Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса, Данилова Г.И., 2015 год.


Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бичурская общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено на заседании МО Гуманитарного цикла МБОУ «Бичурская СОШ 5»
Руководитель
___________________
Г.Л.КолодежнаяПротокол № ____ от
«____» ________ 2015 г «Согласовано»
Зам. дир по УР МБОУ
«Бичурская СОШ №5» ___________________
Колодежная Г.Л.
«____» __________ 2015г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Бичурская СОШ №»
_______________
Нестерова Н.П.
Приказ № _____ от
«__» _________ 2015г.
Рабочая программа
по МХК
11 класс
Составитель: Колодежная Галина ЛазаревнаУчитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015 – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Государственная примерная программа по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с.
Учебный план МБОУ « БСОШ № 5» на 2015 - 2016 учебный год.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Программа ориентирована на изучение мировой художественной культуры в объеме 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Цели:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Задачи :
1 Развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
2 Формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
3 Воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.
Место предмета:
Данная программа предназначена для использования в учебном процессе в среднем общеобразовательном учреждении, адресована учащимся 11 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Уровень сложности – базовый.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие.
Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).
Раздел 2. Учебно-тематическое планирование.
№ Наименование разделов и тем
Количество часов
1 Художественная культура XVII- XVIII в.в 14
2 Художественная культура XIX века 11
3 Художественная культура XX века 10
Итого: 35 часов
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Введение. Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.
Художественная культура Нового времени.
Художественная культура барокко.
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.
Архитектура барокко
Характерные черты барочной архитектуры. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б.Растрелли.
Изобразительное искусство барокко
Живопись барокко. Творчество Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини.
Реалистические тенденции в живописи Голландии
Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.
Музыкальная культура барокко
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Русская музыка барокко.
Художественная культура классицизма и рококо.
Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.
Классицизм в архитектуре Западной Европы
«Сказочный сон» Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир.
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Никола Пуссен – художник классицизма. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо.
Композиторы Венской классической школы
Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. «Музыка, высекающая огонь людских сердец» Л. Ванн Бетховен
Шедевры классицизма в архитектуре России.
«Строгий, стройный вид» Петербурга. «Архитектурный театр» Москвы. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.
Искусство русского портрета
Мастера живописного портрета. Мастера скульптурного портрета.
Неоклассицизм и академизм в живописи
Ж.Л.Давид – основоположник неоклассицизма. Творчество К.П.Брюллова. Художественные открытия А.А.Иванова
Художественная культура романтизма: живопись
Эстетика романтизма. Живопись романтизма.
Романтический идеал и его отражение в музыке
Романтизм в западноевропейской музыке. Р.Вагнер – реформатор оперного жанра. Русская музыка романтизма.
Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка
Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Рождение русской национальной оперы.
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.
Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм.
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма
Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О.Домье.
Русские художники-передвижники
Общество передвижных выставок. Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова
Развитие русской музыки во второй половине XIX века
Композиторы «Могучей кучки». «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.Чайковского.
Художественна культура конца XIX - XX века.
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи
Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления. Повседневная жизнь человека. Последователи импрессионистов.
Формирование стиля модерн в европейском искусстве
Характерные особенности стиля. Модерн в архитектуре. В.Орта. Архитектурные шедевры А.Гауди. Модерн Ф.О.Шехтеля.
Символ и миф в живописи и музыке
Художественные принципы символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М.А.Врубеля. Музыкальный мир А.Н.Скрябина.
Художественные течения модернизма в живописи
Фовизм А.Матисса. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали.
Русское изобразительное искусство XX века
Художественные объединения начала века. Мастера русского авангарда. Искусство советского периода.
Архитектура XX века
Конструктивизм Ш.Э.Ле Корбюзье и В.Е.Татлина. «Органическая архитектура» Ф.Л.Райта. О.Нимейер: архитектор, привыкший удивлять.
Театральная культура XX века
Режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. «Эпический театр» Б.Брехта.
Шедевры мирового кинематографа
Мастера немого кино: С.М.Эйзенштейн и Ч.С.Чаплин. «Реальность фантастики» Ф.Феллини
Музыкальная культура России XX века
Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича. Музыкальный авангард А.Г.Шнитке.
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки
Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка
Раздел 4. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Календарно - тематический план МХК 11 класс.
