В статье рассматриваются информационные технологии, которые могут быть использованы на уроках иностранных языков. Приводятся преимущества использования информациооных технологий над традиционным обучением. Показаны этапы планирования уроков при


Статья: Научно – методическое и техническое обеспечение
уроков иностранных языковХорошее знание иностранного языка становится одним из требований, предъявляемых к специалистам в условиях рыночной экономики. В результате первостепенное значение приобретают практические навыки, предполагающие умение пользоваться иноязычным речевым общением в профессиональной сфере. Обучаемым следует дать такую сумму знаний, умений и навыков, которые были бы полезны им в их будущей профессиональной деятельности. Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия студентов (причем каждого студента) в том виде речевой деятельности, которому их обучают. Если студентов обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность читать, упражняться в чтении. При обучении говорению - каждому студенту следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый студент должен получить возможность слушать иноязычную речь.
Использование технических средств на уроках иностранного языка в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений, которые до недавнего времени преимущественно связывались со способностью транслировать информацию обучаемым. Сегодня же уровень информационных умений учителя иностранного языка определяется не только коммуникативными навыками, но и возможностью использования компьютера в качестве источника информации. С этой точки зрения очень важен уровень сформированности аналитических, прогностических и проективных умений. Информация, должна оцениваться исходя из общих дидактических принципов научности и доступности ее представления, возможности адаптации к индивидуальным возможностям обучаемого.
Эффективность в развитии творческих способностей обучаемых также прямо зависит от использования возможностей и средств их самоуправления. Все что обучаемые в ходе учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно. В значительной степени этот принцип реализуется лишь при использовании информационных технологий.
Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедийных технологий. Эти технологии рассматриваются как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.
Преимущества использования информационных технологий в преподавании иностранных языков над традиционным обучением:
Традиционное обучение
1.Линейный текст (только текст, нет других источников).
2.Отсутствие мотивированности и заинтересованности.
3.Ограниченное количество информации, устаревшие сведения.
4.Контроль преподавателя.
Использование информационных
технологий
1. Мультимедийный гипертекст
(видео, аудио, др. источники).
2.Высокая мотивированность и заинтересованность.
3.Большое количество свежей информации.
4.Самоконтроль и контроль преподавателя.
В ходе применения компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам необходимо учитывать следующие этапы:
1.Установление исходного уровня компетенции обучаемого, выбор учебных элементов и определение требований к качеству усвоения.
2.Отбор содержания и средств педагогической коммуникации (передача информации).
3.Планирование во времени и пространстве иерархии и последовательности операций учебного процесса.
4.Реализация программного обеспечения.
5.Познавательная деятельность учащихся.
6.Управление познавательной деятельностью через регулируемые параметры и определение качества по учебным элементам подготовки.
7.Тестовый контроль результатов учебной деятельности.
8.Отработка языковых навыков.
9.Тестовый контроль практических умений.
10.Проверка языковой компетенции на данном отрезке процесса обучения.
11.Выполнение упражнений и контрольно-зачетных заданий.
12.Контроль результатов.
13.Оценка достигнутых результатов.
Исходя из содержания урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств информационных технологий в образовательном процессе. Так, она может быть вызвана:
дефицитом источников учебного материала;
возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, др.);
необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме;
необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;
созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого - педагогических методик.
В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы (ЭР) конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т.д.
Выбирается также форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса (ресурсов), изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющимися электронными ресурсами в учебном процессе. Именно на этом этапе учитель иностранного языка определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Также необходимо выделить основные структурные элементы урока, осуществить выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – обучаемый – электронный ресурс – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства информационных технологий, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности обучаемого, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д.
Каждый этап урока иностранного языка с использованием средств информационных технологий и электронных ресурсов – это завершенный блок, в начале которого должен присутствовать организационный момент; в противном случае эффективность обучения заметно снижается. Целесообразно продумать организацию занятий таким образом, чтобы обучаемые практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организационно перейти к следующему этапу.
На своих уроках стараюсь использовать информационные технологии, которые позволяют сделать уроки более содержательными, насыщенными, зрелищными, интересными, динамичными, доступными для всех студентов, что очень важно для современного образования.
Использую компьютерные программы с грамматическими заданиями и тестами, презентации уроков, слайд-фильмы. Проведение уроков-презентаций позволяет мне вывести на большой экран через мультимедийный проектор фотографии, тексты. Урок можно комбинировать, применяя фрагменты презентаций, работать с текстами, схемами, картами. При проведении уроков-презентаций целесообразно воспользоваться одним мультимедийным компьютером и проектором в лекционной аудитории. Учитель здесь выполняет роль диспетчера. При отсутствии же такого проектора презентацию лучше всего транслировать учащимся с компьютера преподавателя по локальной сети с помощью системных программ типа NetMeeting.
Предположим выбран урок-презентация с обилием представленных в мультимедийной форме информационных материалов. Урок-презентация это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему обучающего путем выполнения им самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования (постановка проблемы и выбор темы, поиск и сбор материала для решения проблемы, поиск решения раскрытия проблемы, презентация и защита проекта, коллективное обсуждение).
Выбрав темы проектов “Republic of Komi” (geography, population, cities,climate, economy, Fino – Ugric world) “Республика Коми”, и “English – Speaking Countries” (USA, Canada, England) “Англо – язычные страны” вместе со студентами первоначально определили его типы. В данном случае это тематический и городские проекты. Затем студенты выработали план своих действий, сформулировали проблемы, обсудили гипотизы решения проблемы, провели сбор информации и проанализировали ее, создали слайд – фильмы, сделали презентации и защитили свои проекты. В период работы над слайд – фильмами студенты приобретали навыки работы с компьютерной программой Power Point, приемами использования сети Internet, сканирования изображений, учились планировать презентации и публично выступать перед аудиторией.
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет прикладное значение, интересен и значим для самого обучающегося. Урок – презентация позволяет расширить возможности самообразования и актуализации знаний по предмету при консультативной помощи учителя.
С точки зрения студента, учебный проект, урок-презентация позволяет ему проявиться индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать свои знания, принести пользу, публично показать полученные результаты.
Для эффективного управления процессом обучения на основе средств информационных технологий требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью студентов) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этапе урока иностранного языка, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой обучаемых. Не следует препятствовать обсуждению между обучаемыми возникающих у них вопросов, чтобы приобретенные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Учитель же здесь – это скорее координатор, консультант по сложным вопросам, но не единственный источник информации.
Таким образом, планирование урока с использованием информационных технологий и электронных ресурсов требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе подготовки к уроку, а также организационных и мобилизационных умений на этапе его педагогической реализации. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на уроках иностранного языка достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у студентов информационно-коммуникационных компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации.