Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе


РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Рак Марина Викторовна, учитель начальных классов
ГУО «Озерецкая базовая школа Толочинского района»)
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни. Исходя из этого достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Поэтому тема моего реферата: «Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе» актуальна в данное время.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в письменной форме.
В процессе написания реферата были использованы следующие методы и приемы:
метод наблюдения и описание его результатов;
анализ учебников и письменных работ учащихся;
изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме.
Поэтому решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка, основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем, в процессе упражнений, подвергающегося автоматизации.
Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Орфографическая грамотность учащихся — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают это. Поэтому одной из распространенных причин низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
навык письма;
умение анализировать слово с фонетической стороны;
умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Отсутствие орфографических навыков или их слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Выделяют следующие факторы формирования орфографических навыков:
Зрительный фактор.
Слуховой фактор.
Рукодвигательный фактор.
Проговаривание.
Исходя из вышенаписанного, следует сделать вывод, что особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Учитель должен научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик в свою очередь должен понять, что от знаний (выполняя множество упражнений, разбирая и осознавая каждый орфографический случай, используя правила) он приходит к овладению навыком.
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
В дидактике существует множество книг и статей, помогающих разобраться в лингвистических, психологических и методических основах обучения грамотному письму.
Однако, несмотря на всестороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема продолжает оставаться актуальной.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Если признать умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте базовым орфографическим умением, то и закладывать его надежные основы следует непосредственно в начальных классах.
Именно поэтому вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Одним из важнейших компонентов решения этого вопроса является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке.
Как правило, на этапе подготовки детей к обучению грамоте учу слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, то есть сформировать понятийный аппарат, развить фонематический слух.
Далее, на втором этапе работаю над выработкой орфографической зоркости. Ученик должен научиться видеть и узнавать орфограммы.
И, наконец, на третьем этапе работы — учу детей самоконтролю.
Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.
При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы.
Для развития орфографической зоркости веду работу по нескольким направлениям:
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия и внимания.
Формирование понятийного аппарата (гласные, согласные, ударные, безударные гласные, корень слова и т.д.).
Изучение основных орфограмм начальной школы .Большую работу над развитием орфографической зоркости позволяет проводить учебник русского языка. В нем максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.
В учебниках предлагаются, например, такие задания: «Назовите слова на знакомые вам правила»; «Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением»; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило».
Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: «Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному»; «Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания»; «Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Помимо этого в учебники включены интересные задания, где работа над словом проводится не с позиции морфемного анализа, как в старых системах, а с позиции фонематического анализа слова, который используется в развивающих системах обучения. Учебник насыщен различными видами упражнений, содержащих элементы повторения орфограмм, изученных ранее.
В практике письменной речи школьников, на уроках и факультативах, я использую особый способ письма — письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю — пропускаю, оставляю сигнал опасности». Вместе с ребятами работаю с орфографическим словарем, закладывая основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос. Широко применяю приемы списывания, обеспечивая запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т.д.), т.е. развивая орфографическую память учеников). Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании.
Также я использую игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения:
Игра «Комментатор»: вставить пропущенную букву, объясни орфограмму.
Игра «Третий лишний»: вычеркнуть лишние слова.
Игра «Назови ошибку»: выделить слова, обозначающие предметы.
Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки.
Схемы-угадайки. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. ___О___О___О (горох, молоко, морковь и т.д.)
Загадки-шутки.
В каких словарных словах спрятались ноты? (дорога, помидор…)
В каких словарных словах спряталась –ель–? (водитель, учитель, зритель…)
Заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист; широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе).
Зрительное запоминание словарных слов в стихах, с соответствующими картинками.
Существует два пути повышения грамотности учащихся:
развивать оперативную память
и совершенствовать методику самопроверки письменных работ.
Поэтому веду работу и в этих направлениях. Использую различные упражнения для развития оперативной памяти учащихся. Развитию оперативной памяти помогают такие упражнения:
диктант-игра «Кто больше запомнит» (по методике Л.П.Федоренко);
распространение предложений, восстановление пропущенных слов;
восстановление предложений из данных слов;
письмо под диктовку;
определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
списывание текста и выделение орфограмм;
исправление деформированного текста (текста с ошибками);
письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
классификация слов из текста с заданной орфограммой, постановка пропущенных букв в местах орфограмм;
карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Причем, «количество слов в записи предложений должно постепенно увеличивается, что создает нагрузку на речевую память, которую, только нагружая и можно развивать». Перед началом письменных работ, в процессе и по окончании выполнения, даю учащимся установку на проверку написанных слов, предложений. В процессе работы над орфограммой наступает такой период, когда дети начинают строже контролировать слова предложения до их написания и поэтому меньше допускают ошибок.
Такое разнообразие методов необходимо для создания условия включения в работу как можно большего числа детей с самыми разными способами реагирования на учебный материал.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Однако нельзя забывать о возможности становления навыка на чувственной, интуитивной основе. В одних и тех же условиях: в одном классе, у одного учителя, при примерно одинаковом уровне развития — дети достигают разных результатов. Разве можно отрицать так называемую природную грамотность некоторых обучающихся? Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз прописать, чтобы никогда не допустить ошибок в этом слове. А для других детей даже несложные правила вызывают затруднения.
Большую проблему в начальной школе составляет написание слов безударными гласными и парными согласными. Даже, если ребёнок чётко проговаривает правило, то в тексте часто не находит слова, к которым надо его применить. Это происходит из-за того, что дети просто не слышат эти «опасные» места в словах. Поэтому ребёнка и надо научить слышать те звуки, которые в дальнейшем надо правильно оформить в письменной речи, то есть написать правильно буквы.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме — одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. 
Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко-буквенного анализа слов.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм — основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.
Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Немалый интерес представляет обучение вообще без изучения правил — на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без правил» удаётся лишь в редких случаях.
Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе; 
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой. 
Проработав более 20 лет в начальной школе, выработалась своя методика преподавания русского языка, на шлифовку которой ушли годы, и только теперь она используется в полном объёме.
Вся моя методика делится на 4 основные составляющие:
1.Система подачи знаний.
Одна из основных тем, изучаемых в начальной школе — правописание безударных гласных. Но как можно правильно объяснить на доступном уровне эту тему, если у учащихся нет понятия о составе слова. А где же как не в корне находится безударная гласная? Как правильно подобрать проверочные однокоренные слова, если не знаешь, что это такое?
2. Система «ошибкоопасных» мест и букв «мин».
Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.
Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Многие учителя настоятельно рекомендуют не выполнять самопроверку диктантов, ведь то, что могли — дети уже сделали. Ошибки они находят в сборниках «Найди ошибку», а при написании диктантов никаких поблажек. Хотя этот вопрос считается спорным. Но самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции.
3. Система контроля.
В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и правильно расположены темы для изучения.
Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не знает, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому почти на каждом уроке обязательно проводится самостоятельная работа. Чаще всего на русский язык отводится 2 часа в неделю. Один раз в четверть мы пишем творческие работы — изложения или сочинения, один раз в две недели пишем обязательно словарный диктант. Целесообразно было бы добавить и другие виды самостоятельных работ.
Система работ над ошибками.
Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование добросовестного выполнения работы над ошибками.
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, такая работа проводится фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5–6 орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными — учащиеся, которые допустили ошибки.
Поэтому, чтобы сформировать у учащихся прочный навык грамотности, необходимо также осознавать взаимосвязь конкретных методических приёмов с воспитательным, образовательным и развивающим обучением. Ощутимыми результаты работы по формированию орфографических навыков будут в том случае, если наряду с уже известными и опробированными приёмами будут использоваться новые, но не менее эффективные приёмы. Иными словами, уже в начальной школе посредством различных орфографических упражнений и заданий необходимо и вполне возможно формировать у учащихся первоначальные орфографические навыки, являющиеся основой для развития грамотности школьников.