Проблемы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты


Колесникова О.М., Самосудова Л.М.
МБОУ «СОШ № 21» г. Старый Оскол
Проблемы организации проектно-исследовательской деятельности
учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Старый Оскол – промышленный и культурный центр Белгородской области – традиционно является локомотивом в развитии системы образования. Так, с 1 сентября 2014 года все школы Старооскольского городского округа перешли на ФГОС ООО. И учителям, и пятиклассникам пришлось оперативно перестраиваться к работе в новых условиях и решать множество проблем.
Наиболее проблемным полем является недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, его ценности и смысла. Без организации проектно-исследовательской деятельности невозможно формирование универсальных учебных действий.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. Как отмечает Е.C. Полат, проектный метод позволяет:
- научить учащихcя cамоcтоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираяcь на знание фактов, закономерноcтей науки, делать обоcнованные выводы;
- принимать cамоcтоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные cоциальные роли.
Для организации обучения пятиклассников проектно-исследовательской деятельности была составлена рабочая программа по курсу внеурочной деятельности учащихся «Интеллектуал», рассчитанная на 35 учебных часов. Она разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Реализация этой программы позволила учителям-предметникам повысить свою профессиональную компетентность в области проектно-исследовательской деятельности, более тщательно изучить приемы и методы, которые формируют умения учащихся самостоятельно добывать знания, использовать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Промежуточными результатами этой работы стал ряд детских мини-проектов (как индивидуальных, так и коллективных) по темам «Мой дружный класс», «Кто на кого похож», «Моя семья», «Моя будущая профессия» и др. Пятиклассники стали активными участниками школьного научного общества, где с удовольствием разрабатывают и представляют свои проекты и исследования в различных областях знаний.
Важную роль в формировании исследовательских компетенций учащихся играет деятельность тьютора, направленная, в том числе, на включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, навыков учебной самоорганизации, сопровождение формирования портфолио, расширение возможностей школьников.
Таким образом, нами определены основные направления решения обозначенных проблем в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Это только начало большого пути.
Список источников:
http://76206s004.edusite.ru/DswMedia/metodproektov_polat.doc Е.C. Полат Проектный метод