Программа внеурочной деятельности Начала туризма и ориентирования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №5 с УИОП г.Шебекино»
______________/Воротеляк В.С./
Приказ №652 от 31.08.2015 года
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора по УВР МБОУ «СОШ №5 с УИОП»
________________/Халина Н.В./
18 июня2015 года
«РАСМОТРЕНО»
на методическом совете
Протокол №8
От 16 июня 2015 года

Рабочая программа
внеурочной деятельности
туристско-краеведческой направленности
для учащихся 2-4 классов
«Начало туризма и ориентирования»
Учитель: Полякова
Юлия
Александровна
2015-2016 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Примерная образовательная программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности для учащихся 1-8 классов» спортивно – оздоровительного направления. Автор программы: П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, Москва «Просвещение», 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самодеятельный пешеходный туризм – непростой, трудоемкий, но бесконечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности.
Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления воспитания культуры здоровья младших школьников в процессе внеурочной деятельности, как одной из основных базовых национальных ценностей.
Новизна данной программы состоит в отсутствии программ внеурочной деятельности, направленных на оздоровление и здоровьесбережение школьников посредством освоения правил туристско-краеведческой деятельности. Следует отметить, что реализация программы предполагает обновление форм и методов образовательной деятельности младших школьников. Полученные знания в результате освоения программы необходимы в повседневной жизни, являются интересными и полезными для обучающихся.
В основе реализации данной программы внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения, ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава.
Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у ребенка привычки во всем полагаться не на себя самого, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартизированному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает отмечаемый многими психологами известный конформизм младших школьников и также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, воспитывающими младших школьников, является создание благоприятных условий для развития их самостоятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности по туризму для 1-4 классов составлена на основе «Примерной образовательной программы внеурочной туристско-краеведческой деятельности для учащихся 1-8 классов» (П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: «Просвещение», 2011г), а также нормативных документов: Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО», «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся», Постановление Правительства Белгородской области от 2.07.2008 г. №136-пп «Об утверждении областной целевой программы развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к Святыням Отчизны»
Целью Программы является:
- пропаганда и популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;
- ознакомление обучающихся с простейшими переправами через естественные препятствия.
Задачи Программы:
Обучающие:
- научить простейшим навыкам ориентирования в незнакомой местности;
- осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения;
- овладению умений по оказанию самопомощи;
- научить преодолению простейших препятствий.
Развивающие:
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
- развивать память и внимание;
- развивать деловую и познавательную активность;
- развивать физическую и психическую выносливость.
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
- воспитывать чувство коллективизма.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
В 1 классе план предусматривает обучение в объёме 33 часов в год – 33 учебные недели, по 1 часу в неделю по 30 минут, во 2-4 классах - 34 часа в год – 34 учебные недели, по 1 часу в неделю по 45 минут.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: теоретической и практической, в 1 классе – 13+20 часов, во 2-4 классах – 13+ 21 час.
В 1-4 классах во внеурочной деятельности по туризму используется линия учебно-методических комплектов под редакцией В.И. Махова и И.И. Махова: «Туризм на уроках физической культуры», Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 1-4 классе (личностные, предметные, метапредметные):
Личностные – индивидуальные качественные свойства обучающихся, приобретенные в результате освоения данного курса:
Популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;
Ознакомление обучающихся с простейшими переправами через естественные препятствия;
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей;
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и интересы.
Предметные – приобретение школьниками знаний о основах туристско-краеведческой работы и основных умений:
Требования техники безопасности в походе;
Общие подходы к организации и проведению походов;
Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
О правилах ведения здорового образа жизни;
О правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах;
Об основных нормах гигиены;
Применять указанные знания на практике;
Ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
Выполнять общие обязанности участника похода.
Метапредметные – характеризуют уровень сформированности УУД:
Овладение логическими действиями сравнения, сравнения, анализа, обобщения;
Формирование у младших школьников умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе познавательной и игровой деятельности.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Годовой учебный план 1 классы
№ Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 «Начала туризма и краеведения» 33 13 20
1.1 Вводное занятие 1 1 -
1.2 Поход-знакомство 3 1 2
1.3 Безопасность юного туриста 1 1 -
1.4 Быт юного туриста 1 1 -
1.5 Кухня юного туриста 1 1 -
1.6 Песни юного туриста 1 1 -
1.7 Легенды и были родного края 1 1 -
1.8 Ориентирование на местности 6 1 5
1.9 Топография 4 4 -
1.10 Туристские узлы и их назначение 2 - 2
1.11 Преодоление препятствий 8 - 8
1.12 Туристские игры 1 - 1
1.13 Туристская газета 1 1 -
1.14 Природоохранные акции 2 - 2
Годовой учебный план 2-4 классы
№ Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 «Начала туризма и краеведения» 34 13 21
1.1 Вводное занятие 1 1 -
1.2 Поход-знакомство 3 1 2
1.3 Безопасность юного туриста 1 1 -
1.4 Быт юного туриста 1 1 -
1.5 Кухня юного туриста 1 1 -
1.6 Песни юного туриста 1 1 -
1.7 Легенды и были родного края 1 1 -
1.8 Ориентирование на местности 6 1 5
1.9 Топография 4 4 -
1.10 Туристские узлы и их назначение 2 - 2
1.11 Преодоление препятствий 9 - 9
1.12 Туристские игры 1 - 1
1.13 Туристская газета 1 1 -
1.14 Природоохранные акции 2 - 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Начало туризма и ориентирования»
Поляковой Юлии Александровны
для 2 «Г», 3 «А», 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов
2015 -2016 учебный год

п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты Дата проведения занятия
план факт
1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков. Узнают правила поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Раскрывают понятие «туризм» и анализируют его значение в развитии ребенка. Уметь применять начальные туристские навыки: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» 2 г
4.09
3 а
3.09
4 а
2.09
4 б
2.09
4 в
3.09 2. Поход-знакомство. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Анализируют правила поведения в походе, правила гигиены. Устанавливают связь между целями и маршрутом похода. Дают ответы на вопросы по рисункам. Уметь отличать групповое и командное снаряжение. Знать правила поведения в походе, правила личной гигиены. 2 г
11.09
3 а
10.09
4 а
9.09
4 б
9.09
4 в
10.09 3. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Устанавливают связь между личным и групповым снаряжением. Характеризуют одежду и обувь для походов. Уметь отличать групповое и командное снаряжение. Осваивают порядок укладки рюкзака. 2 г
18.093 а
17.09
4 а
16.09
4 б
16.09
4 в
17.09 4. Поход-знакомство. Знакомство с должностями в походе. Выбор ответственных по должностям. Сборы и проверка готовности к первому походу. Список необходимого снаряжения. Узнают различные должности в походе. Дают ответы на вопросы по картинкам. Объясняют каждую роль в группе. Уметь отличать должности в походе. Знать необходимое личное и групповое снаряжение для похода. 2 г
25.09
3 а
24.09
4 а
23.09
4 б
23.09
4 в
24.09 5. Поход-знакомство. Имитационный пеший поход группы по заранее намеченному маршруту (на территории школы) и обучение элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток. Узнают правила передвижения по дорогам. Усваивают основные правила установки палатки. Описывают порядок установки палатки. Взаимодействию со сверстниками в процессе совместной деятельности. 2 г
2.10
3 а
1.10
4 а
30.09
4 б
30.09
4 в
1.10 6. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховочные обвязки. Объяснять название и значение различных туристических препятствий. Осваивают способы одевания блокировочных систем. Раскрывать понятия «страховка» и «самостраховка». Соблюдают технику безопасности. Уметь отличать страховку и самостраховку. Уметь самостоятельно надевать блокировочные системы. 2 г 9.10
3 а
8.10
4 а
7.10
4 б
7.10
4 в
8.10 7. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Вертикальный маятник. 2 г 16.10
3 а
15.10
4 а
14.10
4 б
14.10
4 в
15.10 8. Преодоление препятствий. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Различают технические этапы. Описывают технику преодоления туристических препятствий. Соблюдают правила техники безопасности. Уметь без подсказки преодолевать простые туристские этапы. 2 г 23.10
3 а
22.10
4 а
21.10
4 б
21.10
4 в
22.10 9. Преодоление препятствий. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. 2 г 30.10
3 а
29.10
4 а
28.10
4 б
28.10
4 в
29.10 10. Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны. Объясняют роль различных эпох. Узнают местные легенды и мифы, героев и ярких личности родного края. Знают основные этапы развития родного края. 2 г 13.11
3 а
12.11
4 а
11.11
4 б
11.11
4 в
12.11 11. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Узнают значение топографических знаков. Изучают цвета топографических карт. Знают основные цвета карты. 2 г 20.11
3 а
19.11
4 а
18.11
4 б
18.11
4 в
19.11 12. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Узнают основные знаки рельефа. Сопоставляют рисунки со значением. Различают знаки рельефа. 2 г 27.11
3 а
26.11
4 а
25.11
4 б
25.11
4 в
26.11 13. Топография. Топографические знаки. Топографический кроссворд. Узнают топографические знаки по картинкам. Сопоставляют топографические знаки. 2 г 4.12
3 а
3.12
4 а
2.12
4 б
2.12
4 в
3.12 14. Топография. Топографические знаки. Топографический кроссворд. Топографический диктант. Различают основные знаки топографических карт. 2 г 11.12
3 а
10.12
4 а
9.12
4 б
9.12
4 в
10.12 15. Песни юного туриста. Бардовская песня, туристская песня. Узнают туристские песни. Объясняют их значение. Называют до 4-5 бардовских песен туристов. 2 г 18.12
3 а
17.12
4 а
16.12
4 б
16.12
4 в
17.12 16. Безопасность юного туриста. Правила обращения с опасными инструментами и специальным туристским снаряжением; правила гигиены туриста после занятий.
Узнают правила поведения во время занятий, правила личной гигиены. Усваивают правила поведения на занятиях. 2 г 25.12
3 а
24.12
4 а
23.12
4 б
23.13
4 в
24.12 17. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Узнают правила упаковки и хранения продуктов в походе, правила хранения туристской посуды. Усваивают правила транспортировки и хранения продуктов питания и туристской посуды. 2 г 15.01
3 а
14.01
4 а
13.01
4 б
13.01
4 в
14.01 18. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр. Узнают правила игр. Организуют и проводят совместно со сверстниками подвижные игры. 2 г 22.01
3 а
21.01
4 а
20.01
4 б
20.01
4 в
21.01 19. Туристская стенгазета. Совместная подготовка, изготовление туристской газеты. Взаимодействуют друг с другом, учатся общаться. Организовывают работу над газетой совместно со сверстниками. 2 г 29.01
3 а
28.01
4 а
27.01
4 б
27.01
4 в
28.01 20. Туристские узлы и их назначение. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
Узнают туристские узлы и их назначение. По картинкам устанавливают соответствия. Уметь завязывать основные туристские узлы и знать их назначение. 2 г 5.02
3 а
4.02
4 а
3.02
4 б
3.02
4 в
4.02 21. Туристские узлы и их назначение. Узлы: прямой, проводник, схватывающий, Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
2 г 12.02
3 а
11.02
4 а
10.02
4 б
10.02
4 в
11.02 22. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора на территории школы. Объясняют значение природоохранных акции для живой природы. Организовывают и совместно со сверстниками помогают окружающей среде. 2 г 19.02
3 а
18.02
4 а
17.02
4 б
17.02
4 в
18.02 23. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление природоохранных акций: развешивание кормушек и скворечников для птиц на территории школы. 2 г 26.02
3 а
25.02
4 а
24.02
4 б
24.02
4 в
25.02 24. Ориентирование на местности. Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Знаки. Узнают правила поведения, если заблудился. Узнают стороны света. Описывают ориентиры по которым можно определить стороны света. 2 г 4.03
3 а
3.03
4 а
2.03
4 б
2.03
4 в
3.03 25. Ориентирование на местности. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Знаки. Узнают строение и предназначение компаса. Учатся правильному нахождению сторон света по компасу и без него. Уметь определять стороны света по компасу и без него. 2 г 11.03
3 а
10.03
4 а
9.03
4 б
9.03
4 в
10.03 26. Ориентирование на местности. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Знаки. Получают представление о карте и масштабе карты. Уметь определять масштаб карты 2 г 18.03
3 а
17.03
4 а
16.03
4 б
16.03
4 в
17.03 27. Ориентирование на местности. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Знаки. 2 г 1.04
3 а
7.04
4 а
6.04
4 б
6.04
4 в
7.04 28. Ориентирование на местности. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Узнают правила ориентирования карты по компасу. Получают представление об азимуте. Объясняют роль компаса. Уметь ориентировать карту на север, отличать стрелки на компасе. 2 г 8.04
3 а
14.04
4 а
13.04
4 б
13.04
4 в
14.04 29. Ориентирование на местности. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. 2 г 15.04
3 а
21.04
4 а
20.04
4 б
20.04
4 в
21.04 30. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Вертикальный маятник. Объяснять название и значение различных туристических препятствий. Осваивают способы одевания блокировочных систем. Соблюдают технику безопасности. Уметь самостоятельно надевать блокировочные системы. 2 г 22.04
3 а
28.04
4 а
27.04
4 б
27.04
4 в
28.04 31. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока Различают технические этапы. Описывают технику преодоления туристических препятствий. Соблюдают правила техники безопасности. Уметь без подсказки преодолевать простые туристские этапы. 2 г 29.04
3 а
5.05
4 а
4.05
4 б
4.05
4 в
5.05 32. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока
2 г 6.05
3 а
12.05
4 а
11.05
4 б
11.05
4 в
12.05 33. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока 2 г 13.05
3 а
19.05
4 а
18.05
4 б
18.05
4 в
19.05 34. Преодоление препятствий. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. 2 г 20.05
3 а
25.05
4 а
25.05
4 б
25.05
4 в
25.05 Контрольные вопросы входного контроля
2 год обучения (2 класс)
1. Нарисуйте условные знаки спортивных карт:
Воронка
Тропинка
Бугор
Яма
Железная дорога
Краеведение – это:
а) путешествие в свободное время, вид активного отдыха;
б) путь следования пешеходной группы;
в) изучение своего края.
3. Из чего состоит компас?
а) магнитная стрелка;
б) масштабная шкала;
в) лимб, подписанный в градусах;
г) увеличительное стекло;
д) часовая стрелка.

4. Какой вид костра изображен на рисунке?
а) шалаш;
б) звездный;
в) колодец.
Что должен сделать участник соревнований по спортивному ориентированию сошедший с дистанции?
а) вернуть в лагерь;
б) пройти через финиш;
в) уехать домой.
В обязанности завхоза туристской группы входит:
а) отвечать за питание;
б) отвечать за дневник похода;
в) отвечать за снаряжение.

В какой области проявил себя человек, памятник которому установлен в г.Белгороде?
а) политика;
б) спорт;
в) космонавтика.
Контрольные вопросы промежуточного контроля
2 год обучения (2 класс)
1. Что такое КП?
а) контрольный пунктир;
б) контрольный пункт;
в) контрольная привязка.
2. После окончания работы топор не следует врубать:
а) в пень;
б) в лежащий ствол;
в) в вертикально стоящее дерево.
3. Чему равно расстояние на местности, если на карте масштаба 1:15000 оно составляет 3 см:
а) 450 м;б) 150 м;в) 650 м.
На каком рисунке изображено животное, которое можно встретить на территории Белгородской области?

а)б)в)
5. Определите туристские узлы:
а)____________________б) ___________________
6. Перечислите этапы туристской полосы препятствий
а)
б)
в)
г)
Исключите лишний знак.

Контрольные вопросы итоговой аттестации
2 год обучения (2 класс)
1. Что такое азимут?
а) азимут – это направление на карте;
б) азимут – угол между нулевым градусом и предметом;
в) азимут – направление на север.
Определите, на каком рисунке показана правильная расколка дров:
1) рис. А;
2) рис. Б;
3) рис. В;
4) на всех рисунках;
5) ни на одном из рисунков.
Какой из перечисленных этапов туристских соревнований необходимо преодолевать в брезентовых рукавицах (перчатках)?
а) навесная переправа;
б) спуск;
в) подъем.

Какой вид костра изображен на рисунке?
а) шалаш;
б) звездный;
в) колодец.
Направляющий в туристской группе – это…
а) участник группы, идущий первым в туристской группе;
б) участник группы, идущий последним в туристской группе;
в) участник группы, идущий вторым в туристской группе.
На каком рисунке изображен условный знак – метеорологическая станция?

а) б) в)
Что означает эта надпись на спортивной карте?
Контрольные вопросы входного контроля
3-4 год обучения (3-4 класс)
1. Заполните таблицу:
Основные требования
к месту бивака Объясните, что обозначают эти требования
жизнеобеспечение безопасность комфортность Основные требования к личному снаряжению пешеходного туристского похода?
а) малый вес, прочность, удобство;
б) большой вес, объемность;
в) малый вес, объемность.
Самое распространенное дерево в Белгородской области – это…


а) б) в)
4. На какой контрольный пункт придет участник, если будет двигаться по азимуту 45 градусов?

Какое действие изображено на рисунке?
а) первая помощь при ушибах;
б) первая помощь при отравлениях;
в) первая помощь при переломе конечностей.
6. Найдите соответствие и соедините стрелками название технического этапа и соответствующего ему рисунка.


навесная переправа спуск переправа по бревну
7.Какой условный знак относится к рельефу?
.

Контрольные вопросы промежуточного контроля
3-4 год обучения (3-4 класс)
1. Какие из хвойных деревьев лучше всего использовать для костра (наиболее сухое):а) вертикально стоящее с остатками хвои;
б) вертикально стоящее без тонких веток (имеются лишь толстые сучья);
в) вертикально стоящее без веток и сучьев (вдоль ствола идут широкие
трещины);
г) вертикально стоящее, у которого отвалилась вершина;
д) дерево, начавшее падать, но зависшее на соседних;
е) лежащее на земле?
Для преодоления какого этапа на соревнованиях по туризму участнику необходимо два карабина?
а) спуск;
б) навесная переправа;
в) параллельная переправа;
г) траверс.
3.Первая помощь при закрытом переломе конечностей?
а) наложить стерильную повязку;
б) наложить шину;
в) наложить жгут.
4. Какое снаряжение относится к специальному туристскому снаряжению?
а) веревка, карабин, жумар;
б) рюкзак, спальный мешок, КЛМН;
в) палатка, котелок, костровое оборудование.
5. Верно ли, что пустые консервные банки надо обжечь в костре и закопать?
а) да;
б) нет.
6.По какому азимуту надо двигаться со старта, чтобы прийти на КП?

8.Какое растение занесено в Красную книгу Белгородской области?

а) б) в)
Контрольные вопросы итоговой аттестации
3-4 год обучения (3-4 класс)
1.Какие требования предъявляются к биваку?
а) плохая освещенность, наличие сухих и гнилых деревьев;
б) отсутствие дров, воды, расположение на низком берегу реки;
в) наличие дров, воды, удаленность от населенных пунктов, эстетичность поляны.

2. Определите назначение туристского узла.
а) для связывания веревок одинакового диаметра;
б) для креплении к опоре;
в) для связывания веревок разного диаметра.
3.На какой спортивной карте изображен условный знак «грунтовый обрыв».


4.Если у участника туристского похода головная боль, головокружение, шум в ушах, резкая слабость, одышка, обморочное состояние. Это симптомы…
а) солнечного удара;
б) обморожения;
в) перелома конечностей.
5.Перед вами стоят три сухостойких дерева: сосна, пихта, береза. Какое из них вы завалите для костра:
а) сосну;б) пихту;в) березу; г) безразлично какое.
На каком рисунке изображена крестообразная повязка?

а) б) в)
7.Что следует предпринять, если, будучи в походе, вы отстали от своей группы?
а) начать активные поиски группы во всех направлениях;
б) остановиться на развилке тропы и ждать, когда за вами вернутся;
в) при необходимости развести костер и построить временное жилище;
г) не сходить с тропы (лыжни).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начала туризма и краеведения (33 часа – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс)
1.1. Вводное занятие (1 час). Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.
1.2. Поход-знакомство (3 часа). Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за разбивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчет о походе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра.
1.3. Безопасность юного туриста (1 час). Правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
1.4. Быт юного туриста (1 час). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
1.5. Кухня юного туриста (2 часа). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами.
1.6. Песни юного туриста (1 час). Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор: человек, судьба, профессия, песни. В.Высотский: человек, судьба, профессия, песни. В.Ланцберг: человек, судьба, профессия, песни. О.Митяев: человек, судьба, профессия, песни. В.Егоров: человек, судьба, профессия, песни.
1.7. Легенды и были родного края (1 час). Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края.
1.8. Ориентирование на местности (6 часов). Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
1.9. Топография (4 часа). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
1.10. Туристские узлы и их назначение (2 часа). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
1.11. Преодоление препятствий (8 часов – 1 класс, 9 часов – 2-4 класс). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
1.12. Туристские игры (1 час). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.
1.13. Туристская стенгазета (1 час). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).
1.14. Природоохранные акции (2 часа). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудования и приборы
Веревка основная (длина 30 м) – 4 шт.
Веревка для вязки туристских узлов (толщина 6 мм) – 20 штСистема страховочная (грудная обвязка, беседка) – 6 шт.
Карабины для навешивания перил – 8шт.
Карабины для самостраховки – 12 шт.
Аптечка медицинская в упаковке – 1 шт.
Компас жидкостный для ориентирования – 5 шт.
Секундомер электронный – 2 шт.
Палатки туристские походные – 3 шт.
Спальники – 3 шт.
Коврики – 3 шт.
Рюкзаки – 3 шт.
Топографические и спортивные карты местности
Материалы для художественно-оформительских работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература основная
Махов, И.И. Туризм на уроках физической культуры (для 5-8 классов): учеб. Пособие / И.И.Махов, В.И.Махов. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.
Подготовка судей по спортивному туризму: Учебно-методическое пособие – М.: ФЦДЮТиК, 2008.
Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011.
Литература дополнительная
Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: учеб.-метод. Пособие / Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
Куликов, В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии / В.М.Куликов, Ю.С.Константинов. – М., 2004.
Третьякова, Т.Н. Словарь туристских терминов / Т.Н. Третьякова, Н.П.Тарханова. – Челябинск. Изд. ЮурГУ, 1999.