Аналитический отчет по теме Формирование универсальных учебных действий как средство повышения качества образования


«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»
Академик РАО В.С.Лазарев
Введение.
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. 
В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
В 2011 - 2012 учебном году в школах введён ФГОС. Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД). Поэтому с сентября 2013 года темой моего самообразования стала - «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Как сформировать УУД? Задать на дом, поручить родителям или новый предмет в школы ввести?
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-прежнему. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…» Академик РАО В.С.Лазарев.
Прежде всего, решение проблемы формирования УУД возможно, используя системно - деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
«Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» ( Ян Амос Коменский).
Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных   и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Главная задача образования - создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
В ходе моей педагогической деятельности по внедрению ФГОС второго поколения начального общего образования в образовательный процесс за период с 2012 по 2014 годы возникло противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и низкими результатами диагностических данных (уровнем развития обучающихся).
Выявив противоречия и проблемы в своей деятельности, я попыталась найти пути их разрешения, а именно:
повышение качества образования обучающихся через формирование УУД;
развитие познавательной активности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся посредством применения ИКТ-технологии;
развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Цель написания аналитического отчёта:
самоанализ и самооценка профессиональной педагогической деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.

Задачи аналитического отчёта:
Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу и нормативно – правовую основу по данной проблеме.
Вычленить противоречия и проблемы в ходе профессиональной деятельности.
Проанализировать результаты своей деятельности.
По результатам анализа спроектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность по данному направлению.

Предмет исследования: повышение качества образования путем формирования УУД в рамках реализации ФГОС у обучающихся с разным уровнем развития познавательной активности.

Объект исследования: собственная педагогическая деятельность, направленная на формирование УУД.
Глава 1.
Аналитическая часть.
1.1. Анализ результатов.
В качестве объекта анализа мною выбрана собственная педагогическая деятельность, направленная на формирование УУД.
Оценка результатов моей педагогической деятельности построена на анализе обучения учащихся 1-2 классов (2012-2014 г.г.).
За межаттестационный период 2012-2014 учебные годы, я провела педагогический анализ:
учебно-познавательных возможностей обучающихся, как субъектов обучения.
уровня формирования УУД обучающихся,
уровня познавательной активности обучающихся,
качество образования.
Был проведен ряд диагностических мероприятий:
наблюдение (Приложение 1.)

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.
Проведена диагностика уровня школьной мотивации по
Н.Г. Лускановой (Приложение 2).
Результаты:
1 уровень- 5 чел. ( 20%).
2 уровень- 8 чел. ( 32%).
3 уровень- 8 чел. ( 32%).
4 уровень- 3 чел. ( 12%).
5 уровень- 1чел. ( 4%).

Только половина детей класса (52%) имеют хорошую школьную мотивацию (20 % - высокий уровень и 32% - хороший уровень). 32% учащихся в школе привлекает внеучебная деятельность, их познавательные мотивы сформированы недостаточно. У 12% учеников низкий уровень школьной мотивации, они испытывают затруднения в учебе, чувствуют себя неуверенно. 4 %(1 ребенок) показал негативное отношение к школе, он неуспешен в учебной деятельности, испытывает затруднения в общении с учителем и одноклассниками, не признает норм.
Уровень познавательной активности.
Диагностическим инструментарием определения уровня познавательной активности были выбраны вопросы из модифицированного опросника А.Д. Андреевой, основанного на диагностике мотивации учения и эмоционального отношения к учению, опросника Ч. Детелберга, направленного на изучение уровней познавательной активности обучающихся. (Приложение 3).
По результатам обследования выявлены следующие группы детей: с низким уровнем познавательной активности – 8 человек (32%), со средним – 11 человек (44%), с высоким – 6 человек (24%).

Мониторинг УУД.
Для отслеживания уровня сформированности метапредметных УУД я использовала УМК «Учимся учиться и действовать» 1 , 2 класс автор Беглова Т. В., Битянова М. Р. и получила такие результаты.
8953537465 Анализ рейтинга умений по классу показал:
Лучше других (110 баллов) развито умение осуществлять логическое действие «синтез». Неплохо развиты умение осуществлять логическое действие «обобщение» (105 баллов) и умение осуществлять логическое действие «планирование) (101 балл). В нижней части рейтинга оказалось умение осуществлять логическое действие «сравнение». Многие учащиеся получили по данному умению низкие баллы. Причиной этого, скорее всего, является характер подобранных заданий и форм работы на уроке.
Рейтинг сформированности умений
№ ФИО Планиро вание Оценка Анализ Синтез Сравне ние Класси фикация Обобще ние Причинно-следственные связи Итого вый балл
1 Акулов М. 3 4 5 4 3 3 4 3 29
V II I II V V II V  
2 Ахмедов С. 0 0 3 3 2 4 5 0 17
VI VI III III V II I VI  
3 Банников Е. 4 4 6 5 2 5 5 4 35
V V I II VIII II II V  
4 Бордюговская Л. 5 6 5 5 4 4 5 4 38
II I II II VI VI II VI  
5 Бугаев Д. 5 2 3 5 2 2 4 4 27
I VI V I VI VI III III  
6 Грачев А. 3 4 2 4 1 3 2 4 23
IV I VI I VIII IV VI I  
7 Горбачева М. 5 5 6 2 3 6 5 4 36
III III I VIII VII I III VI  
8 Еремина К. 5 3 3 6 2 4 5 4 32
II VI VI I VIII IV II IV  
9 Заспанов К. 5 6 5 6 5 6 5 5 43
IV I IV I IV I IV IV  
10 Кадников А. 6 6 4 6 4 4 6 6 42
I I VI I VI VI I I  
11 Каргаполова Д. 4 4 3 6 4 4 5 1 31
III III VII I III III II VIII  
12 Костромина А. 4 4 4 5 4 4 5 5 35
IV IV IV I IV IV I I  
13 Лезнев С. 3 0 0 4 0 2 3 1 13
II VI VI I VI IV II V  
14 Луткова Е. 4 3 3 4 2 3 2 5 26
II IV IV II VII IV VII I  
15 Овчинникова А. 6 6 3 5 2 6 5 5 38
I I VII IV VIII I IV IV  
16 Пермякова В. 6 5 3 5 1 3 4 5 32
I II VI II VIII VI V II  
17 Пермякова П. 3 4 3 6 1 3 3 5 28
IV III IV I VIII IV IV II  
18 Ситковская М. 5 5 4 4 4 4 6 4 36
II II IV IV IV IV I IV  
19 Степанова В. 6 3 3 4 3 3 4 4 30
I V V II V V II II  
20 Трофимова А. 0 0 4 5 3 0 6 5 23
VI VI IV II V VI I II  
21 Черепанов А. 5 5 3 5 2 3 3 4 30
I I V I VIII V V IV  
22 Шапенков И. 3 4 3 1 1 4 4 3 23
IV I IV VII VII I I IV  
23 Шульгин Г. 5 3 4 5 3 3 4 6 33
II VI IV II VI VI IV I  
24 Юдина Е. 6 4 4 5 3 5 5 4 36
I V V II VIII II II V  
25 Якимовских Д. 3 0 3 3 3 0 4 5 21
III VII III III III VII II I  
Сумма баллов по каждому умению 101 90 86 110 61 88 105 95  
III V VII I VIII VI II IV  
анализ контрольных работ,
беседы с детьми,
данные из анкет родителей,
Данные исследования, а также результаты диагностики, полученные школьным психологом, позволили сделать следующие выводы:
у многих детей неустойчивый познавательный интерес, не все дети внимательны, активны на уроках;
у половины учащихся класса школьная мотивация сформирована недостаточно;
уровень познавательной активности недостаточен для успешной учебной деятельности;
Так возникли вопросы:
Как повысить познавательную активность младших школьников на уроках?
Какие качества личности обучающихся следует развивать в первую очередь?
