Урок русского языка Путешествие в Страну выученных уроков. (Наш помощник – имя числительное.)

Конспект АМО-урока

Организационная информация
Автор урока: Чащина Н.А.
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс средней школы, 26 обучающихся
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Наш помощник – имя числительное.)
Автор учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов.
Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Имя числительное».
Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Имя числительное», совершенствование навыков правил правописания числительных. Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Имя числительное».
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения.

Цель урока: обобщить знания о числительном, закрепить навыки правописания и нормированного употребления числительных разных разрядов.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Числительное»;
- совершенствовать практические умения учащихся работать с различными источниками информации (учебник, словарь);
Развивающие:
- применять имеющиеся знания на практике;
- развивать лингвистическое мышление, устную речь;
- развивать умение систематизировать изученный материал;
Воспитательные:
- развивать и совершенствовать умение взаимодействовать с другими участниками группы,
- формировать умение оценивать уровень своих знаний;
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, помощи другим;

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют и закрепят ученики в ходе урока:
-создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;
- договариваться, приходить к общему решению;
- навыки употребления числительных в косвенных падежах;
- нормы употребления числительных разных разрядов в косвенных падежах в устной речи;
- правила правописания мягкого знака в числительных;
- умение «видеть» числительные разных разрядов в предложениях;
- нормы сочетаемости числительных с существительными.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Разряды числительных, особенности их употребления в речи, актуализация правописания числительных, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.


Материально-техническое обеспечение урока.
Презентация.
Ромашки с заданиями.
Проектор.
Компьютер.
Экран.
Раздаточный материал.


Ход урока



Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов. АМО «Подари улыбку»
Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока

Настраиваются на плодотворную работу
Регулятивные.


Инициация.















Целеполагание.







Опасения и ожидания обучающихся.
1. Вступительное слово учителя
-Все вы, наверное, читали книгу Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
Для этого мы поиграем в "Третий лишний": АМО «Третий лишний»
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
2.Опрос
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
- Назовите тему нашего урока.
- Какие задачи будем решать в ходе урока?

– А я хочу вам показать, что не только на уроках русского языка вы встречаетесь с числительными, но и на других.

АМО «Билет»
Учитель вручает каждому участнику билет. Билет состоит из двух частей. На одной части ученики пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения.


Анализируют предложенный материал, выбирают числительные. Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и
задачи урока, оформляют тетради, записывают тему урока.























На одной части ученики пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения.

Личностные:
осознание себя как личности в коллективе, группе
Регулятивные:
целеполагание и планирование учебных действий
Познавательные:
понимание, осознание, умение выделить главное, искать пути решения учебной задачи, логически мыслить
Коммуникативные:
общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи


Фаза 2 «Работа над темой»

Урок русского языка
1.Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)
2. Индивидуальная работа у доски:
- синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);
- морфологический разбор числительного ТРИ.
3. Коллективная работа: склонение числительных.
I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.
– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)
Перемена (слайд)
– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.
Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.

Урок литературы
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.
Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.
2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.
У простого сторожа Непросторный дом: Часто в нём стоножка Бродит под столом. Дорожит стоножка Чистотою ног И столичной ваксой Чистит сто сапог. Вместо двух непросто Вычистить все сто, Сразу столько обуви Не носил никто!
Ответ: три (сто (2 р.), двух).
3. Письмо по памяти.
– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)
Есть у нас 3 сес3цы. Вы (не)знаете их? Как(бы) мне ухи3ться Рассказать о тр...их?
– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)
– Хотите услышать продолжение стихотворения?
...У одной, что в Стрижове, Над окошком жил стриж. Стричь она мастерица - Приходи к ней, малыш! У другой, что в Устрицах, Никаких устриц нет, Но зато осетрину Подают на обед. А у третьей, в Быстрице, Быстрина на реке, И резвятся тритоны По ночам на песке.

Перемена
– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?
Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.

Урок математики
1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
47 + 15 =
189 – 33 =
72 : 12 =
18 Х 10 =
Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два.
От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть.
Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть.
Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

Перемена
– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)
2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)
3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

Урок физкультуры (АМО «Орфографическая зарядка»)

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке.
Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок;
шестнадцать, восемьдесят, двести;
девятьсот, девятнадцать, девяносто.

Урок истории
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)
2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)
– Все ли слова были понятны?
Словарная работа:
Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

Урок биологии
– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме. Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные, запишите на лепестке разряды, к которым относятся эти числительные.
6- простое количественное
27- составное количественное
0, 46 – количественное дробное
Двое – количественное собирательное
2015 год – порядковое
500 – сложное

Проверка.
- Какие числительные написаны на лепестке цвета? (6 цвета)

2 учащихся работают у доски.

Класс выполняет письменную работу в тетради по вариантам.

Проверка.
Коллективная проверка задания, выполненного на доске.
Проверка в парах письменной работы с проговариванием.
Поднимите руки, кто справился с работой без ошибок (можно выставить положительные отметки)
Выставляются 4 оценки. (ещё отметки за склонение числительных)

Отгадывают ребусы, отвечают.



Называют литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.



Слушают, называют числительные.
















Читают и записывают стихотворение.
























Отвечают, называют пословицы.






Записывают предложения в тетрадь.

Проверка – в парах.













Отгадывают загадки.












Выполняют движения по заданию.

Рассказывают правило о правописании ь в числительных.



























Слушают, записывают словосочетания с числительными.

Проверка на слайде.








Записывают на лепестках ромашки разряды числительных.
Работа проводится в группе, четвёрками.
Отвечают на вопросы.

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;
Регулятивные:
самоуправление выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.


Домашнее задание

А теперь домашняя работа – (делается по выбору)
- составить словарный диктант с числительными;
- сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.


Записывают домашнее задание.


Рефлексия

Путешествия, как книги, бывают всякие: интересные, поучительные, умные, смешные... А наше путешествие по урокам вам показалось каким? Многое ли вы приобрели для себя из него? (ответы учащихся)
- А теперь ответьте на серьезный вопрос:
Сбылись ли ваши опасения? А ожидания? (Если ожидания добавились, можно дописать и озвучить)
Посчитайте количество баллов, набранных за урок, подведем итог и выставим оценки.
Возвращаются к «билетам», на которых в начале урока дети записали свои опасения и ожидания, анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы.
Подсчитывают количество баллов, выставляют отметки.



Спасибо вам за урок, работать с вами было интересно!



























15