синквейн
Давайте попробуем дать точную и лаконичную характеристику имени числительного и числа. Для этого сформируем несколько групп и прибегнем к приёму «Синквейн» для описания этого понятия. При выполнении данного задания необходимо исходить из известного нам теоретического материала.
Этап предъявления нового материала и отработки умений его характерные особенности
Подготовка восприятия.
На доске опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.
Таблица. “Части речи”
- Прочитайте словосочетания:
Тройка (за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия),
Десятый (по списку), сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день).
- Определите части речи, пользуясь опорной схемой.
- Ответьте на вопросы:
1) Что общего в словах?
2) Чем они отличаются друг от друга?
(Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа.)
Новый материал – мультимедийный учебник. Во время лекции сделать запись в справочник
Продолжение нового материала по русскому языку
(по значению количественные числительные делятся на 3 разряда: целые числа, дробные, собирательные) распределите числительные на группы
а - целые б - дробные в - собирательные
1. сорок два ученика – а 2. двести три книги – а 3. две трети дома – б 4. четверо суток - в 5. одна четверть сада - б 6. трое медвежат - в 7. шестнадцать брошюр - а 8. три восьмых гектара - б 9. двое детей - в 10. двадцать пять градусов - а 11. двенадцать лет - а 12. восьмеро ребят - в 13. одна вторая часть стакана - б 14. три четверти тонны груза - б 15. полтора месяца - б
Продолжение работы по теме урока русского языка
Собирательные, дробные, количественные числительные могут быть любым членом предложения: подлежащим или дополнением, порядковые - обычно определением.
Написаны предложения, учитель совместно с учениками разбирает их.
Два мальчугана осторожно стали подходить к Алексею.
За всю зиму Ленька пропустил в школе только два дня.
В одиннадцать часов Гейка и Коля Колокольчиков отправились за ответом.
Командир прикомандировал Ваню к первому орудию первого взвода.
Задания учителя математики. Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений. Работу ведет учитель математики, учитель русского языка корректирует речь.
Сейчас вы получаете задание математическое. Условие – решить примеры, проговаривая вслух числительные.
Комментарий учителя русского языка): помните, что х, у,z – мужского рода, все остальные буквы – среднего. Например:
х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
х=25 - икс равен двадцати пяти;
р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;
р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.
Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:
175x60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
80Х (х+70) - произведение восьмидесяти и суммы икс и семидесяти.
В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков "+" и « - « говорят "сумма" и "разность". Например:
32+78 - сумма тридцати двух и семидесяти восьми.
433 - 96 - разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.
При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:
Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. Например:
из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять; от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.
Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные
после знака равенства?
Какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? Приведите свои примеры.
Задания учителя русского языка.
На экране текст.
В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек.
- Очень часто культуру речи человека проверяют умением правильно произносить имена числительные. Прочитайте текст про себя, спишите, заменяя все числительные словами. Проверка – чтение текста вслух и глядя на экран.
Логическая минутка
Задания учителя математики
Решите устную задачу. Старайтесь правильно произносить числительные.
В ВКО установлен налог на выбросы вредных веществ в атмосферу с 1 тонны бензина 300 тенге. Каков налог с 2 кг бензина, 20 кг бензина.
Задания учителя математики
а. Работа с функциями. Перед вами координатная плоскость. На ней название горы в ВКО. Начертите ее в тетрадь. Определите координаты названия горы БЕЛУХА
в. Среднедушевой доход горожан Усть-Каменогорска представлен на графике:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Ответьте на вопросы: в какие периоды доход возрастал, понижался? Определите максимальный и минимальный доход?
Обобщение изученного материала
- Чем различается запись числа и числительного?
- Когда и для чего используются числительные в речи?
- Что такое имя числительное
- Какие бывают числительные
-Какие имена числительные называются количественными?
-Какие имена числительные называются порядковыми?
- Назовите разряды количественных числительных
- Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?
- Что мы повторяли?
- Каковы морфологические особенности имен числительных?
Итоговая самостоятельная работа
I. Исправьте ошибки. Домашнее задание
Придумать сказку про имя Числительное
Придумать графическую задачу

V. Рефлексия.

Root Entryдоход 2002_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1K
·
· ђ Заголовок 1–ђ Заголовок 315