Обобщение педагогического опыта по теме Использование компетентностно-ориентированных заданий в рамках компетентностно-ориентированного подхода при подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде по информатике

Педагогический опыт
Каляевой Натальи Александровны, учителя информатики,
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Лабытнанги

Тема опыта: Использование компетентностно-ориентированных заданий в рамках компетентностно-ориентированного подхода при подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде по информатике.

Сведения об авторе
ФИО: Каляева Наталья Александровна
Образование: высшее, в 2007г с отличием окончила Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «Информатика» с присуждением квалификации «Учитель информатики».
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Лабытнанги
Должность: учитель информатики
Педагогический стаж: 11 лет
Квалификация: первая квалификационная категория по должности учитель
Награды: Почётная грамота Управления образования г.Лабытнанги (2009г), Почётная Грамота Думы г.Лабытнанги (2011г), Диплом Департамента образования ЯНАО (2011г).

Условия возникновения, становления и актуальность опыта

Всероссийская олимпиада школьниковуникальное явление не только в России, но и во всем мире. Хотя в стране проводится большое количество научных олимпиад и интеллектуальных конкурсов, организуемых федеральными и региональными вузами, органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования, различными образовательными структурами и коммерческими организациями, всероссийская олимпиада школьников является самой значимой как по охвату школьников страны, так и по ее влиянию на развитие интеллектуального потенциала учащихся. Именно в рамках этой олимпиады уже в течение многих лет реализуются и совершенствуются инновационные методы поиска и поддержки талантливых детей, которыми так богата наша страна.
Олимпиады по информатике являются по сути своей олимпиадами по программированию и известно, что подготовить обучающихся к олимпиаде по информатике в рамках школьного курса информатики невозможно. Перед учителем встаёт проблема, решение которой каждый педагог ищет самостоятельно.
Один из путей решения заключается в применении компетентностно – ориентированных заданий при подготовке к олимпиаде в рамках компетентностно-ориентированного подхода. Главная идея традиционного подхода в образовании - знания приводят к личностному успеху, а компетентностного подхода - к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.


Теоретическая база опыта(

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентность – это умение применить знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации; умение решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался; умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Выделяют следующие ключевые компетентности:
информационная (обработка информации и классификация информации по заданному основанию);
самоорганизационная или компетентность разрешения проблем (планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма);
коммуникативная (написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях (Приложение 1).

Новизна опыта

По объективному смыслу и значению результаты данного педагогического опыта относятся к третьему уровню педагогического творчества - к усовершенствованию, которое предполагает модернизацию и адаптацию к конкретным условиям работы по подготовке к олимпиаде известных методов, средств обучения и воспитания.
Компетентностно-ориентированные задания в рамках компетентностно - ориентированного подхода были использованы при подготовке к этапам Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Ведущая педагогическая идея

Компетентностно-ориентированные задания обеспечивают подготовку обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике.

Технология опыта

В рамках компетентностно-ориентированного подхода были разработаны компетентностно-ориентированные задания, направленные на формирование умения составлять алгоритмы решения олимпиадных задач с последующей их реализацией на языке программирования (Приложение 2), и использованы на занятиях по подготовки обучающихся к различным этапам Всероссийской олимпиады.
Данные задания имели следующую структуру:
Стимул, функции которого мотивация обучающихся на выполнение задания и моделирование практической, жизненной ситуации.
Задачная формулировка, которая понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту и интересна обучающимся.
Источник информации, который содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающихся по выполнению задания.
Бланк ответа, который задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Инструмент проверки, который определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: ключ (используется для тестовых заданий закрытого типа), модельный ответ (обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом), аналитическая шкала (используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом).

Результативность опыта

В 2010-2011 учебном году Трофимов Сергей, обучающийся 9б класса, стал победителем институционального и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике, призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады по информатике. Артёменков Вячеслав, обучающийся 8а класса, признан призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.
Данные результаты свидетельствуют о положительном опыте применения компетентностно-ориентированных заданий в рамках подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде по информатике.

Адресная направленность

Опыт может быть использован учителями информатики при подготовке обучающихся к олимпиадам различных уровней.


Трудоёмкость опыта
На начальной стадии наблюдались затраты времени на поиск и отбор материала для разработки компетентностно-ориентированных заданий, обеспечивающих подготовку к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников.



Список литературы

Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006
Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» Центра развития молодёжи г.Екатеринбург, 2010
Московские олимпиады по информатике / под ред. Е. В. Андреевой, В. М. Гуровица, В. А. Матюхина – М.:МЦНМО, 2006
Основы программирования / С. М. Окулов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Комбинаторные задачи: Материалы для подготовки школьников к олимпиадам по информатике / Е. В. Андреева. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005
Программирование на Turbo Pascal / Ю. Ковтанюк. – М.: Эксмо, 2008
Ушаков Д. М., Юркова Т. А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2007
Меньшиков Ф. В. Олимпиадные задачи по программированию (+CD). – СПб.: Питер, 2007
Информатика. 9-11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом / авт.-сост. А. Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2007







Приложение 1
Информационная компетентность

Аспект
Уровень I
Уровень II
Уровень III

Планирование информационного поиска
указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;
пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.
указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи;
пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет;
пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях;
указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска.
планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию);
самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи);
указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников;
обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности.

Извлечение первичной информации
проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;
воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам.
самостоятельно проводит наблюдение \ эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска;
извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;
проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей, - самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);
воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность.
самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника;
самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска.

Извлечение вторичной информации
извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию).
самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания,  ранжирует их и извлекает искомую информацию;
указывает на обнаруженные противоречия (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация).
извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

Первичная обработка информации
систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;
систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;
переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.
систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;
самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме;
переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.
систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры;
обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

Обработка информации
точно излагает полученную информацию;
задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.
излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;
реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
делает вывод на основе полученной информации или делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения или приводит аргументы, подтверждающие вывод.
самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации;
делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


Коммуникативная компетентность

Аспект
Уровень I
Уровень II
Уровень III

Письменная коммуникация
оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры;
определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы;
создает письменный документ, содержащий аргументацию за и \ или против предъявленной для обсуждения позиции;
определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.

Публичное выступление
соблюдает нормы публичной речи и регламент;
готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления;
использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;
работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание.
соблюдает нормы публичной речи и регламент;
определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;
использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использует невербальные средства или наглядные материалы;
работает с вопросами, заданными в развитие темы.
соблюдает нормы публичной речи и регламент, - самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности;
применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;
самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их;
работает с вопросами на дискредитацию позиции.

Диалог
начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами;
отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога.
высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.
устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога.

Продуктивная групповая коммуникация
ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;
ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы;
ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.
ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы;
ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга;
ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.
ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов;
ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты;
ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы;
ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.


Компетентность разрешения проблем (самоорганизационная)

Аспект
Уровень I
Уровень II
Уровень III

Идентификация (определение) проблемы
объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем;
в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются.
обосновывает желаемую ситуацию, - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией;
указывает некоторые вероятные причины существования проблемы.
определяет и формулирует проблему;
проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования).

Целеполагание и планирование деятельности
определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи.
ставит задачи, адекватные заданной цели;
ставит цель, адекватную заданной проблеме;
самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки.
указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели,
ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы.

Применение технологий
корректно воспроизводит технологию по инструкции.
выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности.
применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности.

Планирование ресурсов
называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности.
планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи.
проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи.

Оценка деятельности
выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности.
самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности.
обоснованно предлагает \ отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля.

Оценка результата \ продукта деятельности
сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу;
оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.
оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям.
предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели.

Оценка собственного продвижения (рефлексия)
указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;
называет мотивы своих действий.
указывает причины успехов и неудач в деятельности;
называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности;
анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений.
аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.

Приложение 2
Компетентностно-ориентированные задания, используемые в рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде по информатике

ЗАДАНИЕ 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Название: Автобусная экскурсия
Предмет /раздел: Информатика/Программирование
Класс: 9
Ключевая компетентность: Компетентность разрешения проблемы
Аспект: Целеполагание и планирование деятельности
Уровень владения компетенцией: II

СТИМУЛ

Директор твоей школы решил отправить победителей олимпиад на экскурсию по Москве. Для этого организаторами экскурсии в Москве был заказан двухэтажный автобус (победителей и призёров олимпиад достаточно много, и в обычный они не уменьшаются) высотой 437см. На экскурсионном маршруте встречаются N мостов. Организаторы экскурсии очень обеспокоены тем, что двухэтажный автобус может не проехать под одним из них. Им удалось выяснить точную высоту каждого из мостов. Автобус может проехать под мостом тогда и только тогда, когда высота моста превосходит высоту автобуса.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

Составь для организаторов экскурсии алгоритм и программу на языке программирования, помогающих узнать, можно ли провести эту экскурсию, а если нет, установить, под каким мостом автобус не может проехать. При выполнении задания ориентируйся на источник информации.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Требования организаторов экскурсии к программе
Имя входного файла:
a.in

Имя выходного файла:
a.out

Максимальное время работы на одном тесте:
3 секунды

Максимальный объем используемой памяти:
16 мегабайт


Формат входных данных. Во входном файле a.in должно содержаться число N (13 QUOTE 1415). Далее должны следовать N натуральных чисел, не превосходящих 10000, - высоты мостов в сантиметрах в том порядке, в котором они встречаются на пути автобуса.
Формат выходных данных. В строку выходного файла a.out должна выводиться фраза «No crash», если экскурсию можно провести. Если же эксукрсию провести нельзя, то должно выводиться сообщение «Crash k», где k – номер первого из мостов, под которым автобус не сможет проехать. Фразы должны выводиться без кавычек, ровно с одним пробелом внутри.
Примеры:
a.in
a.out

1
763
No crash

3
763 245 113
Crash 2

1
437
Crash 1


ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ (аналитическая шкала)

Параметры шкалы
Баллы

Соответствие требованиям организаторов экскурсии к программе
1

Рациональный алгоритм решения задачи для написания программы на языке программирования
2

Реализация алгоритма решения задачи на языке программирования
2

Отсутствие синтаксических ошибок при написании программы
2

В результате работы программа данные входного файла a.in соответствуют данным выходного файла a.out
3



ЗАДАНИЕ 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Название: Считалка
Предмет /раздел: Информатика/Программирование
Класс: 9
Ключевая компетентность: Коммуникативная
Аспект: Публичное выступление
Уровень владения компетенцией: II

СТИМУЛ

Многие дети начинают играть со считалок. Играющий, на которого попадает последнее слово текста, выходит из круга.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

Проанализируй представленную программу, которая выводит номера детей в том порядке, в котором они выходят из круга, и подготовь выступление (5-7 мин) для одноклассников по теме «Алгоритм решения задачи “Считалка”»

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

N – количество играющих детей
M – количество слов в считалке

Пример входных данных: N=5 M=3
Пример выходных данных: 3 1 5 2

program schitalka;
var i,n,k,m,l:integer;
a:array[1..1000] of integer;
b:array[1..1000] of integer;
Begin
Randomize;
write('n=');
readln (n);
for i:=1 to n do
begin
a[i]:=random(45)+1;
write(a[i],' ');
end;
Writeln;
write('m=');
readln (m);
l:=0;
repeat
for i:=1 to n do
begin
If a[i]<>0 then k:=k+1;
If k=m then
begin
l:=l+1;
b[l]:=i;
k:=0;
a[i]:=0;
end;
end;
until l=n;
for i:=1 to l do
begin
Write(b[i],' ');
end;
End.
ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ (аналитическая шкала)

Параметры шкалы
Содержание параметров
Баллы

Содержание
Корректность аргументов
*


Логичность аргументирования
*


Достаточное количество аргументов
*

Организация выступления
Грамотность, выразительность речи
*


Построение речи, следование логике доказательства
*


Способность к диалогу
*


Регламент
*


* - оценивание по трём уровням: ДА (2 балла), НЕ ВСЕГДА (1 балл), НЕТ (0 баллов).


ЗАДАНИЕ 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Название: Считалка
Предмет /раздел: Информатика/Программирование
Класс: 9
Ключевая компетентность: Информационная компетентность
Аспект: Первичная обработка информации
Уровень владения компетенцией: II

СТИМУЛ

Первоклассник не может справиться с домашним заданием: “Дано натуральное число N. Определить самую большую цифру и ее позицию в числе”.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

Помоги первокласснику справиться с домашним заданием. Для этого:
дай название алгоритмам решения данной задачи, представленным с помощью блок – схем;
напиши программу на языке программирования с использованием данных алгоритмов.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Алгоритм №1 Алгоритм №2


БЛАНК ОТВЕТА

Задание 1.

Номер алгоритма
Название

Алгоритм №1


Алгоритм №2



Задание 2.

Текст программы:





























ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ 1 (модельный ответ)

Оценка выполнения задания:
2 балла – верно указываются названия каждого из алгоритмов.

Алгоритм №1 - Определение количества цифр в числе
Алгоритм №2 - Определение максимальной цифры в числе и её позиции

1 балла – верно указывается название одного из алгоритмов.
0 баллов – неверно указываются названия каждого из алгоритмов.


ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ 2 (аналитическая шкала)

Параметры шкалы
Баллы

Реализация алгоритмов при написании программы на языке программирования
2

Соответствие используемых в программе операторов языка программирования алгоритмическим конструкциям
2

Отсутствие синтаксических ошибок при написании программы
1



Текст программы:

Var M, N, max: longint;

i, kol,pos: word;

begin

repeat

write (N=’);

readln (N);

until N>0;

M:=N;

kol:=1;

while M div 10 > 0 do

begin

kol:=kol+1;

M:=M div 10;

end;

max:=-1;

pos:=1;

M:=N;

For i:=kol downto 1 do

begin

If M mod 10 > max then

begin

max:=M mod 10;

pos:=I;

end;

M:=M div 10;

end;

writeln (max=’, max, pos=’, pos);

end.


ЗАДАНИЕ 4
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Название: Олимпийские игры
Предмет /раздел: Информатика/Программирование
Класс: 9
Ключевая компетентность: Информационная компетентность
Аспект: Первичная обработка информации
Уровень владения компетенцией: II

СТИМУЛ

В Сочи состоятся Олимпийские игры – 2014. Для быстрого подсчета общего числа медалей и соответствующего числа очков организаторами Олимпийских игр была создана ниже представленная программа. Количество очков определяется по следующему правилу: за золотую медаль команда получает 7 очков, за серебряную – 6очков, за бронзовую – 5.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

Сделай комментарии к программе в местах, обозначенных знаком
·. Например: write(n’);
·{вывод переменной n}

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

const


N=10;


strana: array [1..N] of string [9]=('Австрия','Германия','Канада ',


'Китай','Корея','Норвегия','Россия','США','Финляндия','Япония');


var


result: array [1..N+1,1..5] of integer;


i,j:integer;


max:integer;


buf:string[9];


begin


writeln('Итоги олимпийских игр');


writeln('Введите в одной строке количество золотых, серебряных и бронзовых медалей');


for i:=1 to N do
begin
write(strana[i],' ->');
read (result[i,1], result[i,2]);
readln (result[i,3]);
end;

·

for i:=1 to N do

·

begin


result[i,4]:=result[i,1]+result[i,2]+result[i,3];


result[i,5]:=result[i,1]*7+result[i,2]*6+result[i,3]*5;


end;


for i:=1 to N do

·

begin


max:=i;


for j:=i+1 to N do


if result[j,5]>result[max,5] then max:=j;


buf:=strana[i];


strana[i]:=strana[max];


strana[max]:=buf;


for j:=1 to 5 do


begin


result[N+1,j]:=result[i,j];


end;


for j:=1 to 5 do


begin


result[i,j]:=result[max,j];


end;


for j:=1 to 5 do


begin


result[max,j]:=result[N+1,j];


end;


end;


writeln;

·

writeln ('Итоги Олимпийских игр - 2014 в Сочи');


writeln ('Страна':12,'Золото':8,'Серебро':8,'Бронза':8,'Всего':8,'Очков':8);


for i:=1 to N do


begin


write(i:2,strana[i]:10);


for j:=1 to 5 do


write(result[i,j]:8);


writeln;


end;


readln;


end.




БЛАНК ОТВЕТА

Часть программы
Комментарии

1.


2.


3.


4.



ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ (модельный ответ)

Оценка выполнения задания:

4 балла – верно указываются 4 комментария
3 балла – верно указываются 3 комментария
2 балла – верно указываются 2 комментария
1 балла – верно указываются 1 комментарий
0 баллов – неверно указываются все комментарии

Часть программы
Комментарии

1.
Ввод количества золотых, серебряных и бронзовых медалей

2.
Вычисление общего количества медалей и очков

3.
Сортировка стран в соответствии с количеством очков

4.
Вывод стран, количества медалей и набранных очков в соответствии с сортировкой


ЗАДАНИЕ 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Название: перевод из десятичной системы счисления
Предмет /раздел: Информатика/Программирование
Класс: 9
Ключевая компетентность: Информационная компетентность
Аспект: Обработка информации
Уровень владения компетенцией: II

СТИМУЛ

Начинающий программист написал программу, которая преобразует введенное пользователем десятичное число в число в указанной системе счисления (от 2 до 10).

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

Помоги начинающему программисту доработать программу, выбрав и отметив знаком (на бланке функцию, необходимую в программе для её работоспособности:

( insert
(length
(str
(val


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

uses Crt;
var
o:integer;
n:integer;
r:integer;
s:string[16];
b:string[1];
begin
ClrScr;
write ('Введите целое число ->');
readln (n);
write ('Введите основание системы счисления ->');
readln (o);
s:=' ';
repeat
r:=n mod o;
n:=n div o;
( (r,b);
s:=b+s;
until (n ( (n,b);
s:=b+s;
writeln(s);
readln;
end.

БЛАНК ОТВЕТА

1
2
3
4







ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ (ключ)
Оценка выполнения задания: 1 балл – ответ 3 0 баллов – другие варианты ответов

( По материалам практико-ориентированной дистанционной мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» Центра развития молодёжи г.Екатеринбург










+

--

Max, pos

M= M div 10

Max=M mod 10
Pos=i

M mod 10 >max


M=N
Max=-1
Pos=1

I=kol,1,-1

N

kol=1

M=N

M div 10 >0

kol= kol +1

M= M div 10

kol

--

+



















Ключевые компетентности

Обработка информации

Первичная обработка информации

Извлечение вторичной информации


Извлечение первичной информации

Планирование информационного поиска

Информационная

Продуктивная групповая коммуникация

Диалог

Публичное выступление

Письменная коммуникация

Коммуникативная

Оценка результата деятельности

Оценка деятельности

Планирование ресурсов

Применение технологий

Целеполагание и планирование деятельности

Идентификация (определение) проблемы

Самоменеджмент



15