Реферат Средства наглядности и их носители на уроках истории

Средства наглядности и их носители на уроках истории.




План.



Введение
Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса
II.Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории:
1.Классификация средств наглядности
Портреты
Картины
Графическая наглядность
Видеоматериалы

2.Презентация как наглядное средство обучения

III.Использование ИКТ на уроках истории

Заключение

Литература

















Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский


Введение.
Тема «Средства наглядности и их носители на уроках истории» актуальна и требует тщательного изучения, в связи с тем, что современная школа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:
        сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
        организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;
        включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
        активизировать научную деятельность.
Достижение предусмотренных данной программой учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории.
Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.
Исходя из вышесказанного, объектом данного исследования является организация процесса обучения детей на уроках истории в школе.
Предметом исследования являются средства наглядности на уроках истории.
Цель курсовой работы: изучить эффективность использования наглядных средств на уроках истории; влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
        раскрыть методику работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.
        изучить влияние средств наглядности на работу учащихся в процессе изучения истории.
        сделать выводы, как наглядность влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.
Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий.

Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса.
Наглядность - «один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений» («Словарь русского языка».т.2. стр.337) . Средства – «предметы, приспособления или совокупность и, необходимые для осуществления чего-либо» («Словарь русского языка». т.4.стр.239). Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников






II. Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории.
1.Классификация средств наглядности.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.)

Средства наглядности подразделяются:
на изобразительные (картины, портреты (их репродукции), фотографии);
графические (схемы, таблицы, графики, карты и т.п.)
предметные (реконструированные предметы культуры, быта, производства);
подлинные предметы материальной культуры (орудия труда, оружие, кости, украшения и т. д.)
естественные монументальные (храмы, сооружения и т.п.)
аудиовизуальные (телефильмы, кинофильмы, радио, звукозаписи, компьютерные версии и т.п.)
В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные, графические и аудиовизуальные средства наглядности: портреты, картины, схемы и т. д.

Рассмотрим некоторые из видов наглядностей, рассмотренных в вышеизложенной классификации.




Портрет.



Портрет – «произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определенного человека или группы определенных людей»
( «Словарь русского языка» -т.3, стр.306).
Портреты изучаются в узком и широком смысле слова.
При изучении портрета в узком смысле слова, в первую очередь, внимание учащихся обращается на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.


Так, изучая тему «Великая Отечественная война», при рассмотрении портрета полководца Г.К.Жукова учащиеся отмечают открытые лицо, высокий лоб, волевой подбородок, строгий, умный взгляд – все говорит о сильной, волевой личности, обладающей недюжинным талантом, способностью принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию и конечный результат и т.п.



Такая характеристика соответствует роли и месту Жукова в истории: полководческий талант, проявившийся на Халхин-Голе и, особенно, в Великую Отечественную войну, гордость, высокое личное достоинство, принципиальное до жестокости отстаивание своих позиций (единственный из маршалов, смевший открыто возражать Сталину публично, за что он подвергался снятию или понижению в должностях как во время войны, так и после) и т.д.
При изучении портрета в широком смысле наряду с «обрисованием» анатомических черт лица и их расшифровкой большое внимание учащихся обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется учителем, что, в конечном итоге, дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.




К примеру, портрет выдающегося полководца А.В. Суворова.



В правой руке – жезл, соответствующий его воинскому званию фельдмаршала. На груди выделяется голубая лента через правое плечо. Это говорит о том, что полководец был удостоен высшей награды России – ордена Андрея Первозванного (за победу в Кинбурнском сражении).
Левая рука Суворова придерживает золотую шпагу, украшенную алмазами – за победу над турками и в честь годовщины заключения с ними Кючук-Кайнарджийского мира (1774г.). До Александра Васильевича за всю историю России только 18 генералов русской службы имели такую награду.


