Доклад: «Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок»


Доклад:
«Приемы работы по
предупреждению у учащихся
орфографических ошибок»
Учитель Сторожева Н.В.
Соколовская спецшкола-интернат для детей сирот
Одной из основных задач уроков русского языка является целенаправленная работа учителя по формированию навыков грамотного письма.
При организации и проведении систематической работы с учащимися по предупреждению орфографических ошибок, на каждом уроке можно использовать ряд приемов, которые помогают детям выполнять работу на более качественном уровне. Вот некоторые из них.
Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством слова по правилу;
Использование сигнальных карточек, «светофоров», «памяток», орфографического словаря в учебниках по русскому языку;
Выписывать учителем на доске слов (словосочетаний), которые еще не изучались детьми или не изучались в данном классе
Использование таблиц, содержащих трудные случаи написания (пример: шел, сначала);
Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащихся должны прежде всего прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось на уроке).
Перечисленные приемы по предупреждению орфографических ошибок в равной степени используются учителем с целью закрепления программного материала.
Среди новых приемов хорошо известен прием выборочного комментирования. Эффективных приемов по предупреждению орфографических ошибок.
Остановлюсь на нем подробнее.
Наблюдения показывают, что не все учителя владеют этим приемом, нарушают последовательность его изложения, недостаточно глубоко определяют целевые установки, затрачивают на применение его много времени. (Например: на первом этапе для комментирования используют слишком сложные с точки зрения орфографии и структуры слова и предложения).
Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и проверки учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально- речевых умений.
Безусловно, реализовать сразу все цели без постепенной подготовки учащихся к выполнению этой работы практически невозможно. Нередко на этом этапе комментирования у детей возникают некоторые трудности, появляется усталость, а иногда даже пропадает желание продолжать работу. Все это не только снижает качество усвоения программного материала, но и зачастую приводит к появлению в работе учащихся орфографических ошибок.
Как же правильно организовать работу?
Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования.
Например, такая тема «Правописание проверяемых безударных гласных» Она встречается в наших программах в каждом классе. Для закрепления умения безошибочно писать слова типа: гора, леса –целесообразно на уроках использовать комментирование, которое на первом этапе следует начинать с определенных слов. Ученику проще назвать орфограмму в слове и труднее найти само слово с орфограммой в предложении. В последнем случае слово надо «удержать» в памяти.
После того, как все учащиеся овладеют вниманием выделять (на слух) и проверять гласную в слове, требование к комментированию усложняется.
На втором этапе дети должны найти слово с проверяемой безударной гласной в словосочетании и прокомментировать написание.
Остальные слова учащиеся проговаривают по слогам в целях экономии времени для дальнейшего закрепления программного материала.
Упражнением, связанным с выделением из словосочетания слова на изучаемую орфограмму и его комментированием в общей системе тренировочных упражнений должно быть отведено достаточно времени, особенно с нашими учащимися. Образец такого комментирования (Высокая гора. Вы-со-ка-я гора, (ученик проговаривает слово по слогам) гора – безударная –о, проверочное слово – горы, напишу гора).
Следующий этап работы- выделение слова с проверяемой безударной гласной из предложения с последующим его комментарием. На первых порах работы с предложением не следует предлагать учащимся длинное предложение, там как его трудно запомнить.
Поэтому в целях развития памяти учащихся и их речи нужно постепенно увеличивать количество слов а предложении.
Эти этапы по выборочному комментированию остаются такими же и в старших классах.
Однако требования к работе несколько возрастают: используется более сложный словарный материал.
Если в предложении встречаются слова, правописание которых не изучалось в данном классе, и дети затрудняются в их написании, учитель использует один из вышеуказанных приемов и тем самым предупреждает ошибку.
Результативность этой работы на уроках русского языка будет в том случае, если учитель владеет методикой проведения комментирования (цель проведения, система упражнений, системность работы, дозировка во времени и т.д.)
Часто допускаются ошибки, которые указывают на трудности усвоения отдельных частей речи, а так же на то, что не всегда осознаются такие понятия, как «часть речи» и «состав слова».
Отсюда ошибки, обусловленные неполным различием детьми приставок и предлогов.
Недостаточно усваиваются склонения имен существительных, прилагательных, местоимений или числительных, что приводит к ошибкам в окончании слов.
Нередко можно наблюдать ошибки согласования в роде, числе, падеже.
Разнообразие ошибок указывает на те пробелы в речевом развитии, которые тормозят усвоение правил грамматики и правописания.
Основным методом обучения грамотному письму должны быть наблюдения, анализ живой речи. Следует научить детей рассуждать и объяснить то или иное явление языка, устанавливать сходство или различия между явлениями, делать выводы.
Многие слова по каждому предмету имеют трудную орфограмму, над которой в процессе изучения темы следует постоянно работать: записать в словаре, четко проговаривать, писать на доске при ответах.
Только при повседневной словарной работе учащиеся могут запомнить и правильно написать необходимые термины.
Эффективным в обучении русскому языку является применения различных видов диктанта: объяснительный, выборочный, творческий, картинно-зрительный, зрительно-слуховой и др.
Применение сигнальных карточек, дидактического материала, имеющего воспитательную направленность, речевые минутки, письмо по памяти – все это так же повышает эффективность работы по обучению грамотному письму
Многие учителя, упражнения типа списывание, относят к наиболее легким видам работ, полагая, что при его выполнении не
требуется от ученика напряжения сил, внимания. В результате списывание отдается на откуп самим учащимся, а этому виду работ надо обучать. Списывание способствует развитию орфографической зоркости, умения работать с текстом.
Учитывая недостатки в своей работе, используя опыт передовых учителей, можно добиться эффективности качества уроков по русскому языку.