Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Подготовила Новикова Лариса Николаевна, учитель начальных классов

(Слайд 1)
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ведь ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природаё человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: (Слайд 2)
–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Эти базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. (Слайд 3) Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Программный материал даёт широкие возможности для воспитания в этом направлении. Да и сам урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Кладезь для возможности духовно-нравственного воспитания – это урок литературного чтения. Произведения классиков о природе, о человеческих отношениях, о нравственных поступках пробуждают в детях любовь к Родине, к близким, чувство сопереживания, сострадания.
В последние годы в базовый план общеобразовательных учреждений включён обязательный факультативный курс ОРКСЭ. И хотя вокруг этого курса до сих пор не умолкают споры и сомнения по поводу необходимости его введения, на мой взгляд, это огромная возможность прививать детям базовые духовно-нравственные основы.
Как известно, с введением ФГОС в начальных классах стал обязательным курс проектной деятельности. В 1 и 2 классе я работала над темой “Край, в котором ты живёшь» (Слайд 4) Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Мы узнавали об истории села, о людях, внёсших значительный вклад в историю и развитие села (показ проектов), посещали школьный музей, районный краеведческий музей, музей немецкой культуры в СДК. Огромное удовольствие доставляет ребятам экскурсии на наш родник. (Слайд 5) Это не только отдых, но и возможность важного воспитательного момента.
В 3 и 4 классе темой нашей проектной деятельности взят курс «Искусство сцены». Ребятам интересен этот курс. Они узнали об истории детского театра, о создателях спектаклей, об устройстве театрального зала и т.д. С помощью тренинговых упражнений мы отрабатывали актёрское мастерство в таких жанрах, как декламирование, инсценирование, вокал и хоровое пение, танцы. Итогом полугодия был проект-концерт .(Слайд 6) В этом году в рамках курса проектной деятельности мы представили проект «Берёза-символ России», направленный на воспитание любви к Родине, к родному краю. Проект носил исследовательско-творческий характер, подготовка к защите длилась в течение первой четверти. В процессе подготовки ребята рисовали рисунки о берёзе, подбирали стихотворения и песни, подбирали материал о применении березы в быту, разучили танец «Во поле берёза стояла», подготовили сценарий выступления. Были приглашены ребята из других классов, в подготовке проекта нам помогли наши шефы - ребята из 8 «А» класса и кл.рук.Геджикеримова Э.К., библиотекарь Надтока Н.П., которая представила ребятам выставку книг с произведениями русских классиков о берёзах. Учитель ИЗО Важенина Н.Г. помогла нам с оформлением. Свои рисунки и подборку стихотворений и песен мы оформили в альбом.(показ альбома - проекта) Вторым большим проектом (2 четверть) был показ Новогодней сказки « Морозко» на современный лад, в которой красной нитью проходит мысль о том, что счастье человека не в богатстве, а в желании делать добро. Сейчас мы начали готовить экологический проект «День Земли».
Наступивший 2015 год является юбилейным, и вся страна готовится достойно встретить 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. На примере своего класса хочется рассказать, как мы готовимся к этой знаменательной дате: в ноябре и в декабре проведены Часы Мужества, посвящённые Сталинградской битве и битве под Москвой. Дети с огромным интересом смотрели презентации, слушали песни, высказывали своё мнение, делились своими, пусть небогатыми, знаниями об этих событиях.. Злодеева Дарина подготовила проект «Они сражались за Родину», в котором рассказывает о своём прадедушке.(показ проекта) 4 декабря в школе была проведена акция «Летят журавли», посвящённая памяти пропавшим без вести на полях сражений. (слайд 7). Впереди ещё несколько месяцев, и много планов: запланирован конкурс чтецов в классе, участие в районных и областных конкурсах. В классе оформлен небольшой уголок к 70-летию Победы. Наша школа, как и все, свято сохраняет традицию празднования Дня Победы. Ребята активно участвуют в акции «Парад победителей», ученики старших классов несут Вахту памяти. Мы готовим венки, участвуем в митинге и праздничном концерте. (слайд 8,9)
