РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛА ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ» ВО 2 КЛАССЕ


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова»
Утверждаю
директор «МБОУ СОШ №30
имени Н.Н. Колокольцова»
______________Л.П. Лехтина
02.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛА ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»
ВО 2д КЛАССЕ
(35 часов, 1 час в неделю)
Учитель Климова Светлана Викторовна
Согласовано
заместитель директора по ВР
____________А.П. Маркова
30 августа 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности составлена на основе программы Степанова Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно – оздоровительная деятельность/ П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).Самодеятельный пешеходный туризм – трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Важнейшей задачей начальной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности, обладает большими возможностями, позволяя в комплексе решать образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные задачи. Походы выходного дня дают ребятам заряд бодрости и энергии, правильно организованное физическое воспитание способствует у детей развитию логического мышления, памяти, инициативы. Хорошая физическая подготовка является базой для туристской подготовки.
Направление развития личности:
духовно - нравственное
Цель программы:  
воспитание у учащихся любви к родному краю через  использование  средств туристско-краеведческой деятельности.      
 Общая характеристика учебного предмета, курса
 Задачи:
Воспитание бережного отношения к природе.
Оздоровление и физическое развитие детей, обогащение их духовного мира.
Гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Создание условий для общения и сотрудничества в коллективе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане на учебный год
В учебном плане на курс «Начала туризма и краеведения» отводится 138 часов.Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33часа(1 час в неделю, 33 рабочих недели),2 класс -35 часов(1 час в неделю, 35 рабочих недель), 3 класс -35 часов(1 час в неделю, 35 рабочих недель), 4 класс -35 часов(1 час в неделю, 35 рабочих недель).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатств.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
К концу 2-го года ученик будет
знать:
Что такое туризм;
Что такое компас и его назначение;
Правила поведения в лесу, на воде и в горах;
Историю своего края;
Туристические песни и игры.
уметь:
Пользоваться компасом;
Находить стороны света без компаса;
Укладывать в рюкзак необходимые в походе вещи;
Как приготовить пищу на костре.
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе освоения программы
Личностные Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Мета
предмет
ные
познавательные Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах). Выделение главного. Поиск недостающей информации у учителя
регулятивные Определение цели, обнаружение и формулирование проблемы. Осмысливание поставленной задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование деятельности
коммуникативные Взаимодействие между участниками похода, оказание взаимопомощи в отряде в решении общих задач, поиск компромиссного решения, умение оказать необходимую помощь при преодолении препятствий.
Предметные Подбор необходимого оборудования, подбор необходимых материалов. Выбор различных средств при оформлении творческих отчетов


Содержание учебного предмета
№п/пНазвание раздела Количество часов Форма контроля Количество часов регионального компонента
1. Вводное занятие 1 2. Поход-знакомство 1. 3. Безопасность юного туриста 1 4. Быт юного туриста 1 5 Кухня юного туриста 1 6. Песни юного туриста 2 7. Легенды и были родного края 2 8 Ориентирование на местности 2 9. Топография 2 10. Туристские узлы и их назначение 1 11. Преодоление препятствий 2 12. Туристские игры 2 13 Туристская стенгазета 1 14 Походы выходного дня 5 15 Природоохранные акции 5 16 Краеведение 6 17 Всего 35 часов Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№п/п Содержание Количество часов Сроки Коррекция Основные виды деятельности учащихся
1. Что такое туризм, его значение в физическом и духовном развитие ребёнка. 1 задавать вопросы
2. Правила личной безопасности. 1 пользоваться условными обозначениями
3.. Правила поведения в лесу, у водоёма, в горах, по дороге. 1 пользоваться условными обозначениями
4.. Правила гигиены туристов. 1 пользоваться условными обозначениями
5. Укладка рюкзака. 1 оценивать результаты своей работы
6. Установка палатки. 1 задавать вопросы
7. Песни В.Высоцкого 1 вступать в учебный диалог
8. Разучивание и исполнение туристических песен. 1 вступать в учебный диалог
9. Интересные страницы родного края. 1 вступать в учебный диалог
10. Поход выходного дня(экскурсия к памятнику). 1 составлять устный рассказ
11. Экскурсия в краеведческий музей. 1 задавать вопросы
12. Компас и его назначение. 1 пользоваться условными обозначениями
13. Ориентирование по местности. 1 задавать вопросы
14. Карта. Чтение карт. 1 вступать в учебный диалог
15. Топографические узлы, их назначение. 1 пользоваться условными обозначениями
16. Виды препятствий. 1 оценивать результаты своей работы
17. Лесные завалы, овраги, крутые склоны. 1 оценивать результаты своей работы
18. Проведение спортивно- туристических игр. 1 задавать вопросы
19. Пионербол. 1 оценивать результаты своей работы
20. Изготовление стенгазеты. 1 сравнивать, различать и описывать
21 Уборка территории парка. 1 оценивать результаты своей работы
22. Уборка территории школы. 1 оценивать результаты своей работы
23. Изготовление листовки. 1 составлять устный рассказ
24. Беседа по ТБ 1 составлять устный рассказ
25. Экскурсия в осенний парк. 1 сравнивать, различать и описывать
26. Сбор гербария. 1 оценивать результаты своей работы
27. Зарисовки красивых пейзажей. 1 сравнивать, различать и описывать
28. Зарисовки красивых пейзажей. 1 сравнивать, различать и описывать
29. Экскурсия в весенний парк. 1 рассказывать о малой родине»
30. Зарисовки красивых пейзажей. 1 оценивать результаты своей работы
31. Экскурсия к реке Калтанчик. 1 рассказывать о малой родине»
32. Экскурсия на реку Кондома. 1 рассказывать о малой родине
33. Экскурсия на родник. 1 рассказывать о малой родине
34. Экскурсия по улицам с. Сарбалы1 оценивать результаты своей работы
35. Зарисовки красивых пейзажей. 1 оценивать результаты своей работы

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка /Под ред. Остапца-Свешникова А.А.  Л.: Подразделение оперативной печати, 1993.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Изд. центр Вентана – Граф, 2002 – 240с;
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.
4. Методика преподавания региональной географии в школе /Никонова М.А., Душина И.В. – М.: Астрель, 2003 – 188с.
5. Савченко Е. Краеведческий подход при изучении географии // Мое Отечество, 1992 № 2.
6. Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб. Образование, 1994.
http://school-collection.edu.ru  Единая коллекция ЦОР 
http://ims.ocpi.ru Региональная коллекция ЦОР 
http://nsc.1september.ru Электронные версии газеты «Начальная  школа»   
 http://www.openworld.ru Электронные версии журнала «Начальная школа»
http://www.kinder.ru/ Интернет-каталог детских сайтов
http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете
http://www.4stupeni.ru/  Клуб учителей начальной школы
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://www.uroki.net/docnach.htm Копилка опыта учителей начальных классов