1.2.Механизмы реализации.
Для решения обозначенной проблемы я наметила следующие пути решения:
Изучить методику формирования УУД;
Применять современные педагогические технологии, методы и приемы обучения, направленные на формирование у обучающихся УУД;
Использовать на уроках средства ИКТ с целью активизации познавательной активности обучающихся;
Грамотно организовать учебную деятельность обучающихся так, чтобы вовлечь их в активный познавательный процесс.
Повысить качество знаний обучающихся.
Для изучения методики формирования УУД я использовала различные источники:
Методическая литература;
Опыт педагогов;
Курсы повышения квалификации;
Публикации коллег в сети Интернет;
Я применяла современные педагогические технологии:
Технология личностно - ориентированного обучения позволяет развить у обучающихся социально-значимые качества, способствующие адаптации человека в обществе. Для реализации этой технологии в практической деятельности мною составлены рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС. В планах на каждый урок фиксируются личностные качества, соответствующие каждому модулю урока. Разработаны и проведены уроки с использованием интерактивных форм организации учебного процесса, с применением информационно-коммуникационных технологий.
Технология дифференцированного обучения и воспитания предполагает с моей стороны учет познавательных интересов обучающихся и их способностей к тому или иному виду деятельности, а также требует учитывать социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-личностные, экзистенциально-личностные, биоэнергетические особенности класса, которые влияют на эффективность усвоения учебной информации, как при подготовке, так и проведении урока. Также применяю различные формы организации урока: урок – КВН, экскурсии, олимпиады, нестандартные уроки, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная и дифференцированная работа. Технология позволяет обучающимся почувствовать себя успешными в учебно-познавательной деятельности, создается здоровьесберегающая среда, т.е. благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.
Технология проблемного обучения и воспитания предполагает построение урока с учетом последовательности шагов, определяющих алгоритм проблемной деятельности. Благодаря использованию данной технологии повысилась с 59% до 64% у обучающихся мотивация к познавательной деятельности, учебный материал усваиается углубленно, развиваются личностные качества .
На уроках широко применяю частично-поисковый метод, метод проблемного изложения материала.
Также применяю различные приемы обучения (Приложение 4):
Отсроченная реакция;
Лови ошибку!
Светофор;
Выход за пределы;
Идеальное задание;
Театрализация;
Лист защиты;
Вход в урок;
Организация работы в группах;
«Да» и «Нет»;
Райтинг и др.
Использую различные задания для формирования УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - это умение учащегося соотносить поступки и события с этическими принципами, с нормами морали и нравственности, умения, которые обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях.

