Развитие коммуникативной компетентности личности как педагогическая задача


Развитие коммуникативной компетентности личности как педагогическая задача
Прежде, чем обозначить педагогический ракурс проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий, обозначим объём понятия «коммуникативная компетенция». По мнению Н.Д. Бурвиковой, «коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), умение переключаться в процессе общения с одного кода / стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение литературным языком». По определению Е.А. Быстровой, «это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Эта компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д.), умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения – умения речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата». Г.Р. Кесанова отметила, что «коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства), учитывая его способности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения»
Коммуникативная деятельность может рассматриваться как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (М.И. Лисина), осуществляется в общении (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев) и базируется на диалоге (М.М. Бахтин). По мнению З.З. Жамбаевой, «в структуру коммуникативных способностей входят эмоциональные и познавательные компоненты. Ведущим компонентом коммуникативных способностей является способность распознавания и осознания эмоционального состояния других людей».
Как справедливо заметила И.А. Гришанова, «в коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение, поэтому управляемой коммуникативная деятельность становится только в период школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если учитель создаёт условия для развития коммуникативной деятельности».
Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. По мнению А.Г. Асмолова, «в своей развитой форме коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.»Вслед за И.А. Гришановой мы полагаем, что «в качестве параметров коммуникативной успешности выступают: когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы; поведенческий – способность управлять поведением; эмотивный – способность владеть эмоциями.
Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).
Все исследователи психологии отрочества сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростка общение со сверстниками. Совершенно справедливо отмечает А.Г. Асмолов, что в подростковом возрасте «происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка».
Вслед за авторитетными отечественными психологами (Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным ) необходимо подчеркнуть взаимосвязь развития коммуникативных компетенций и мышления. В обобщающей статье лингвистического словаря отмечено, что язык и мышление – «два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление – высшая форма активного отражения … реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание существенных связей и отношений предметов и явлений. <…> Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. «Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков…». Язык – это знаковая … деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества». По мнению В.В. Давыдова, А.К. Маркова, именно в подростковом возрасте усиливается функция саморегуляции речи, усложняется её структура, складывается индивидуальный стиль.
В основной школе по мере приобретения опыта общения, совместной деятельности происходит развитие таких базовых умений, как умение слушать и слышать. Подростки учатся понимать собеседника, учитывать мнение других людей, обосновывать и доказывать своё, уважать выбор партнёра, сохранять дружеские отношения.
Развитие коммуникативных компетенций успешно протекает при диалогическом подходе к построению общения, так как именно диалог предполагает взаимное уважение, доверие, естественность, открытость, сочувствие, терпимость.
Каковы условия формирования коммуникативных действий в основной школе?
Нельзя не согласиться с А.Г. Асмоловым, который считает, что «в основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и др.».
Как отмечают многие исследователи, групповая работа способствует созданию учебной мотивации, пробуждает познавательный интерес, способствует развитию адекватной самооценки, формирует умения общаться и взаимодействовать с другими людьми, развивает партнёрские отношения не только со сверстниками, но и учителями.
Групповая работа влияет и на качество образования: увеличивается объём и глубина изучаемого материала, формирование знаний и навыков происходит быстрее, чем при фронтальном обучении.
Развитию коммуникативных способностей невозможно без использования таких форм учебного сотрудничества, как дискуссии, проектных форм деятельности. 
Сотрудничество в обучении - совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями. Опыт совместного решения проблем, совместные формы деятельности помогают обучающимся почувствовать себя полноправной личностью.
Совместная деятельность предполагает развитие таких умений, как умение поддержать партнёра; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; находить эффективные способы группового обсуждения проблемы; выбирать наиболее продуктивны варианты совместных решений; чётко формулировать цель работы; адекватно реагировать на замечания партнёров. В свою очередь, овладение коммуникативными компетенциями становится основой для формирования лидерских качеств обучающихся: инициативность, умение налаживать контакты, разрабатывать план действия, находить компромиссы в конфликтных ситуациях, проявляя дружелюбие, тактичность, эмпатию, уверенность в своих силах.
Как уже отмечалось выше, «в подростковом возрасте привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками. Но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения часто является причиной недисциплинированности, снижения учебной мотивации, познавательной активности».
Эффективным методом психологической коррекции служат тренинги коммуникативных навыков (А. М. Прихожан, Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, С. В. Кривцова, Е. А. и др.). Предметом таких спецкурсов является практическое овладение коммуникативными компетенциями. Цель – формирование коммуникативной компетентности через понимание основных закономерностей межличностного общения и взаимодействия, предполагающих умение выбирать ресурсы и стратегии коммуникативного поведения в разных социальных обстоятельствах.
Коммуникативные практикумы способствуют выработке навыков взаимодействия в группе, восприятия и понимания различных людей, развитию положительной самооценки, совершенствованию рефлексивных способностей, снижению уровня конфликтности подростков.
В коммуникативном практикуме особую роль играет эмоциональный контакт, дающий подростку чувство благополучия, устойчивости и защищённости.
Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью является не предметные достижения, а личностные результаты обучаемых.
В стандарте второго поколения в содержании образования четко обозначены требования к его «результатам:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
-метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; -предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами».Как отмечено в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения», в сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; - развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий решает задачи общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества.