Пути повышения качества математического образования учащихся с нарушениями слуха с учётом особенностей их познавательной деятельности

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа I и II видов»





















Пути повышения качества математического образования учащихся с нарушениями слуха с учётом особенностей их познавательной деятельности




Подготовила:
Е.П. Юрочкина – учитель математики










Кемерово
2015

"Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно"
Р.Киплинг



Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у учащихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

При решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, целесообразно проанализировать многообразие подходов исследований и их основания.

Различные подходы к определению качества образования

Подход
Основание

Интуитивно-эмпирический
Опыт и интуиция человека

Формально-отчетный
Уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»)

Психологический
Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности

Педагогический

Уровень воспитанности и обученности

Процессуальный

Оценка состояния образовательного процесса

Результирующий
Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения

Комплексный
Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и другие показатели)

Многопараметрический
Оценка деятельности образовательных учреждений на основе внутрисистемных параметров

Методологический
Соотношение результата с операционально заданными целями

Интегрированный
Введение категорий, носящих интегрированный характер (компетентность, грамотность, образованность)

Личностно ориентированный
Личностное развитие обучаемого

Социальный
Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя

Квалиметрический

Измерение показателей по параметрам



В связи с этим следует обратить внимание на широкий спектр основных характеристик в понимании «качества образования» и как следствие на разброс определений феномена «качество образования».

Определения «качества образования»


Авторы
Шишов С.Е., Кальней В.А., Моисеев А.И.,
Яковлев Е.В.
Параметры качества образования
Определение качества образования


соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества
совокупность показателей результативности и состояние процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.)

Бондаревская Е.В., Редько Л.Л., Санкин Л.А., Тонконогая Е.П.
социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие)
сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности

Байденко В.И., Исаев В.А., Селезнева Н.А., Субетто А.И.
интегральная характеристика процесса, результата и системы
соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности

Поташник М.М., Полонский В.М., Панасюк В.П., Крахмалев А.П.
совокупность характеристик образованности выпускника
соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности

Бордовский Г.А., Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Володина Г.Е.
способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности
свойство, обуславливающее способность ОУ удовлетворять запросы потребителей разных уровней


При обучении лиц с нарушениями слуха наиболее приемлемо определение современного ученого педагога Марка Поташника: " Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты". То есть речь идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах. В идеале - каждый ученик движется по своему образовательному маршруту.
От чего зависит качество образования:
качества образовательной программы;
качества средств образовательного процесса (материально-технической базы, учебно-методического обеспечения учебных кабинетов);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).
Обеспечению качества образования способствует использование различных образовательных технологий. К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективная система обучения;
исследовательские методы обучения;
проектные методы обучения;
технологии модульного и модульно-блочного обучения;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
При выборе технологий обучения лиц с нарушениями слуха необходимо дифференцировать содержание, приемы и методы организации учебной и коррекционно-образовательной работы.
Психофизиологические особенности лиц с нарушениями слуха, влияющих на процесс их обучения:
нарушения интеллекта;
основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение;
недостаточное понимание речи окружающих людей, в том числе учителя;
невозможность выразить свои мысли из-за ограниченности словарного запаса;
неверное понимание значения слова;
затрудненность усвоения новых понятий, особенно абстрактных и обобщенных;
медленное образование связей изучаемого материала с уже известным;
быстрое забывание;
трудности при работе с учебником, непонимание прочитанного;
замедленная скорость выполнения отдельных движений;
замедленный темп деятельности в целом;
относительная замедленность овладения двигательными навыками.
Из-за таких особенностей интеллектуальной сферы учащихся с нарушенным слухом как замедленное развитие мыслительных операций (в частности, операций анализа, синтеза, абстрагирования) у них часто наблюдаются трудности в выделении и осознании цели. Это, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению и потере устойчивости внимания, и, как следствие к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению количества ошибок.
Встаёт острая проблема качественного освоения учащимися одного из ведущих предметов школьного цикла. Как учить результативно и вместе с тем оптимально?

Необходимо проводить психологически и методически обоснованный отбор материала, его распределение в определенной последовательности и определять методы и приемы обучения, базирующиеся на особенностях развития учащихся с нарушениями слуха и преподносимого языкового материала.

Пути повышения качества математического образования учащихся с нарушениями слуха:

увеличение времени для изучения курса математики;
доступность программного материала по объему и содержанию (Приложение 1);
широкое использование средств наглядности различной степени абстрактности, рассчитанное на привлечение непроизвольного и развития произвольного внимания (красочные иллюстрации, компьютерные презентации);
систематическое повторение пройденного материала (Приложение 2);
уделение особого внимания внутрипредметным и межпредметным связям (Приложение 3);
адаптация дидактических материалов (вопросов, задач, текстовых заданий, таблиц) к особенностям усвоения знаний учащимися (Приложение 4);
формирование и развитие речи, что способствует формированию мышления учащихся (словарь терминов и выражений);
индивидуальный подход с учётом состояния слуховых и речевых возможностей, образовательного уровня и образовательных запросов (Приложение 5);
профилактика быстрой утомляемости (Приложение 6).

Таким образом, школьное математическое образование призвано способствовать овладению математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире; развивать воображение и интуицию; формировать навыки логического и алгоритмического мышления.
Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Раздаточный материал

Товар, цена, количество, стоимость

ТОВАР показывает, ЧТО КУПИЛИ или ПРОДАЛИ.
ЦЕНА показывает, СКОЛЬКО РУБЛЕЙ ЗАПЛАТИЛИ за ЕДИНИЦУ ТОВАРА ( за 1 ШТУКУ, за 1 КИЛОГРАММ, за 1 МЕТР, )
КОЛИЧЕСВО показывает, СКОЛЬКО ВСЕГО КУПИЛИ или ПРОДАЛИ ЕДИНИЦ ТОВАРА ( ШТУК, КИЛОГРАММОВ, МЕТРОВ, ).
СТОИМОСТЬ показывает, СКОЛЬКО РУБЛЕЙ ЗАПЛАТИЛИ за ВЕСЬ ТОВАР.

ЦЕНА = СТОИМОСТЬ : КОЛИЧЕСТВО
КОЛИЧЕСТВО = СТОИМОСТЬ : ЦЕНА
СТОИМОСТЬ = ЦЕНА * КОЛИЧЕСТВО

ТОВАР
ЦЕНА
КОЛИЧЕСТВО
СТОИМОСТЬ














1. За 8 килограммов картофеля заплатили 208 рублей, а за 2 килограмма моркови 112 рублей. Найдите цену картофеля и цену моркови. На сколько рублей морковь дороже картофеля?


2. Цена 1 килограмма шоколадных конфет 125 рублей, а цена 1 килограмма карамели 84 рубля. Купили 4 килограмма конфет и 3 килограмма карамели. Сколько рублей заплатили за всю покупку?















Приложение 2
Карточка-справочник

Основные формулы тригонометрии



Приложение 3

Задачи с профориентационной направленностью

Прямоугольный параллелепипед


Хватит ли 20 м арматуры для изготовления каркаса кузова для КамАЗа, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, с измерениями: 3х1.5х2м? Сколько брезента необходимо для пошива тента для этого кузова?

Приложение 4
Карточка-инструкция
Квадратное уравнение. Решение квадратного уравнения
Квадратное уравнение – это уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где x – переменная, a, b и c – некоторые числа, причем a
· 0. 
 Числа a, b и c – коэффициенты квадратного уравнения.
Число a называют первым коэффициентом, число b – вторым коэффициентом, а число c – свободным членом. 
Как решить квадратное уравнение.
Чтобы решить квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 , надо:
1) Выписать коэффициенты а, b , с;
2) Найти дискриминант D по формуле:
D = b2 – 4ac;
3) Найти корни х квадратного уравнения:
Если D < 0, то уравнение не имеет корней;
Если D = 0, то уравнение имеет один корень (два одинаковых)
             –b х1,2 = ;               2а
Если D > 0, то уравнение имеет два разных корня
             –b ±
·D х1,2 = ;                   2а 4) Записать Ответ: .
Пример: Решить квадратное уравнение 3х2 – 5х – 2 = 0.
Решение:
1) Коэффициенты: а = 3, b = –5, c = –2.
2) Вычисляем дискриминант:
D = b2 – 4ac = (–5)2 – 4 · 3 · (–2) = 25 + 24 = 49.
3) 49 > 0, то уравнение имеет два разных корня.
Находим корни квадратного уравнения:  
         –b –
·D            -(- 5) –
·49  5 - 7             2             1 х1 = = = = – = - ;              2а                     2*3                    6           6 3

           –b +
·D         -(- 5) +
·49 5 + 7          12 х2 = = = = = 2.                2а               2*3       6              6
         
                   1 Ответ: – ; 2.                    3







Приложение 5

Карточка-образец

Решение уравнения

Решите уравнение

образец
самостоятельно

(х + 35) * 2 = 84
х + 35 = 84 : 2
х + 35 = 42
х = 42 – 35
х = 7
Ответ: 7
( у + 63) *3 = 276


Приложение 6

Профилактика зрительного утомления



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования,  утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17.05.2012 № 413.
4. Программа специальных образовательных учреждений I вида по учебным предметам. Математика. 5 - 7 классы. / И.В. Больших, О.И. Кукушкина; составитель сборника: Т.С. Зыкова. – М.: Просвещение, 2003. – 560с.
5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия,2005.- 272с.
6.Сурдопедагогика: /И.Г. Багрова/; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - (Коррекционная педагогика).
7.Повышение качества образования: системный подход/ Л. Шатковская. - М., 2012.
8.Алгебра и геометрия. Методика и практика преподавания в 7 11 классах. / А.Ф. Кожарин/- Ростов -на-Дону: « Феникс»,2002.
9. Здоровьесберегающая методика./ В.Ф. Базарный.

Рисунок 1 Заголовок 115