Одним из важнейших моментов духовно-нравственного воспитания является практическая деятельность в этом направлении. Уже в 3 классе мы с ребятами ходили чистить от снега дворы пожилым людям (Абдуллина Р.Г., Бердниковой В.П.)(слайд 10), весной у Бердниковой В.П. убирали территорию возле двора (слайд 11), территорию памятника (слайд 12). В этом году ребята уже без напоминания говорят, что выпал снег и надо помочь. Эта работа им нравится, они делают это с удовольствием. С энтузиазмом работают на субботниках. (слайд 13)
Очень хорошо у нас налажена совместная работа с СДК. Стали традиционными у нас праздники ко Дню Защиты детей (слайд 14 ), ко Дню Знаний, которые устраивают нам работники Дома Культуры. Мы - частые гости библиотеки (слайд 15) и активные участники всех совместных мероприятий. Малыши посещают театральный кружок под руководством Заржицкой Л.В.(слайд ), кружок «Очумелые ручки» (Дегтярёва Е.С.), подросткам и ребятам постарше нравится танцевальная группа «Медиваль» (Сенченко С.В.). 16 января в СДК проходил смотр художественной самодеятельности, посвящённый 70-летию Победы. Зрители выходили из зала в слезах – настолько тронуты были проникновенным танцем наших учениц 8 и 10 классов, а песни в исполнении разновозрастной группы девочек вызвали искренний восторг. А как радостно было видеть, какие талантливые у нас ребята на периферии, в маленьких сельских клубах Суворовки и Камышовки. И это всё наши ученики - талантливые, увлечённые, открытые!
С огромным удовольствием ребята участвуют в различных районных конкурсах духовно-нравственного направления. Мы участвуем в конкурсе «Книжная радуга», в прошлом году участие было результативным. 9 января этого года 6 девочек нашего класса были приглашены на Рождественскую ёлку. За участие в конкурсе «Красота Божьего мира». Щетинина Ксения заняла 2 место.
Как и все дети, мои ребята любят спортивно - оздоровительные мероприятия, которые тоже являются неотъемлемой частью нравственного воспитания, ведь морально здоровый человек имеет здоровье физическое. В 3 классе участвовали в районном конкурсе «Весёлые старты», в октябре проводили такой же конкурс среди 4 классов. Обязательны у нас зимние забавы, которые кроме всего ещё и сплачивают классный коллектив. С восторгом ходим кататься с горки (слайд 16), участвуем в лыжном кроссе, Малых Олимпийских играх, которые традиционно проходят у нас в начале учебного года. По окончании учебного года у нас проводится общешкольный туристический слёт. (слайд 18)
С целью сплочения детского коллектива, привития уважения друг к другу в классе каждую четверть провожу День именинника, в феврале – День Святого Валентина (слайд ) и «А ну-ка, мальчики!» (слайд ) или «Рыцарский турнир», в марте « А ну-ка, девочки!».
Обязательно готовим подарки и поздравления мамам, папам, бабушкам и дедушкам к праздникам. Провели большие праздники совместно с родителями: семейная гостиная «Тепло родного очага», утренник «Моя мама лучшая на свете». Участвуем с номерами художественной самодеятельности в общешкольных мероприятиях – Дне Учителя, Дне Матери, Дне пожилых людей, Вечере школьных друзей.
В этом году мы начали выпуск классной газеты под названием «И это всё о нас». Газета издаётся раз в месяц, уже вышло в свет 4 выпуска. Тираж – 16 экземпляров. В ней мы сообщаем о всех делах, событиях, произошедших в течение месяца.
Все эти коллективные дела сближают детей, учат совместной деятельности, сотрудничеству, умению договориться. Вместе с тем несут большое воспитательное значение.
Хочется верить, что в каждом из ребят останется хотя бы какая-то часть тех духовных ценностей, на развитие и воспитание которых направлена моя работа. Конечно, много идёт от семьи И порой мы не в силах изменить то, что уже заложено. Но пока наши ребята маленькие, хоть какую-то крупицу , глядишь, и посеем
Мы много сейчас говорим о нынешнем поколении, о том, что дети растут другими Да, пожалуй, дети, действительно, отличаются от нас. Пусть у них будет больше стремления, возможностей, сил. Но всегда, во все времена и поколения, детская душа распахнута для любви и добра, стоит лишь протянуть к ним руку