Чуть левее, по центру груди, овальное бриллиантовое изображение с портретом Павла I. Это награда императора за победу при Адде. Павел писал: «Портрет мой на груди вашей да изъявит всем и каждому признательность Государя к великим делам своего подданного. Слава Богу, слава всем!»
Под портретом императора четырехугольный знак – орден Святого Георгия первой степени за победу на реке Рымник. (До Суворова его получили лишь пять человек: генерал-аншефы П.А. Румянцев-Задунайский, А.Г. Орлов, П.И. Панин, В.М. Долгоруков-Крымский, генерал-фельдмаршал Г.А.Потемкин).
Так, одна за другой рассматриваются награды великого полководца. Учитель подчеркивает, что за каждой наградой стоит сражение, победа, переход и т.д. Те из событий, которые входят в школьную программу, раскрываются более полно, другие лишь перечисляются.
Так, по портрету А.В. Суворова учащиеся познают боевой путь полководца, победы русской армии, принесшие славу Отечеству.
Работа с портретом может строиться на изучении одежды, головного убора, обуви, причесок, что в свою очередь характеризует время, традиции, стиль и т.п. Так, рассматривая портреты русских князей, царей, бояр (до XVIII в.), учащиеся обращают внимание на восточный стиль их одежды – в золоте и бриллиантах длинные шубы, конусного типа головные уборы, бороды и усы на лице и т.д. Начиная с петровской эпохи, портреты современников выглядят больше по-европейски: выбритые лица, завитые парики, расшитые камзолы, модные цветные «галстуки», высокие башмаки с золотыми пряжками; у женщин – открытые платья с большими вырезами на груди и спине, причудливые парики, прически в виде фрегата, замка, букета цветов, несусветной величины шляпы.





Учитель поясняет, что часто при работе с портретом одного лица необходимы альтернативные изображения. Портреты писались художниками, герои которых могли быть им симпатичны, безразличны, неприятны, может быть, даже ненавистны. Кроме того, многие портреты писались по заказу, следовательно, художники должны были удовлетворить капризы заказчиков и т.д.
По этой причине мы наблюдаем многообразие изображений одних и тех же лиц, но разными художниками.




Документальный скульптурный портрет Ивана Грозного работы
М.М. Герасимова



Иван Грозный. Гравюра на дереве. Венская библиотека.








Иван IV Грозный.
Гравюра на дереве неизвестного западноевропейского мастера XVIв.
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897г. В.М. Васнецов. Фрагмент.



Задачи учащихся при работе с портретами царя могут быть следующими:
выявить сходные черты лица;
соотнести изображения личности на разных портретах с их описаниями в учебнике и учебных пособиях;
определить, какой портрет более всего соответствует исторической действительности.
В результате анализа становится понятным, что портреты, созданные европейскими художниками, заметно отличается от портретов, выполненных Васнецовым и Герасимовым. Вероятно, европейцы либо не видели живым русского царя, либо писали портреты в угоду ему. В.М. Васнецов написал портрет исходя из исторических источников. Проницательность художника оказалась феноменальной, так как созданный позже антропологом, археологом и скульптором М.М. Герасимовым портрет царя на основе скелетных останков как бы подтвердил васнецовский. Таким образом, более всего соответствуют исторической действительности изображения, созданные русскими художником и скульптором.
Учащимся может быть предложено развернуть учебную дискуссию, взяв за основу позиции правителей России в оценке Ивана Грозного (ведь портрет рассматривается не ради портрета):
Алексей Михайлович признал вину своего «прадеда»;
Петр I считал Ивана IV своим предшественником во внутренней и внешней политике;
Александр II отрицательно относился к Ивану Грозному, (не случайно скульптура Ивана IV отсутствует в ряду других русских правителей в памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), хотя в нем нашлось место попавшим в опалу при царе Адашеву и Воротынскому.
И.В.Сталин испытывал личные симпатии к Ивану IV.
Старшеклассники, при незначительной ориентировке, достаточно быстро приходят к выводу, что оценки правителей Ивану IV вполне соответствовали характеру их личной деятельности: ни Петр I, ни Сталин не были щепетильными в выборе средств для достижения своих целей.
Так на основе анализа портретов можно, например, начать изучение царствования Ивана Грозного.



Картины.
Картина - «произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаге (там же - т.2, стр.35). Репродукция – «воспроизведение и размножение изображения (рисунка, картины, чертежа, печатного текста) полиграфическими средствами или фотографическим способом» (там же – т. 3, стр. 709).
Наибольшую ценность для развития образности представляют картины (репродукции). Более достоверными изображениями считаются картины, которые написаны современниками событий. Художники, воссоздавшие прошлое, часто допускали исторические ошибки. Иногда причиной ошибок в изображениях, являлся стиль в искусстве, которого придерживался художник, или его личностные качества. Необходимо обратить внимание детей, каким увидели, например, Степана Разина художники В. Суриков и М. Кудреватый.





