Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.Одной из основных задач обучения математике в начальной школе является развитие навыков отвлеченного мышления.
Однако ни одно отвлечение не может возникнуть без конкретного образа. Поэтому правильно построенное обучение математике предполагает постепенный переход от конкретного к отвлеченному.
Благодаря наглядности формируются конкретные представления, предупреждающие вербализм в обучении слепых детей. С помощью наглядности развивается сенсорный опыт учащихся, а это есть предпосылка и условие формирования наглядно-образного мышления. Сформированные представления служат базой для развития абстрактного мышления.
Дети младшего возраста легко усваивают лишь то, что они могут непосредственно воспринять, и чем больше анализаторов будет участвовать в этом восприятии, тем легче и прочнее будет усвоение. Поэтому в начальных классах наглядные пособия играют особенно большую роль.
Применение в ходе урока наглядных пособий помогает учащимся быстрее, легче и прочнее усваивать- изучаемый материал, всегда вносит много живого, интересного, развивает творческие способности учеников, дает им возможность обогатить свои пространственные представления.
В учебном процессе учитель демонстрирует самые разнообразные виды наглядных пособий: предметы ( книги, конверты, карандаши, открытки и т. д .), модели предметов, игрушки, таблицы, природный материал. Многие из этих пособий могут быть использованы на уроках как раздаточный материал. Соответственно работу с раздаточным материалом нужно построить так, чтобы она всемерно способствовала развитию познавательной деятельности учащихся.
Так в первом классе дети знакомятся с такими понятиями, как «больше - меньше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже» и др. При уточнении понятия «толще - тоньше» можно использовать такие пособия, которые дети могут не только рассматривать, но прежде всего и осязать. Для этой цели берутся
куски толстой и тонкой веревки, толстой и тонкой нитки, набор палочек или карандашей различной толщины.
Для проверки точности представлений у детей о величине предметов используются различные кустарные дидактические игрушки (матрешки, кубики, шарики).
Пособием для изучения понятий «шире - уже», «длиннее - короче» являются полоски черного картона или ткани, расположенные на белом фоне. Дети обследуют эти полоски и по заданию учителя раскладывают их разными способами, соблюдая последовательность в уменьшении или увеличении ширины полосок или их длины.
Для уточнения понятий «высокий - низкий» можно использовать силуэтные трафареты. Можно также использовать палочки, которые дети вставляют в специальные отверстия на бруске. Одновременно учащиеся получают первые представления о перспективе: «ближе - дальше», «впереди - сзади», «слева - справа».
Занимаясь с детьми счетом можно использовать шишки, камешки, желуди, листья деревьев, собранные на прогулке; при изучении состава числа используют кружочки, квадраты, треугольники, которые дети раскладываю по группам, каждую группу обозначая соответствующей карточкойтцифрой.
Большое значение для слепых и слабовидящих детей имеет слуховое восприятие числа. На уроках счет часто сопровождается отчетливыми звуками (хлопки в ладоши, удары по столу). Такие >• занятия могут проводиться разнообразно. Так, кто-нибудь из детей ударяет определенное число раз в ладоши, а остальные дети отсчитывают соответственное число палочек, треугольников и т.д. К числу наглядных пособий при обучении математике следует отнести и такие, которые дают возможность ввести «драматизацию» в урок (например, фигурки людей, животных, птиц и т. д., которые можно передвигать, соединять в группы, разъединять.)