ДокладФормирование орфографических навыков учащихся в начальной школе






Тема: «Формирование орфографических навыков посредством этимологического анализа»



































2016
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..3
РАЗДЕЛ 1. Содержание методики формирования орфографических навыков учащихся посредством этимологического анализа.3
РАЗДЕЛ 2. Результаты экспериментально-опытного обучения8
ВЫВОДЫ.....9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11




































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется теми высокими государственными требованиями к языковой подготовке учащихся, которые заявлены в ФГОС НОО. В соответствии с этими требованиями одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование прочных навыков грамотного письма.
Современное осмысление проблемы языкового образования требует повышения теоретико-методического уровня обучения орфографии учащихся. Решению этой задачи способствует использование этимологического анализа. Именно этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми, понять значение словарных слов, а не просто запомнить их орфографический облик.
Проблема формирования орфографических навыков учащихся с опорой на этимологический анализ не нова в методике обучения русскому языку и активно исследуется в работах А. Д. Алфёрова, Т. М.  Жуковой, Ю. О. Карпенко, В. И. Ковалева, Л. П. Кожуховской, А. Н. Кохичко, Т. И. Крехно, Р. И.  Лихтмана, С. И. Львовой, Е. И. Никитиной, Н. А. Подшибякиной, З. А. Потихи, И. В. Прониной, Г. В. Тучапской и др.
Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования навыков грамотного письма младших школьников с учетом этимологических сведений остается одной из актуальных в современной лингводидактике.

РАЗДЕЛ 1
Содержание методики формирования орфографических навыков учащихся посредством этимологического анализа

Изучение возможностей использования этимологического анализа как средства формирования навыков правильного написания словарных слов позволило мне выделить следующие этапы экспериментальной методики: 1) подготовительный; 2) тренировочный; 3) рефлексивный. В обобщенном виде экспериментальная методика представлена на рис. 1.1 (с. 4).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Рис. 1.1. Методика формирования орфографических навыков учащихся на основе этимологического анализа Остановимся подробнее на ходе экспериментального обучения и рассмотрим каждый из его этапов.
Целью подготовительного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями. Младшие школьники получают представление о сущности понятия «этимология» и знакомятся с этимологическими справками словарных слов. При этом учитывается принцип «от простого к сложному».
Пример этимологической минутки. Этимология слов коньки и хоккей.
– Ребята, отгадайте ребус на доске.





– Какое слово в нем зашифровано?
– Коньки.
– Правильно, а какое слово спряталось в коньках?
– Конь.
– Верно, это потому, что изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони», т. е. слово коньки образовалось от слова конь.
Ребята, сегодня мы познакомимся с этимологией еще одного слова. В старофранцузском языке было слово «хоккет» – палка, точнее «пастуший посох с крюком». От этого слова образовалось название одной из известных игр. Кто уже догадался, что это за игра?
– Это игра хоккей.
– Молодцы, а теперь откройте словарики и запишите: коньки – от конь; хоккей – от «хоккет» (пастуший посох с крюком).
Второй этап экспериментально-опытного обучения – тренировочный – был нацелен на отработку навыков сознательного и правильного написания изученных на подготовительном этапе словарных слов. Для решения указанной задачи были разработаны следующие виды упражнений: рецептивные, аналитические и творческие.
Рецептивные упражнения способствовали формированию у обучающихся умений быстро и безошибочно находить в тексте изученные словарные слова и развитию орфографической зоркости.

· Прочитай стихотворение. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.
Мы сегодня в лес пойдём,
Грибы, ягоды найдём,
Наберём мы там черники
И душистой земляники.
Аналитические упражнения предполагали отработку у учащихся умений анализировать, определять, группировать, классифицировать, сравнивать и сопоставлять словарные слова.

· Соедини словарные слова стрелочками со словами, которые являются для них этимологически проверочными.
Петух бер (белый)
Медведь мёд и ведать
Победа петь
Сегодня снег
Береза по + беда
Снегирь сего + дьня
Творческие упражнения обеспечили активизацию словарных слов, т.е. формирование умений правильно и уместно употреблять эти слова в собственных письменных высказываниях разных типов.