Типовые задания, нацеленные на личностные результаты:
текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл;
задания на умение доказать свою позицию;
высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
анализ характеров и поступков героев;
все задания, сопровождаемые инструкцией:
«Объясни…»
«Докажи…»
«Обоснуй свое мнение…
тексты задач и заданий, построенные на историческом или географическом содержании.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Типовые задания, нацеленные на регулятивные УУД:
работа с текстовыми задачами;
включение проблемных вопросов и выводы;
использование проблемных ситуаций на уроке;
составление плана;
проведение самопроверки;
редактирование текста.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
способствуют формированию познавательной цели,
применению методов информационного поиска
(используя знаково- символические средства) ,
осуществлению познавательных процессов
(анализ, синтез, сравнение, классификация)

Типовые задания, нацеленные на познавательные УУД:
задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации
правила и определения в виде схем, таблиц, алгоритмов
система работы с различными словарями
все задания, сопровождаемые инструкцией:
«Сравни…»
«Разбей на группы…»
«Найди истинное высказывание…»
использование общепринятых в математике моделей при решении задач
занимательные и нестандартные задания
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД обеспечивают социальную компетентность в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные УУД:
подготовка устных рассказов
инсценирование и драматизация
словесное рисование
творческий пересказ от лица различных героев
сочинение по личным впечатлениям
составление связных рассказов на изученные темы
«Закончи предложение»
задания для работы в паре или группе
использование трех видов диалога:
«учитель-ученики»
«ученик-ученики»
«ученик-ученик»
задания, сопровождаемые инструкцией:
«Объясни…»
«Докажи…»
«Обоснуй свое мнение…»
Примеры заданий,
проверяющие конкретные универсальные действия.
Тебе нужно убрать игрушки.
Определи порядок своих действий.
Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия
и расставь их по порядку (Регулятивные УУД. Познавательные УУД).
Нужно убедить родителей в том,
что тебе необходимо … (заверши сам).
Родители отказываются выполнить твою просьбу.
Найди не менее 3 убедительных аргументов, запиши их.
Дорогие родители!
Мне очень нужно, чтобы…
Хочу объяснить, почему мне это необходимо…
(Коммуникативные УУД. Личностные УУД).
Известно, что до глубины озера менее Х (икс) метров человек может нырять без специального снаряжения.
Нужно ли специальное снаряжение, чтобы достичь наиболее глубокой точки озера Байкал?
(Познавательные УУД).
Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип.
Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие.
Поступки конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде.
(Личностные результаты).
Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.
Не следует забывать о том, что эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес младшего школьного возраста – это эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно, а именно:
иллюстрирует авторский текст,
помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные виртуальные путешествия.
ИКТ можно использовать на всех этапах урока в соответствии с нормами СанПиН: (Приложение 5):
актуализация опорных знаний;
самоопределение к деятельности;
открытие нового знания;
первичное закрепление;
здоровьесбережение (физкультминутки);
работа по новой теме;
подведение итогов урока;
рефлексия.
Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.
Помимо этого я являюсь активным пользователем страничек сайта http://dnevnik.ru/ и веду в нём электронный дневник обучающихся моего класса, а также использую материалы других интернет сайтов http://proshkolu.ru/, http://uchportal.ru/, электронные энциклопедии, тренажеры для закрепления знаний. Создаю самостоятельно учебные презентации, тесты. Веду персональный сайт http://ucimsyawmeste.ucoz.ru, на страничках которого размещены материалы о жизни класса, рекомендации по выполнению домашних заданий, проверочные тесты, информация для родителей.
Для того, чтобы вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс, я:
старалась создать на уроках и во внеурочной деятельности ситуации, которые бы требовали от ребят поиска решения поставленной задачи, размышления;
старалась создать ситуации, в которых неизбежно столкновение различных позиций, где необходимо разобраться самому, принять решение, выбрать определенную точку зрения.
Вела учебный процесс, ориентируясь на оптимальный уровень развития учащихся;
Проводила уроки в нетрадиционной форме.
Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
1.3.Анализ полученных результатов.
Были проведены очередные диагностические испытания. Результаты:
Наблюдение;
Оценка уровня школьной мотивации;
Диагностика уровня развития познавательной активности;
Оценка уровня обученности и качества знаний;
Мониторинг сформированности УУД.
По итогам наблюдения выявлено:
Уровень школьной мотивации у детей возрос. Стало больше детей с высоким и хорошим уровнем мотивации (27% и 42% соответственно), уменьшилось количество детей со средним уровнем, значит ребят в школе привлекает не только внеурочное общение, показатели низкого уровня мотивации и среднего уровня практически не изменились. Но в этом есть и объективные причины: в течение учебного года в класс прибыли дети с низким уровнем познавательной мотивации, а дети с хорошим уровнем, наоборот, выбыли из класса.
Уровень школьной мотивации:

По

Уровень познавательной активности:

Повысилось количество детей с высоким и средним уровнем познавательной активности, а количество детей с низким уровнем – снизилось.
Уровень обученности и качество знаний:
Русский язык.


Математика.


Литературное чтение:

Окружающий мир:

Мониторинг УУД.


Мониторинг УУД. 2 класс. Детализированный рейтинг УУД.
  Регулятивные
УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД   Пла
ниро
вание Оценка Контроль Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Аналогия Речевое высказывание Точка зрения Вопросы Детализированный рейтинг УУД во 2 классе 56 63 70 84 77 61 62 55 50 60 68 73 61
Мониторинг УУД. 2 класс.
Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классу.
  Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи
% детей, имеющих прогресс в развити УУД 19% 19% 23% 15% 27% 8% 12% 0%

