«Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования»

Выступление на тему:
«Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования»
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве. Работа по формированию успешной личности проходит в :
-учебной деятельности ( интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.),
- во внеурочной деятельности ( посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка, формирование у учащихся первых классов умение ориентироваться в новой социальной среде .. В Концепции модернизации Российского образования отмечено:          « общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.»
Полагаем, что среди универсальных умений можно выделить умения доказывать выдвинутое предположение, собирать информацию, убеждать оппонента, формулировать цели и работы, планировать действия, делать необходимые выводы, умение презентовать свои достижения и выступать с мультимедиа-сопровождением.
Перечисленные умения являются структурными компонентами проектной и исследовательской работы школьников.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Эта характеристика данного периода развития ребенка послужила предпосылкой отбора содержания образования в начальной школе, которое независимо от конкретного содержания учебного предмета. В первую очередь это касается сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Это новое содержание образования не только станет фундаментом последующего успешного обучения школьника, но и базой для интеграции в первом звене школы. Такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечивает вклад изучения каждого предмета в решение общих целей обучения, развития и воспитания младших школьников. Отмечая новизну подходов к структурированию содержания начального образования, следует особо отметить, что стандарт начального общего образования дает реальную возможность дифференцировать процесс обучения. Определение четких границ между Обязательным минимумом и Требованиями позволяет обеспечить дифференциацию процесса обучения, поддержку, как детей, испытывающих трудности, так и наиболее успешных. При этом общий уровень образования не снижается: в Требованиях выделены наиболее важные достижения всего периода обучения в начальной школе, без которых успешное образование в следующем звене школы будет затруднено (навыки чтения и письма, речевая компетентность, готовность к изучению математики, предметов естественнонаучного и гуманитарного направления); Современное начальное образование должно быть направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Данная позиция нашла реализацию в следующих положениях стандарта:
1. Более четко определен воспитательный потенциал содержания образования каждого учебного предмета, введено новое содержание обучения (в том числе иностранный язык, информационная грамотность), обеспечивающее развитие коммуникативной и информационной компетенции как компонента общей культуры человека.
2. Усилена деятельностная составляющая процесса обучения, выделено содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект стандарта дает основание для утверждения его гуманистического характера и личностно-ориентированной направленности. школьников.
Каковы пути формирования мотивов учения ?
Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, что бы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно значимы, и имеют достаточно высокий уровень действенности. Например - получение  хорошей отметки Большое место в формировании мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1 – ого класса ещё не понимают её социального смысла. И лишь переживания ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулируют учеников к работе. Безотметочное обучение снижает тревожность учащихся,  повышает уровень их учебно-познавательных мотивов
С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.
Познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.
Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета.
Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. Принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется.
Большое значение для  повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках  в одной четверке?». Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель-учащийся», а отношения между учащимися.
Единство же этих путей воспитания должно дать правильное сочетание «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личность школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения.
Для формирования успешной личности младшего школьника необходимо
создавать ситуации, в которых могут проявиться разные мотивы;
необходимо создавать условия соподчинения мотивов, т.е. их  «борьбы» (выбора):
ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование);
выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
выбор из двух заданий;
выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами.
Мы рассмотрели фронтальную работу по формированию мотивации учения школьников, но каждый ученик имеет свои особенности. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей
В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению.
Таким образом, постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности» и, конечно, использование современных технологий обу Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы организаций во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для целенаправленного формирования личности, развития его физических и интеллектуальных способностей, воспитания нравственно-волевых качеств. Начальный период обучения должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Начальная школа призвана обеспечить этап становления личности младшего школьника, выявление и целостное развитие способностей, формирование умения и желания учиться. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки в учебной деятельности. Начальная школа должна обеспечить развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Современная начальная школа должна создать благоприятные предпосылки для развития познавательных способностей, укрепления физического и психического здоровья ребенка, учить детей без принуждения и сделать учение радостным и жеданным. Для реализации этих общих задач необходимо совершенствовать систему начального образования и внедрить в учебно-воспитательный процесс вариативные программы и личностно-ориентированные технологии обучения, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
