Конспект открытого урока по русскому языку на тему Имя числительное

Конспект урока русского языка, проведённого в 6 классе.

Урок - практикум.

Тема урока «Обобщающее повторение».
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя
числительное»;
совершенствовать навыки употребления имён числительных в речи
в соответствии с нормой;
развивать связную речь учащихся, навыки самоконтроля и
взаимоконтроля;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Оборудование: компьютеры, мультимедийное оборудование, индивидуальные
карточки, таблицы.


Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока

II. Актуализация знаний.

1. Словарно - орфографическая работа.
-Обозначить орфограммы.
Миллион, миллиард, километр, одиннадцать, килограмм, секунда, минута, девятьсот, растёт, полагать.
-Укажите имена числительные.

2.Синтаксическая пятиминутка.
Графический диктант.
-Построить схемы предложений.

Днём была оттепель, а к вечеру подморозило, и ветки деревьев обледенели.
[= -], а [ = ], и [- = ].
Январь – середина зимы.
[ сущ.И.п.- сущ. И п.].
Сыпь ты, черёмуха, снегом.
[ , о, ].
Совы - полезные птицы, так как они уничтожают вредных грызунов.
[ сущ.И.п.- сущ. И п. ], (так как - =).

3.Теоретический блок.

Фронтальная беседа по теоретическому материалу.

-Что такое имя числительное?
-На какие разряды делятся имена числительные?
-Какие имена числительные называются количественными?
-Какие имена числительные называются порядковыми?
-Как изменяются количественные числительные?
-В чём особенность склонения сложных количественных числительных от 50 до 80, от200 до 900?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
/через медиапроектор проецируется таблица склонения этих числительных/
- Как изменяются числительные 40, 90, 100?
/через медиапроектор проецируется таблица склонения числительных 40. 90, 100/


- Какие числительные называются собирательными?
- С чем употребляются собирательные числительные?
/ на экране таблица /13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-В чём особенность дробных числительных?
-Как изменяются дробные числительные?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи.

В.- Вспомните, как отличить эти слова от имён числительных?

4. Дифференцированные задания.

1 группа. –
- Запишите словосочетания, определите части речи.

Тройка за ответ, три товарища, трёхместный корабль «Восток», утроить усилия , сотый по списку , сто деревья , столетний дуб , новенький пятак, стал пятиклассником , громадная пятерня , пять секунд , пятый день , пятиэтажный дом .

2 группа
-От данных словосочетаний образуйте сложные слова.

Сорок ведер, пять литров, шесть лет, семь дней, сорок ножек, три миллиона, четыре комнаты, восемь этажей.

3 группа.
Учащиеся этой группы выполняют индивидуальные задания на компьютерах.

5 задание.

-Просклоняйте числительное 637.
(после выполнения задания проецируется на экран).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Самопроверка.
-Сделайте вывод о том, как склоняются составные числительные?

Физкультминутка.

6 задание.

-Запишите, раскрывая скобки, используя существительные в нужном падеже.

К 17(сентябрь), с 15( декабрь), о 27 ( апрель), к 8 (Март), о 23 (февраль), с 1 ( май).

-В каком падеже употребляются названия месяцев в словосочетаниях с порядковыми числительными? Сделайте вывод.

7. Лексическая разминка.
-Назовите по лексическому толкованию различные части речи, содержащие числительное
ОДИН (ЕДИН).

1.Ученик того же класса, в котором кто-то учится. ( Одноклассник).
2.Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе. ( Однажды).
3. Издающий один и тот же звук. ( Однозвучный).
4.Место, где что-то соединено. ( Соединение).
5.Состоящий из одного, не двойной. (Одинарный)
6.Люди с одинаковой фамилией. (Однофамильцы).
7. Пьеса из одного акта. ( Одноактная).
8. Сослуживцы одного полка. ( Однополчане).
9.Цифра «1». ( Единица).
10. Человек одних лет с кем-либо, ровесник. ( Однолеток).

8.Проверка выполнения домашнего задания.

-Домашнее задание на прошлом уроке вы получили по группам (дифференцированно).
Сейчас проверим творческое задание 1-й группы.
Вам надо было подобрать пословицы с числительными и определить их синтаксическую функцию.

Учащиеся этой группы читают подобранные пословицы:
-Семеро одного не ждут.
-Семь раз отмерь - один раз отрежь. и др.

9 задание.

-Подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках).
1.Чувствовать себя очень счастливым .(7)
/ на седьмом небе/.
2. Часто менять решения (7).
/ семь пятниц на неделю).
3.Знать что-нибудь очень хорошо(5).
/ как свои пять пальцев/
4.Быть очень умным (7).
/ 7 пядей во лбу/.
5.Запутаться в простом деле (3).
/заблудиться в трёх соснах/.

10 Упражнение по культуре речи.

-Собирательные числительные могут употребляться не со всеми существительными. Запишите, с какими из перечисленных существительных сочетаются собирательные числительные.

( Пятеро, пять) сестры; ( семь, семеро) ножницы; ( шесть, шестеро ) помидоры; ( два, двое) ребята; ( семь, семеро ) котята; ( три, трое) подруги; ( четыре, четверо) сутки; ( шесть, шестеро) килограммы; ( оба, обе) девочки.

Вывод. С чем могут сочетаться собирательные числительные?

11. Занимательный блок.

Разгадайте ребусы.

О5; 100нет ; 40а ; со3 ;7я ; смор1а ; по2л; элек3к ;100л ; ви3на ;па3от ;100рона;100янка; ари100крат ;100п.

12. Этимологическая страница.

-А теперь небольшой экскурс в историю.
Обратимся к этимологии числительных.
2 творческая группа приготовила сообщения о происхождении числительных:
а) миллион;
б) сорок;
в) старинные меры длины и веса.

13 задание.

-Запишите словами, чему равняются старинные меры длины и веса.
Аршин равен 71 см; верста – 1,06 км; вершок – 4,4 см; фунт -409,4 г ; пуд – 16 кг.

14.Тестирование.

1. Укажите падеж числительного «восьмистам сорока двум».
1. Родительный.
2.Дательный.
3.Творительный.
4.Предложный.

2.Продолжите предложение.
Дробное числительное состоит из двух частей:
Первая часть - количественное числительное, вторая- порядковое.
Первая часть – порядковое числительное, вторая – количественное.
Первая часть – количественное числительное, вторая – собирательное.
Первая часть – собирательное числительное, вторая – порядковое.

3.Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка.
1.Четверо девушек.
2. Двое бус.
3.С обеими сёстрами.
4. С обоими братьями.

4.Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
1.Электроны были открыты Дж. Томсоном в тысяче восьмисот девяносто седьмом году.
2.А.С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.
3.Первый пилотируемый космический полёт совершил в тысяча девятьсот шестьдесят первом году Юрий Гагарин.
4.Храм был построен в четыреста тридцать восьмом году до нашей эры.

5.Укажите, какие морфологические признаки соответствуют числительному из следующего предложения: «Взрослая панда съедает более десяти килограммов листьев и стеблей в день».
1.Сложное, порядковое, стоит в родительном падеже, единственного числа, мужского рода.
2. Простое, количественное, целое, стоит в родительном падеже.
3. Сложное, количественное, целое, стоит в винительном падеже.
4. Составное, количественное, собирательное, стоит в родительном падеже.

После решения тестов взаимопроверка.
/на экране проецируются правильные ответы/.
№ вопроса.
№ ответа.

1.
2.

2.
1.

3.
1.

4.
1.

5.
2.



III. Подведение итогов урока.
1. Вывод по уроку.
2.Оценки за урок.
3. Д/З: выполнить упр.467.











15