· Напиши сочинение-миниатюру на тему «На вокзале», используя слова: багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Отмечу, что представленные виды упражнений, представляют для экспериментального обучения особую ценность, поскольку именно в процессе их выполнения формировались навыки сознательного и правильного написания словарных слов.
Основная задача третьего этапа опытно-экспериментального обучения – рефлексивного – заключалась в формировании у младших школьников навыков самоконтроля, т.е. умений самостоятельно оценивать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки. С этой целью были разработаны этимологические карточки, состоящие из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек. На карточке-вопросе помещено задание, карточка-ответ содержит образец выполнения задания и информационная карточка включает материал, необходимый для выполнения задания.
Карточка-вопрос.
Прочитайте утверждения. Поставьте знак «+» рядом с утверждениями, с которыми вы согласны и знак «-» – с которыми не согласны.
1) Слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню .
2) Слово газета образовано от слова газ . .
3) Слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню .
4) Слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню .


Карточка-ответ.
1) -; 2) -; 3) +; 4) +.


Информационная карточка.
1) Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить».
2) Слово  газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» – изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией.
3) Слова капуста и капитан восходят к латинскому капут в значении «голова».
4) Слова работа и ребята происходят от одного корня раб.


На первом этапе работа с этимологическими карточками строилась таким образом: ученик брал карточку-вопрос, выполнял задание в своей тетради, предварительно изучив материал информационной карточки, а затем проверял свой ответ по карточке-ответу.
На втором этапе работа проходила так: ученик выполнял задание (карточка-вопрос), а затем проверял свой ответ по карточке-ответу. В случае ошибочного выполнения задания обращался к информационной карточке.
Таким образом, вся эта работа способствовала повышению уровня сформированности орфографических навыков у младших школьников, что подтвердилось результатами контрольного этапа экспериментального обучения, анализ которых представлен в следующем разделе.


Раздел 2
Результаты экспериментально-опытного обучения

В ходе экспериментально-опытного обучения во втором полугодии предполагалось выявить эффективность разработанной методики формирования орфографических навыков учащихся с опорой на этимологический анализ.
С этой целью обучающимся 2-го класса в конце учебного года было предложено написать словарный диктант из 10 слов: береза, сегодня, земляника, капуста, коньки, лопата, столица, медведь, пенал, спасибо.
Сравнительные данные уровней сформированности орфографических навыков учащихся представлены ниже.

Результаты данных свидетельствуют о том, что уровень сформированности орфографических навыков к концу экспериментального обучения у учащихся выше на 20 %.
Таким образом, результаты контрольного этапа экспериментально-опытного обучения подтверждают эффективность предложенной методики формирования орфографических навыков младших школьников на основе этимологического анализа.


ВЫВОДЫ

Для решения задач формирования у младших школьников прочных, осознанных орфографических навыков посредством этимологического анализа были намечены следующие этапы: подготовительный, тренировочный и рефлексивный. На подготовительном этапе школьники получали дополнительные теоретические знания об истории происхождения отдельных словарных слов; тренировочный этап был ориентирован на отработку навыков сознательного и правильного написания изученных на подготовительном этапе словарных слов; рефлексивный этап обеспечивал формирование у школьников навыков самоконтроля.
Экспериментальная проверка показала, что разработанная методика оправдал себя: уровень сформированности орфографических навыков младших школьников к концу экспериментального обучения у учащихся выше на 20 %.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. – М. : Педагогика, 1978. – 144 с.
2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. – М., 1997. – 189 с.
3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М. : Просвещение, 1966. – 307 с.
4. Кохичко А. Н. Этимология в помощь орфографии / А. Н. Кохичко. – Мурманск, 1995. – 297 с.
5. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах / О. Н. Лёвушкина. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 289 с.
6. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии / С. И. Львова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 194 с.
7. Никитина Е. И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе. Обучение орфографии в восьмилетней школе / Е. И. Никитина. – М. : Просвещение, 1974. – 237 с.



























13PAGE 15


13PAGE 14215





Подготовительный


Рефлексивный

дать учащимся представление о сущности понятия «этимология», вооружить их необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения отдельных словарных слов

отработать навыки сознательного и правильного написания изученных на подготовительном этапе словарных слов


сформировать у учащихся навыки самоконтроля

Познавательные методы: объяснительно-иллюстративный метод, метод эвристической беседы

Практический метод:
метод упражнений (рецептивные, аналитические, творческие)

Методы самоконтроля: этимологические карточки (карточка-вопрос, карточка-ответ, информационная карточка)

Результат: сформированность у младших школьников прочных и осознанных орфографических навыков





Тренировочный


Методы обучения

Этапы экспериментального обучения

Цель этапов
экспериментального обучения



Ожидаемый результат

сформированность представления о сущности понятия «этимология», владение необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения отдельных словарных слов

сформированность навыков сознательного и правильного написания изученных на подготовительном этапе словарных слов



сформированность навыков самоконтроля

Цель – формирование у младших школьников прочных и осознанных орфографических навыков