Репродукции демонстрируются с помощью компьютера и проектора. Картины используются практически на всех видах занятий. Выбор определяется тем, насколько широк и глубок охват изображенных на ней исторических событий, насколько изображение соответствует теме и будет способствовать ее раскрытию.
Для анализа картины, учащимся можно предложить следующий план.
Кто эти люди? Иногда это легко определить сразу, но, бывает, что вы должны определить это по каким-либо условностям.
Сюжет картины. Что происходит?
Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов. Причем не только в буквальном смысле, но также на интерпретации выражений лица, движений, жестов, расположения людей на картине, их размеров, света и тени, цвета изображения.
Кто написал картину и для кого она была предназначена? Была ли эта картина заказана художнику? Кем? Или он нарисовал ее по собственному желанию? Входило ли в намерения художника в чем-то убеждать людей, разочаровывать их, производить впечатление?
Какими возможностями располагал художник для создания объективной, беспристрастной картины? Информацией из первоисточников или из вторых рук?
Каковы были его намерения в отношении картины? Какие приемы он использовал, чтобы донести до зрителя идею своего произведения? Получилось ли у него это, на ваш взгляд?
Какие достоинства или предвзятости вы можете обнаружить в картине? Они могут быть осознанными или бессознательными для художника, но они практически всегда присутствуют на картинах. Является ли это произведение выражением какой-либо особой идеологии?



Одно дело, когда учащимся предлагаются картины, содержание которых носило судьбоносный для Отечества характер.




А.Д. Кившенко.
«Военный совет в Филях в 1812г».

Событие происходит в дни, когда решалась судьба Москвы и всей России. Внимание учащихся обращается на то, что по позам, выражениям лиц высшего командного состава русской армии можно понять, как сложно дается генералам решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя.





В.А. Серов
«Петр I»

Строительство Санкт-Петербурга, создание русского флота, стремительное движение к новому – вот что характеризует поза Петра, ясно видящего цель, строящиеся вдали корабли, море на переднем и дальнем плане, склады бревен, ветреная погода, идущие, но едва поспевающие люди – так может быть прочитана эта картина.


На них изображены события, сыгравшие огромную роль в истории России.


Несколько по-другому используются картины, изображения на которых носят эпизодический для истории характер.




Н.Н. Ге
«Петр допрашивает царевича Алексея».

Отображена трагедия, происшедшая между отцом и сыном. Отец – суров, непреклонен, при этом пытается выяснить, почему сын не вместе с ним. Алексей – слаб, деморализован, чувствует безысходность своего положения. На столе – бумаги, определившие его судьбу.




Эта картина может быть использована фрагментарно, для подтверждения сложных проблем петровских преобразований.
Учитель, подбирая портреты и картины для использования на занятиях, всегда исходит из одного фактора – их информативной направленности.
Картины – это источники познания на уровне живого созерцания исторической действительности.




Графическая наглядность.
Графика – это начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками» («Словарь русского языка» -т.1, стр.344).

Графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.

С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований:
соответствие средства содержанию изучаемого материала;
неперегруженность объектами для запоминания;
четкость изображения;
ширoкая цветовая гамма изображения и т.д.
Естественно, занимают еще определенное место на занятиях по истории изображения мелoм на доске. Однако учителя, пoльзующегося доской и мелом, часто поджидают неприятности: тo мел сырой, то у учителя доска шероховатая. Поэтому доска с мелом должны использоваться в тех случаях, когда изучаемое положение темы невозможно раскрыть с помощью электроннотехнических средств.
Наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы. Не исключаются диаграммы, картограммы и т.д.

Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Органы государственной власти Российской Федерации
(структурная схема)






























Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого:






Ликвидация неграмотности в СССР
(Логическая схема)

























Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.







Ликвидация неграмотности в СССР
(Поисковая схема)




















Таблицы – это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам:



Расходы военного министерства России, млн. руб.
Главные статьи расходов
1863 г.
1870 г.
1874 г.

Содержание войск
79,7
87,08
100,8

Административные расходы
10,9
16,5
18,9

Вооружение
4,03
13,8
17,4

Содержание военных заводов
0,3
0,8
Нет данных

Всего:
101,6
121,6
152,1












Меры Сталина по охране государственной собственности
(1932-1933)
79 867
81 251
49 689

2 588
4 183
1 392


49 360
68 329
41 219

27 919
8739
7 078






Шансы на поступление в институт, %

1960-е гг.
1980-е гг.
1990-е гг.


