Закрепление орфографических навыков по русскому языку (из опыта)

Закрепление навыков грамотности по русскому языку в 5-9 классах средней школы (из опыта работы)
1.Проблема прочных и глубоких знаний учащихся всегда актуальна для учителя. Поэтому повышение орфографической грамотности- это главная задача , стоящая перед учителями- словесниками.
Одним из первых направлений в работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. Стараюсь искать пути и средства повышения эффективности обучени ю орфографии , которые упрощают систему правил русского языка ,обеспечивают наиболее быстрое восприятие и применение правил обучающимися .
2.Одним из эффективных путей закрепления орфографических навыков является рационально поставленная работа над ошибками. Такая работа требует от учащихся наибольшей самостоятельности и осмысленного отношения к своим ошибкам ,а также является не механической ,а творческой .
Чрезвычайно большую роль для эффективности работы над орфографическими ошибками играет вся организация этой работы : классификация ошибок ,тетради, их оформление, выполнение работы ,проверка и оценка работы над ошибками учителем.
Работа над орфографическими ошибками включает в себя 3 этапа:
а ) объяснение правильного написания слова ,в котором допущена ошибка;
б) формулировка правила ;
в) закрепление.
3.Полезно завести словарики трудных слов,орфографические словарики, куда обучающиеся записывают свои собственные трудные слова,свои ошибки ,что дает возможность учителю спрашивать каждого ученика по словарику,а также производить самопроверку.
Необходимо обратить внимание на часто встречающиеся в русском языке приставки иноязычного происхождения и на их написание . Так, приставка- кон-ком- (лат.)
соответствует по значению русской приставке -с- и всегда сохраняет единое написание гласной (о) :
Конфликт –Столкновение
Конференция-Собрание
Конфедерация-Союз и т.д.
4.Для закрепления орфографических навыков большую роль играет систематическая работа над морфологическим составом слова ,а также тренировочные упражнения.При разборе морфологического состава слова полезно требовать подбора родственных слов (разных частей речи и их форм, со всеми возможными чередованиями ), например :без-молв-ств-ова-ть; без --молв-и-е, молв-а и т.д.
В отдельных случаях осознанное усвоение значения и правописания слова при работе над ошибками или в целях предупреждения их следует прибегать к историческим объяснениям.
5.Слова с приставками –при- и –пре- следует повторять путем разбора по составу, используя приемы сопостовления .
ПРИ – призирать -дать кому –нибудь приют и пропитание;
ПРЕ – презирать –пренебречь чем-нибудь,как недостойным внимания,незначащим и т. д.
Учащиеся проводят работу с орфографическим словарем, объясняют написание слов.
Обращение к орфографическому словарю или словарю учебника способствует формированию умения не только ставить ,но и решать орфографическую задачу самостоятельно.
Исхоя из вышеизложенно го, можно сделать следующий вывод:существует несколько способов работы над ошибками для улучшения орфографической грамотности:
А) подбор проверяемого слова;
Б)исправление ошибки с опорой на лексическое значение слова;
В) исправление ошибки с опорой на способ образования слов;
Г)исправление ошибки с учетом морфологических особенностей слова;
Д)слова, не поддающиеся классификиции правил написания , заучиваются наизусть.
15