«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и  делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно. При этом зачастую у родителей возникает вопрос : «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация / выставки книг / идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей. Убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения. Никому ни секрет, что для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому родителей необходимо вовлекать в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это позволит родителю как можно лучше узнать, как образовывать детей, опираясь на их природную любознательности и исследовательскую активность, а так же приобрести знания о новых формах взаимодействия с ребёнком. Под взаимодействием обычно понимается не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнёрам реализоваться в общей деятельности. Организация новой формы сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей. Проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми. Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы, консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; проводилась с целью: знакомства родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира. «Как помочь маленькому исследователю». Рекомендации: «Проводите с детьми дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей
Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени и еще массу всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты. Итак, какие же советы:
- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей. Большая часть родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом . Мы сделали вывод, что родители принимают участие в экспериментальной деятельности детей. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. И поэтому дети получали задания на работу с магнитом, зеркалом, лупой, рассматривание под микроскопом, наблюдение за состоянием воды при кипении и при сильном охлаждении. Основательно описала исследовательскую деятельность семья Кати Ч.. Катя проводила опыт с воздухом, делала свои умозаключения, выводы. Семья Ксюша Н наблюдала за изменением цвета воды, добавляя красители
В этом месяце дети получили конкретные задания из методического пособия «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. Рассматривая решение вопросов по исследовательской деятельности дома, хочется отметить, что наиболее интересные ответы у Ксюши М) мама принесла даже результат рисования на ткани соком , у Семена Д эксперимент c куриным яйцом из которого он сделал вывод ,что соленая вода помогает держаться яйцу и оно, как подводная лодка висит в толще воды Интересно описан опыт у Лиды О Они рассматривали дольки фруктов через лупу и сок, который выжимали из фруктов. Семья Кати Ч провела опыт с горохом и сахаром. Через свой опыт она узнала о том, что горох в воде разбухает, а сахар растворяется. Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет. Задача взрослых – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.  Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.












Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 3
Барабинского района Новосибирской области










«Роль семьи в развитии  поисково-исследовательской  активности ребенка»




Выполнила: Воспитатель
Чечулина Ирина Викторовна
15