1
2
1
2
1
2

Выпускники
33
60
30
70
51
41

Планировавшие поступить
38
57
43
54
58
35

Поступившие
56
41
60
39
62
30

Примечание. 1 – дети руководителей и специалистов;
2 – дети служащих, рабочих и крестьян
Графики – чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.
Ожидаемая средняя продолжительность жизни людей,
родившихся в 1998 г.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Для сравнения: в 30-е гг. этот показатель в России составлял 30 лет для мужчин и 32 года для женщин.



Ассигнования на церковно-приходские школы в России, тыс. руб.



Рост населения СССР в 1970 – 1988 гг. (на 1000 чел.)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415




Картограммы – это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению:




Количество осужденных, отбывающих наказание, тыс.чел.
(2000 г.)






Все представленные выше схемы, таблицы, картограммы конечно же можно найти в многочисленных изданиях и альбомах, но продуктивно воспользоваться ими на уроке можно только при наличии данного дидактического средства у каждого учащегося.Чаще такая ситуация невозможна, и учитель должен обеспечить учеников необходимыми средствами, используя компьютер как универсальное средство создания наглядности.



Видеоматериалы.
Неоспоримы достоинства использования видео носителей на уроках, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие, познавательная значимость, фактологическая достоверность, связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху, подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Учащиеся тоже могут быть привлечены к этой работе. Старшеклассники, например, могут записать для уроков документальные фильмы, созданных на основе архивных материалов, (я использую на уроках истории отрывки из таких фильмов, как «Первая мировая война», «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Обыкновенный фашизм», « Война и мир», « Они сражались за Родину»). Фрагменты этих подготовленных к уроку фильмов позволяют ученикам сделать собственные умозаключения, принять участие в дискуссиях, сопоставить собственное мнение с выводами ученых.

Прежде всего, я бы посоветовала каждому учителю, имеющему в своем распоряжении компьютер, проектор и интерактивную доску, решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем, надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях. Для демонстрации фильмов на уроке необходимо: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20мин), разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся, определить значение фрагмента для изучения конкретной темы, выявление результатов просмотра.



2.Презентация как наглядное средство обучения
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
Использование презентаций в работе учителя прочно вошло в нашу жизнь. Существует несколько проблем, с которыми обязательно сталкивается создатель презентации и которые я хотела бы обсудить в этой работе, исходя из своего опыта.
1.Для начала, необходимо определиться к какому именно типу урока я готовлю презентацию – уроку повторения уже изложенного материала или, например, к уроку изучения новой темы. В первом случае, готовится презентация с разветвленной схемой (у учителя будет возможность уточнять какие-либо детали при повторении и обобщении материала), во втором – структура презентации будет линейной, с определенной последовательностью слайдов.
2.Затем необходимо учесть возраст учащихся, для которых готовится урок (подача материала и форма оформления слайда должна соответствовать определенной возрастной группе учащихся).
3. Далее планируется количество слайдов, исходя из задач поставленных перед презентацией (например, объяснение новой темы должно занять 30 минут урока, следовательно, создается 15 слайдов: на каждый слайд отводим около двух минут урочного времени).
4. Презентация – прежде всего средство наглядности, а уже потом - текстовый материал. Т.е. при создании презентации особое внимание я уделяю иллюстративному материалу, а главное требование к тексту – его краткость и содержательная емкость. Дополнительную информацию учитель всегда может рассказать устно.
5. Каждый слайд не должен быть перегружен одновременно и картами, и фотографиями, и таблицами, и схемами одновременно. Гораздо лучше усваивается предлагаемый материал, когда он включает в себя не более трех визуальных объектов.
6. Стоит обязательно остановиться на выборе стиля презентации – цветовом фоне и шрифтах. Бесспорно, если мы готовим презентацию по истории Древней Руси и подберем шрифт, имитирующий старославянские буквы, а также выдержим цветовую гамму (например, красные народные узоры на белом фоне), наша работа будет выглядеть очень стильно. Но я при подборе фона и шрифта слайда исхожу, прежде всего, из их «читаемости». Кабинет, в котором я работаю, оснащен большой интерактивной доской, но это не дает гарантии четкого изображения – в день демонстрации презентации может быть солнечная погода и жалюзи не всегда создают эффект «темного кинозала». Поэтому я выбираю для своих презентаций нейтральный цвет фона (серый, бежевый, голубой) и черный шрифт Times New Roman. Историки нередко оказываются в ситуации, когда рассказа учителя и текста учебника оказывается недостаточно для их работы. Рассмотрим подобные случаи.
Во-первых, при работе с источниками и литературой. В Интернете есть неплохие цифровые коллекции исторических источников и литературы (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, библиотека электронных ресурсов истфака МГУ, Российский образовательный портал) – там всегда можно найти необходимый документ, который учитель может продемонстрировать учащимся при объяснении новой темы.
Во-вторых, при необходимости демонстрации иллюстративного материала. Практикующие учителя меня поймут – незнание учениками визуальной составляющей истории просто удручающе. Большинство детей «не узнает в лицо» исторических деятелей, архитектурные памятники, классику исторической живописи. Чтобы восполнить эти пробелы, для «добывания» средств наглядности я использую интернет.
В-третьих, карты. Не секрет, что даже при наличии в кабинете истории огромной коллекции карт, учитель не всегда может воспользоваться этим наглядным средством. Виной этому наша ежеминутная занятость: дежурства на переменах, срочная сдача очередных отчетов, разбор проблемных ситуаций в вверенном тебе классе и т.д. При этом каждый учитель истории знает, что без опоры на историческую географию преподавание некоторых событий и процессов становится бессмысленным. И в данной ситуации на помощь опять приходит интернет и компьютер. Заранее подготовленные на « рабочем столе» учителя карты государств и сражений гораздо быстрее могут быть использованы на уроке, чем те которые нужно доставать из шкафов, распаковывать, размещать на доске.