Главная задача учителя начальных классов - сформировать у учащихся способность мыслить, думать, развивать знания, умения и навыки, необходимые для их жизнедеятельности. От того, насколько сформировано мышление ребенка, зависят его творческие способности и возможности реализовать себя, применяя полученные знания в новых ситуациях.
Учебные возможности, интеллектуальные и двигательные способности детей младшего школьного возраста в значительной мере зависят от уровня развития физической и умственной работоспособности. Младшие школьники, имеющие высокий уровень работоспособности, хорошо учатся в школе, меньше болеют и пропускают учебные занятия. Кроме того, высокая работоспособность позволяет им без напряжения овладевать разнообразными умениями, навыками, способами действия, обеспечивает развитие физических и нравственно-волевых качеств.
Младший школьник, способный выполнять физическую и умственную работу, соответствующую его возрасту и уровню подготовленности, имеет, как правило, более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, не-обладающими такими качествами. При высоком уровне физической и умственной работоспособности ребенку удаётся достигнуть значительных успехов в развитии познавательных способностей (наблюдательности, мышления, внимания, памяти, воображения) и волевых качеств.
Установлено, что благодаря сформированной устойчивой физической и умственной работоспособности, учащиеся начальных классов успешно справляются со своими учебными обязанностями, мало утомляются и проявляют большую активность на занятиях.
Педагогические наблюдения, проведенные нами в начальных школах, выявили ряд недостатков в организации игровой деятельности. Учителя начальных классов недостаточно используют воспитательный и развивающий потенциал игр дидактической направленности. В учебное и внеучебное время крайне редко применяются подвижные игры, игры-эстафеты и игровые упражнения дидактической направленности, позволяющие повысить физическую и умственную работоспособность младших школьников.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что игровые упражнения, особенно подвижные игры, игры-эстафеты, развивают физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, координация движений), формируют нравственно-волевые качества (смелость, решительность, сила воли, организованность, самостоятельность, дисциплина). Они способствуют развитию познавательной деятельности (внимания, памяти, воображения) и творческих способностей детей. Это позволяет повысить работоспособность младших школьников и поддержать её на оптимальном уровне.
Современная начальная школа должна формировать у детей не только интеллектуальные способности и творческие задатки, но и создать благоприятные условия для развития физической, умственной работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Содержание, объём, темп прохождения и освоения учебного материала, методы обучения детей знаниям и умениям не должны вызывать перегрузку и нарушения в состоянии их здоровья.
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку . С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт это совокупность трех систем требований: - требований к результату образования, - требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), - требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе
является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, тем самым способствуя формированию успешной личности младшего школьника.
Внеурочная деятельность школьников – это один из видов образовательной деятельности, направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.
Задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности:
-модель дополнительного образования , которя опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.) -модель «школы полного дня ».
Это реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
-оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности
на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.
-инновационно- образовательная модель.
Данная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное .
Содержание внеурочной деятельности определялось на основе социального заказа и анкетирования родителей и с учетом имеющихся ресурсов (учителя начальных классов, педагог – психолог, учитель музыки, тренер- преподаватель). Нашим образовательным учреждением в МБОУ «Новоандриановской сош» разработана модель организации внеурочной деятельности по всем 5 направлениям. Спортивно-оздоровительное ( подвижные игры,), художественно-эстетическое (театральный кружок, «Умелые ручки»),интеллектуальное («Умники и умницы»), научно-познавательное ( «Хочу всё знать»), эколого-краеведческое( «Доноведение», ),проектная деятельность(«Я исследователь)
Ожидаемые результаты:
-создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ;
- творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности ;
-психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;
реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Спортивно-оздоровительное направление. Ведущие формы деятельности: спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья, посещение бассейна. Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе . Интерактивные игры, спортивные конкурсы , викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».
На базе своего класса провожу кружок «Здоровейка», где дети обучаются новым спортивным играм

Образовательное направление.
Различные формы деятельности: детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) предметные недели, праздники, конкурсы

Художественно-эстетические направление
Ведущие формы деятельности: кружки художественного творчества, концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, культпоходы в театры, музеи, выставки; художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе; приглашение артистов театров города в школу; праздничное оформление школы и классных комнат
На базе своего класса веду театральный кружок. Ставим пьесы для родителей, учащихся.
Эколого-краеведческое направление
Ведущие формы деятельности: образовательные и краеведческие экскурсии; дискуссии, праздники, викторины, познавательные игры; смотры-конкурсы, выставки; исследовательская деятельность; экскурсии в музей , этические беседы, встречи с разными людьми
В школе работает кружок «Доноведение», гле осуществляю проектную деятельность.
Заголовок 115