Содержание, приёмы и методы работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ


Доклад на тему:
«Содержание, приёмы и методы работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Н.А. Бредихина
Зеленоград, 2015Почему ребёнку трудно писать?
Большинство детей, начинающих школьное обучение испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что мышцы пальцев и кистей рук ещё слабы и быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение….
Испытывают ли особые затруднения при обучении письму дети с ОВЗ?
У детей с ОВЗ указанные возрастные особенности осложняются лёгкой, тяжёлой формой нарушения движений. Повышение и понижение мышечного тонуса обуславливают слабость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. В связи с этим дети не могут длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления движения кисти руки становятся всё более неточными – размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно – двигательной координации.
Как помочь детям избежать трудностей?
Чтобы сократить физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку в процессе обучения технике письма, необходимо провести подготовительную работу.
Три направления подготовки детей к обучению технике письма
Подготовка детей к обучению каллиграфии проводится в следующих направлениях:
- гимнастика пальцев и рук;
-ориентирование на листе бумаги;
-формирование элементарных графических навыков.
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух детей: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательности выделения звуков из слова. Для развития этих способностей имеется много различных пособий.
Последовательно или одновременно?
Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях. Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится 2-3 минуты в начале и в середине каждого урока по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги отводится, как правило, время в конце урока.
Упражнения для пальцев и кистей рук.
Гимнастика рук начинается с разминки пальцев: их сгибании и выпрямления. Детям нравится использовать для этого резиновые игрушки с пищалками. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно они воспроизводят действие с каким – либо предметом.
«Красим забор» - движение кисти рук вверх – вниз, затем вправо – влево.
«Погладим котёнка» -плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьёт водичку» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперёд.
«Музыканты» - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.
«Солим суп» - локти упираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Далее предлагаются упражнения на удержание позы кисти руки. Сначала дети действуют каждой рукой поочерёдно, постепенно переходя к движению двумя руками одновременно.
«Зайчик» -рука опирается на локоть, пальцы сжаты в кулак. Постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки. Можно дать это упражнение загадкой о зайце или сопровождать его считалкой:
Зимой белый, летом серый.
Прыгает ловко , любит морковку.
Зайчишка – трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл
Капусту нашёл.
Сидит грызёт.
Иди прочь – хозяин идёт.
«Кольцо» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
«Гусь» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
«Коза – дереза» -пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой «Идёт коза рогатая….»
Для автоматизации движений и развития внимания очень полезны упражнения, состоящие из серии последовательных действий. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений.
«Пальчики поздоровались» - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение выполняется сначала одной рукой, а затем двумя. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочерёдно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Упражнение сопровождается чтением наизусть потешек:
Жили – были три пингвина: Пик, Пак, Пок.
Дружно мыли свою льдину: Пик, Пак, Пок.
Или:
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
«Человечек бежит» - указательный и средний пальцы « бегают по столу». Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее двумя руками вместе.
«Цветок распустился» - пальцы сжаты в кулак. Каждый палец поочерёдно выпрямляется и отводит в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней = цветок закрыт. Одноимённые пальцы на обеих руках синхронно отводятся назад – цветок распустился. Это упражнение сопровождается стихотворением о цветке, например, о ландыше:
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая, распускается сирень.
«Зайчик – кольцо» -упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой, а далее обеими руками вместе.
«Ладонь –кулак» -руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и кулаком легко ударяет в ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Задание усложняется за счёт ускорения ритма. Сначала объяснение педагога сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию. Постепенно показ устраняется, остаются только словесные указания. Возвращаются к показу лишь в случае неправильных действий ребёнка. Сначала все упражнения выполняются медленно. Учитель следит. За правильностью позы кистей рук каждого ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое.
Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, учитель берёт его руку и действует вместе с ним. В случае необходимости ребёнок поддерживает одну руку или помогает свободной рукой действиям работающей. При этом следует поощрять любые успехи ребёнка: «Молодец! Посмотри, какие прямые ушки получились у зайчика».
Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги.
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв(письму которых ребёнок будет учиться в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно – количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве. Многие дети плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому следует систематически проводить упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия, формировать и совершенствовать ориентирование на листе бумаги и навык движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность самих детей с игрушками и геометрическим материалом. Например: чтобы дети научились различать верх и низ листа бумаги, им предлагаются задания «Снежинки падают», «Бабочки на лугу».
Первое упражнение состоит в том, что под руководством учителя дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает. Свои действия дети сопровождают словами: « Сверху вниз». Подобным образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ учителя и его словесные указания, а затем по его словесным инструкциям, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».
Для отработки движения слева направо также используются игровые приёмы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, самолёт «разбегается» по взлётной полосе, машина «едет» из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом – слева, а дача справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».
Помогает ориентированию на плоскости и запоминанию слов «право», «правый», «лево», «левый», «верх», «верхний», «низ», «нижний». Формирование графических навыков
Как расположить тетрадь?
От того, как лежит тетрадь, зависит не только чёткость почерка, но и правильное положение фигуры при письме. Для того, чтобы правильное расстояние от тетради до груди пишущего, ученик кладёт ладони на парту, опустив по краю парты большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинув чуть вправо и опустив левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному начертанию букв. Сначала тетрадь поддерживается левой рукой снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигают вверх, и левая рука поддерживает её уже сверху.
Как правильно держать ручку?
Свободное движение пишущей руки прежде всего зависит от того, как ребёнок держит ручку. Её следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный палец – сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони свободно лежать у основания большого пальца, верхний конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца – около двух см. При правильном удержании ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает В то же время ручку необходимо держать свободно: у указательного пальца должны быть согнуты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит о его излишнем напряжении при удержании ручки, из – за чего наступает быстрое утомление и снижение темпа письма.
Быстро или правильно и тщательно?
На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действия, которое они должны осуществлять, а затем закрепить его правильное выполнение и довести до автоматизма в результате многократных точных повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ проведения линий. У каждого ученика свой темп письма. Стремление учителя ускорить этот процесс без учёта особенностей данного ребёнка, может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5 -6 минут.
Ученик начинает осваивать ученическую тетрадь.
Системное выполнение разнообразных заданий позволяет детям обводить в тетради рабочую строку, рисовать в её пределах бордюры, писать элементы букв. Для облегчения запоминания сложных элементов букв они связываются с образами реальных предметов.
Похвала или порицание?
Однако у каждого ребёнка навыки формируются в разном темпе. Урок необходимо проводить в спокойной и доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовольствием и прилагали необходимые усилия. Важно, чтобы учитель вслух отмечал любые достижения ребёнка. Дети гордятся и радуются своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает дальнейшее желание учиться. Доброе отношение к детям, умение вовремя и обоснованно их похвалить необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. Ребёнку должно быть понятно, какие конкретно действия, дела, поступки вызвали одобрение, а что ещё у него не получается, чему он должен научиться