7. И последнее. Хотелось бы еще остановиться на вопросе создания ученических презентаций, используемых на уроке. Роль учителя в данном случае – это роль консультанта или помощника в создании конечного продукта. Создание собственных презентаций способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей, так как в процессе работы над презентацией ученики, увлеченные темой работы, сами производят поиск нужных средств наглядности и исторической информации, комментирующей их. Учащиеся, в составе рабочих групп анализируют предложенную учителем информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными задачами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Творческая обработка полученной информации является законченным продуктом, созданным учеником или группой учащихся. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.
Единственный отрицательный момент это ученической работы, на мой взгляд, значительная часть презентаций, созданных разными учениками, можно отнести только к одному типу - компьютерный диафильм, все отличие которого от обыкновенного состоит в виде носителя (диск вместо пленки).

III.Использование ИКТ на уроках истории.
Историки нередко оказываются в ситуации, когда рассказа учителя и текста учебника оказывается недостаточно для их работы. Рассмотрим подобные случаи.
Во-первых, при работе с источниками и литературой. В Интернете есть неплохие цифровые коллекции исторических источников и литературы (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, библиотека электронных ресурсов истфака МГУ, Российский образовательный портал) – там всегда можно найти необходимый документ, который учитель может продемонстрировать учащимся при объяснении новой темы.
Во-вторых, при необходимости демонстрации иллюстративного материала. Практикующие учителя меня поймут – незнание учениками визуальной составляющей истории просто удручающе. Большинство детей «не узнает в лицо» исторических деятелей, архитектурные памятники, классику исторической живописи. Чтобы восполнить эти пробелы, для «добывания» средств наглядности я использую интернет.
В-третьих, карты. Не секрет, что даже при наличии в кабинете истории огромной коллекции карт, учитель не всегда может воспользоваться этим наглядным средством. Виной этому наша ежеминутная занятость: дежурства на переменах, срочная сдача очередных отчетов, разбор проблемных ситуаций в вверенном тебе классе и т.д. При этом каждый учитель истории знает, что без опоры на историческую географию преподавание некоторых событий и процессов становится бессмысленным. И в данной ситуации на помощь опять приходит интернет и компьютер. Заранее подготовленные на « рабочем столе» учителя карты государств и сражений гораздо быстрее могут быть использованы на уроке, чем те которые нужно доставать из шкафов, распаковывать, размещать на доске.
В-четвертых, музыка. Время от времени возникает необходимость музыкального сопровождения используемого на уроках иллюстративного материала: гимны, военные марши, отрывки из классических музыкальных произведений - все это необходимо. И вновь наличие компьютера и Интернета существенно облегчает задачу.
В-пятых, урочный и внеурочный контроль знаний. ИКТ технологии дают возможность проводить тестовые работы, используя наглядные средства (например, одно из заданий конкурса знатоков истории «Умники и умницы», проходившего в нашей школе, состоял в том, что соревнующиеся должны были определить по фотографиям личность исторических деятелей, памятники архитектуры, шедевры мировой живописи.)