Индивидуальные результаты мониторинга УУД "Учимся учиться и действовать".
2 класс.
Заспанов Константин 8
  Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД   Планирование Оценка Контроль Анализ Синтез Сравнение Классификация Обоб щение Причинно-следственные связи Аналогия Речевое высказывание Точка зрения Вопросы Заспанов К. 4 5 5 6 5 4 4 3 4 4 5 4 5 Уровень БАЗОВЫЙ БАЗОВЫЙ БАЗОВЫЙ Прогресс ЕСТЬ ПРОГРЕСС НЕТ ПРОГРЕССА   28956094615
Сводные показатели Общий балл (max 78) 58 Общий уровень БАЗОВЫЙ Общий прогресс НЕТ ПРОГРЕССА Для каждого УУД в первой строке:     Базовый уровень   Уровень ниже базового   1.4.Познавательная активность
Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Обучающиеся класса принимали участие :
в «Декаде филологии» - 2 и 3 места в школьном туре олимпиады,
в международном конкурсе «Русский медвежонок» - 2 место в школе,
4 место в районе;
в «Декаде математики» - 2 место в школьном туре олимпиады,
в международном конкурсе «Кенгуру» - 5 место в школе;
в международном конкурсе «Золотое Руно» - 1 место в школе,
1 место в районе, 8 место в регионе,
2 место в школе, 2 место в районе;
в «Декаде экологии» - 1 и 3 места в школьном туре олимпиады.
Фамилия, имя ребёнка 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
меропри
ятие резуль
тат меропри
ятие резуль
тат меропри
ятие резуль
тат меропри
ятие резуль
тат
Заспанов К. «Русский медвежонок»
Участие
Олимпиада по филологии
Шахматный турнир участие
1 место Олимпиада по математике;
Районный турнир по шахматам 2 место
1 место «Кенгуру» участие
Шульгин
Г. Конкурс
стихов об осени участие Кадников А. «Русский медвежонок» Участие Олимпиада по филологии участие
«Кенгуру»
«ЧиП» участие
участие
Каргаполова
Д. «Русский медвежонок» Участие Костромина
А. «Русский медвежонок» Участие Олимпиада по филологии участие
Конкурс стихов о весне участие
«Кенгуру»
«ЧиП» участие
участие
Ситковская
М. «Русский медвежонок» Участие «ЧиП»
«Кенгуру»
участие
участие
Юдина
Е. «Русский медвежонок»
Участие «Кенгуру»
участие
Ученики класса приняли активное участие, в конкурсе агитбригад, посвященных охране окружающей среды – 2 место, в «Экологическом марафоне» - 2 место.
Участие в различных конкурсах способствовало тому, что уровень школьной адаптации учащихся повысился на 39%, сплоченность коллектива увеличилась на 19%, уровень социализации учащихся в микросоциуме возрос на 24%, социальная активность обучающихся повысилась на 27%.
1.5.Деятельность классного руководителя.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования; при привлечении резервов семейной педагогики помогают реализовать цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в реальном мире.
Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на семейных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, педагогов, заместителя директора по воспитательной работе, учащихся и просто принесли огромное удовлетворение всем участникам.
Наиболее удачными, проведенными за межаттестационный период, считаю следующие: осенние праздники, праздники «День матери», участие в проекте «Сказка», подготовка и выступление со спектаклем, посвященным Дню матери, участие в Неделе добра, праздники здоровья, праздники для мам и пап, «Веселые старты и другие мероприятия.
Родительские собрания, внеклассные мероприятия, открытые уроки посещают все родители.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Учащиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своем классе. Подготовить поздравление для родителей, одноклассников в виде презентаций.
Личный вклад в развитие образовательного учреждения, системы образования муниципального образования.
Как следует из моего педагогического кредо, не наступит такого момента, когда я скажу себе: «Достаточно, ты сделал всё, что хотел, больше нечего достигать, не к чему стремиться». Прекрасно понимая то огромное поле работы, которое ещё предстоит сделать, тем не менее, могу подвести некоторые итоги собственного профессионального развития, тем более что без оценки сделанного нельзя понять того, что ещё предстоит сделать.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами. Я принимала участие в пед.чтениях «Организация внеурочной деятельности» (ноябрь 2013 г.), в круглом столе, посвященном проблеме проектной деятельности (июнь 2014 г.).
Сведения о повышении квалификации:
2012 г. ГБОУ ДПО СО «ИРО» «Содержание и технологии реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 72 часа.
Имею следующие награды:
Грамота МАОУ СОШ № 23 за добросовестный труд, ответственность, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, 2014 г. №40 от 07.03.14
2.Проектная часть
В информационную эпоху на развитие образования влияет несколько факторов, которые, в свою очередь, требуют владения комплексом универсальных учебных действий:
Глобализация. Интеграция содержания образования как условие для организации деятельностного подхода и индивидуализации обучения. (Коммуникативные УУД. Содержание образования, соотнесенность требований планетарных и требований ФГОС).
Постоянно меняющиеся условия. Действия, обеспечивающие «умение учится», как основы образования на протяжении жизни. (Регулятивные. Познавательные УУД. Владею и действую).
Политкультурное общество. Воспитание толерантности, диалогичности, коммуникативной грамотности. (Личностные УУД. Владение самим собой).
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:
Разработать и апробировать нетрадиционные формы уроков с целью активизации познавательной активности обучающихся, развития их коммуникативной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС.
В связи с повышением общественной значимости процесса и результата образования; развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, предоставляющего широкие возможности для позитивных изменений в образовательном процессе, вытекают следующие задачи:
продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания организационных, информационных, интеллектуальных умений и апробировать.
создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на классном и школьном сайте);
способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.