1 полугодие
№ п/пТема урока Содержание Цели урока Количество уроков Домашнее
задание Дата
I. Художественная культура XVII- XVIII в.в
1 Стилевое многообразие искусства
XVII- XVIII в.в: Знать художественные стили и направления в искусстве
Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже 1 Гл.1, понятия 2 Художественная культура барокко: архитектура Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко,
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко
Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. 1 Гл.2, творческая мастерская зад.5 стр. 22 3 Изобразительное искусство барокко Знать особенности живописи барокко, основную тематику
Уметь узнавать изученные произведения. Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини.
1 Гл.3, анализ произведений живописи 4 Реалистические тенденции в живописи Голландии Знать особенности художественных стилей, развивающихся в Голландии
Уметь узнавать изученные произведения Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев 1 Гл.4, творческая мастерская зад.3 стр. 45 5 Музыкальная культура барокко
Знать шедевры музыкальной культуры барокко
Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.
1 Гл.5, подг. к Музыкальной викторине 6 Художественная культура классицизма и рококо Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо
Уметь узнавать изученные произведения. Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо
Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. 1 Гл.6, проезентации7 Классицизм в архитектуре Западной Европы Знать характерные черты архитектуры классицизма
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать происхождение термина «классицизм».
Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. 1 Гл.7, рефераты по выбору стр. 73 8 Изобразительное искусство классицизма и рококо в России Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо
Уметь узнавать изученные произведения. Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо
Уметь узнавать и анализировать изученные произведения 1 Гл.8, вопр. 2 (п) стр. 83
Инд. задания 9 Композиторы Венской классической школы Знать разнообразие наследия Венской классической школы
Уметь узнавать изученные произведения Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена 1 Гл.9, подг. к муз. выикторине10 Шедевры классицизма в архитектуре России. Знать шедевры классицизма в архитектуре России
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить 1 Гл.10, подг. к муз. викторине 11 Искусство русского портрета
Знать шедевры русских портретистов
Уметь узнавать изученные произведения Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить 1 Гл.11, творч. мастер. зад. 5. 12 Неоклассцизизм и академизм в живописи Знать шедевры К. П. Брюллова, А. А. Иванова.
Уметь узнавать изученные произведения Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой 1 Гл.12 план-конспект. 13 Практическая работа по теме:
«Художественная культура XVII-XVIII веков» Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв.
Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.
1 Подг. к контр. работе 14 Контрольная работа по теме : Художественная культура XVII-XVIII веков» Закрепить полученные знания Закрепить полученные знания 1 Повтор., конспект II. Художественная культура XIX века
15 Художественная культура романтизма: живопись Знать особенности художественного стиля
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Знать национальное своеобразие
романтизма в искусстве разных стран.
1 Гл.13, анализ произв. живописи. 16 Романтический Идеал и его отражение в музыке Знать особенности художественного стиля
Узнавать изученные произведения и соотносить Знать национальное своеобразие
романтизма в искусстве разных стран, 1 Гл. 14, инд. задания 2 полугодие
№ п/пТема урока Содержание
Цели урока Количество уроков Домашнее задание Дата
17 Зарождение русской классической музыкальной школы М. И. Глинка Русская музыка романтизма. М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. «Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского. Составить литературно – музыкальную композицию о жизни и творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского (видеофильм) 1 Гл. 15, анализ муз. произведений по плану 18 Реализм – художественный стиль эпохи Знать особенности художественного стиля
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма.
Узнавать изученные произведения. 1 Гл. 16. творч. маст. зад. 2 стр. 183 19 Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма Знать шедевры изобразительного искусства реализма
Уметь узнавать изученные произведения Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма 1 Гл. 17. проекты 20 Русские художники-передвижники Знать шедевры изобразительного искусства реализма
Уметь узнавать изученные произведения Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Репина. 1 Гл. 18. презантации21 Развитие русской музыки во второй половине XIX века Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. 1 Гл. 19. сост. кроссворд 22 Импрессионизм м постимпрессионизм Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности. 1 Гл. 20, выучить понятия 23 Формирования стиля модерн в европейском искусстве
Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий.
Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии.
1 Гл. 21, сообщения 24 Символ и миф в живописи и музыке Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- МусатоваНепримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира — основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Учение Платона и его интерпретация понятия «символ». Символ в искусстве. 1 Гл. 22, прочитать биогр. Врубеля, инд. задания. 25 Художественные течения модернизма в живописи
Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. 1 Гл. 23, групповые задания III. Художественная культура XX века
26 Русское изобразительное искусство XX века
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма 1 Гл. 24, инд. задания 27 Архитектура XX века
. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий.
Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии.
1 Гл. 25 вопр. 2(у), вопр .5( п) стр. 320. 28 Театральная культура XX века К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность. 1 Гл. 26 тр. 328. табл. науиз. 29 Шедевры мирового кинематографа
Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой. Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. Неореализм итальянского кино. Используя справочную литературу дать определения популярных жанров кино: фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм катастроф, военный фильм, триллер, мелодрама, боевик, фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, комедия, «мыльная опера».
1 Гл. 27, творч. мастерская, задание 7. 30 Музыкальная культура XX века Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. ШнитТрадиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. 1 Гл. 28 рефераты 31 Стилистическое многообразие западноевропейской музыки Западноевропейская музыка романтизма. Музыка импрессионизма, романтизма. Поп и рок музыка. Написать сочинение – эссе «Мой любимый композитор (произведение) – романтик»,
подготовить телефильм об истории создания и постановке балета на музыку Дебюсси «послеполуденный отдых фавна», заполнить таблицу музыкальных жанров, популярных в эпоху романтизма. 1 Гл. 29, подг, к зачету 32 Зачет по теме: «Художественная культура XVII- XX веков». Закрепление полученных знаний.
.Уметь определять произведения живописи.
Уметь различать разные эпохи. 1 Пов. материал в тетради 33 Итоговая контрольная работа по теме: « Художественная культура XVII- XX веков». Закрепить изученный материал Обобщение и систематизация знаний 1 Повт. конспект 34-35 Итоговый урок Уметь определять произведения живописи
Обобщение и систематизация знаний 2 инд. задания Раздел 6. Список литературы.
1. Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009 год.
2. «Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.,
3. Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.)
Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Контрольно измерительные материалы.
Класс: 11
Сроки проведения:
Цель проведения: Проверка остаточных знаний умений и навыков по теме: «Художественная культура 17 -18 века»
Форма проведения: контрольная работа
Задания:
Вариант 1.
А.1. – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
а) Триптих
б) Витраж
в) Моза́ика
г) апсида
А.2. . - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).
а) Ико́наб) Фре́скав) Витраж
А.3. Архитектор раннего возрождения:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»
а) Готика
б) Романский стиль
в) БаррокоА.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) реализм
б) романтизм
в) маньеризм
г) классицизм
д) импрессионизм
В.2
С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С. 2. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.
Вариант 2.
А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
а) Фре́скаб) Триптих
в) Витраж
г) Икона
А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:
а) Микеланджело Буонарротиб) Хуго ван дер Гус
в) Питер Брейгель-старшийА.3. Кариатида…
а) Древнегреческая богиня
б) Колонна в виде женской фигуры
в) Героиня Древнегреческого мифа
А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство – замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна
а) Готика
б) Романский стиль
в) БаррокоА.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.
а) В.Л. Боровиковскийб) М.Ф. Казаков
в) Андрей Рублев
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) рококо
б) барокко
в) классицизм
г) готика
д) романский стиль
В.2
С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С. 2. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.
Оценивание: Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ
Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ
Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ
Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.
От 1 до 2 баллов – «2»
От 3 до 8 баллов – «3» Класс: 11
Сроки проведения: 4 четверть
Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.», «Художественная культура 19 века».
Форма проведения: Контрольная работа
Задания: Художественная культура ХХ века.»
Вариант 1
1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.
2. Особенности творчества Гюстава Малера
3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.
Вариант 2
1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.
2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта
3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.
Вариант 3
1. Роль Питера Брука в развитии мирового театра.
2. Сравните творчество Франца Кафки и Антуана де Сент Экзюпери.
3. . Особенности творчества Арнольда Шёнберга
Вариант 4
1. Сформулируйте основную идею начала 20-го века.
2. Особенности творчества Луи Амстронга.
3. Что нового привнес 20 век в развитие мирового театра?
Вариант 5
1. Сформулируйте основные постулаты экзистенциализма.
2. Биттлз – его роль в развитии музыки 20 века.
3. В чем сходства и различия театра представления и театра переживания?
Критерии оценок.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.
От 9 до 15 баллов –«4»
От 16 до 21 баллов – «5»
Задание: «Художественная культура 19 века».
Напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.
Как написать сочинение – эссе.
Эссе ( от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.
Приложения
Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.
Анализ произведения скульптуры.
1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?
Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)

1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?
Как подготовиться к семинару или диспуту.
1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.
Как написать реферат.
1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.
2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.
4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.
О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.