Заключение.

Таким образом, на основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках истории, что в свою очередь приводит к следующим результатам:
- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
- дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;
- использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;
- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
- раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;
- проанализированный опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;
- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;
- ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.
Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках истории, обоснована нами как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс, учитывая стремление России к европейским стандартам образование. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке истории, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения истории.
Таким образом, изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, а также использовав такие наглядные пособия как карты, портреты, схемы, мы подтвердили собственную гипотезу о том, что оптимизация использования наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания истории.

































Литература

Студеникин М.Т.
Современные технологии преподавания истории в школе. – М. 2007
Драхлер А.Б.
Зачем учителю истории Интернет
Преподавание истории в школе , 2004
Степанищев А.Т.
История России в вопросах, задачах, графике. – М., 1995
Средства наглядности по истории России и мировых цивилизаций. – М., 1996
История в таблицах и схемах. – М., 1997
Казиев С.Ш. Бурдина Е.Н.
История России в таблицах и схемах. – М.,1997
Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции Преподавание истории в школе, 2003
Бовтенко М.А. «Подготовка раздаточных материалов на основе презентаций». Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации « Сибирский открытый университет». – №2. Новосибирск, 2006
Чернов А.И., Морозов А.Ю., Пучков П.А. Абдулаев Э.Н. Компьютер на уроках истории и обществознания. Пособие для учителя. – М., 2009
Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. – «ИКТ в образовании» Вестник ПГПУ, выпуск 1.
Степанищев А.Т.
История России в вопросах, задачах, графике. – М., 1995
Средства наглядности по истории России и мировых цивилизаций. – М., 1996
История в таблицах и схемах. – М., 1997
Гудков А.Н., Гудкова О.Н.
Работа с видеоматериалами на уроках истории
Казиев С.Ш. Бурдина Е.Н.
История России в таблицах и схемах. – М.,1997
Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции Преподавание истории в школе, 2003































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Президент РФ
глава государства

Федеральное собрание
парламент, представительный и законодательный орган

Совет Федерации
по два представителя от каждого субъекта Федерации


Государственная Дума
450 депутатов

Правительство
высший орган исполнительной власти

Суды
(Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный)

1930 г. Решений XVI съезда ВКП (б) постановления ЦИК, Совнаркома СССР по вопросам образования

1926 г. 43% советских граждан в возрасте 9-49 лет и большинство людей старшего возраста неграмотны

Бурное развитие индустриализации требовало кардинальных изменений в области народного образования



Задача – провести всеобщее обязательное первоначальное обучение и ликвидировать неграмотность в стране

В 1930-1931 гг. вводилась (повсеместно) обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей и подростков

В промышленных городах, районах вводился всеобуч в объеме школы-семилетки

1939 г. Грамотность населения в возрасте старше 9 лет составила 81,7% (90,8% мужчин, 72,6% женщин)

В 1930-1931 гг. вводилась новая система образования. В чем ее суть?

Какие образовательные структуры вводились в промышленных городах, поселках и районах?

1939 г. грамотность населения резко возросла. Насколько? Почему среди мужчин грамотных было больше, чем среди женщин?





В чем заключалась главная задача в области реформирования образования?

1930 г. был принят ряд решений по вопросам образования.
Какие органы власти участвовали в реформе образования?

1926 г. 43% советских граждан в возрасте 9-49 лет и большинство людей старшего возраста неграмотны. Почему?

Бурное развитие индустриализации требовало кардинальных изменений в области народного образования. В чем заключалась взаимосвязь индустриализации и образования?

Осуждено

Приговорено к высшей мере наказания

Приговорено к 10 годам заключения

Приговорено менее чем к 10 годам заключения

1 мая 1933- 1июля 1933 г. июля

1 янв. 1933- 1мая 1933 г. июля

7 авг. 1932- 1янв. 1935 г. июля

Закон о «пяти колосках»

1882 г. 1886 г. 1895 г.




·
·
·
·
·кРисунок 10Рисунок 16Рисунок 22Рисунок 25Рисунок 28Рисунок 31Рисунок 34Рисунок 40Рисунок 5Картинка 1 из 1Рисунок 8Картинка 1 из 1Картинка 1 из 772Рисунок 11Картинка 1 из 772Картинка 1 из 1675Рисунок 17Картинка 1 из 1675Картинка 2 из 230Рисунок 20Картинка 2 из 230Диаграмма 10Root Entry