Доклад классного руководителя на тему Развитие самоуправленческих способностей ребенка как одно из основных условий формирования личности


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Г.Суровикино Волгоградской области
Доклад
«Развитие самоуправленческих способностей ребенка как одно из основных условий формирования личности»
Разработала: учитель русского языка и литературы
Гасанова Эмиля ДовлятовнаСуровикино
2015 г.
Развитие самоуправленческих способностей ребенка является одним из основных условий формирования личности. Этот процесс непрерывный, длительный и индивидуальный.
От способности к самоуправлению учащихся зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. Н.Коупленд отмечал, что «обычный человек использует только десять процентов своих физических и умственных способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.»Моя роль как классного руководителя 7 «а» класса заключается именно в том, чтобы помочь каждому учащемуся непрерывно и целенаправленно развивать и совершенствовать способность управлять своей индивидуальной деятельностью, а это означает:
Научиться ставить цели и работать над ними;
Взаимодействовать с коллективом учащихся;
Уметь работать с информацией;
Разрешать возможные проблемы и трудности, находить пути их решения;
способность анализировать и оценивать результат своей деятельности.
Всеми этими способностями и навыками должен обладать сам классный руководитель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Средний школьный возраст – это период, когда улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями, поэтому для него характерна повышенная возбудимость.
Мышление становится более систематизированным. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Появляется новая черта – основа контроля и самоконтроля, - это критичность. Ученик не опирается слепо на авторитет учителя, он стремится иметь свое собственное мнение, склонен к спорам и возражениям.
Этот возраст благоприятен для развития творческого потенциала.
Немного о моей работе как о работе классного руководителя.
В 5 «а» классе в начале учебного года я провела анкетирование учащихся по темам: «Мой творческий потенциал», «Карта интересов учащихся» (все предложения начинаются со слов «мне нравится……»), также различные опросники на выявление индивидуальных способностей ученика. Анализ этих работ позволил выявить некоторые способности учащихся. Например, Диана пишет стихи и любит рисовать, Данил собирает с закрытыми глазами кубик Рубика, Вадим глубоко увлечён историей, Ульяна играет на скрипке, ну и многое другое. Это позволило создать структуру ученического самоуправления в классе, учитывая их индивидуальные способности и оказать помощь в успешном прохождении периода адаптации.
Возрастной период учащихся 6-го класса позволяет им проявлять инициативу, активность, дети учатся самостоятельно принимать решения и смело реализовывать их. Наш командир класса входит в ученическое самоуправление школы – Малый совет.
Цель ученического самоуправления – создание условий для развития лидерских качеств и самореализации учащихся.
На классном часе «Я талантлив» 1-го сентября ребята 7 «а» класса самостоятельно выберут в игровой форме права и полномочия в ученическом самоуправлении класса.
Таким образом, самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Самоуправление способствует формированию не только личностных качеств, но и качеств необходимых для будущей взрослой профессиональной деятельности, опыта и умений, готовности к жизни. Результатом самоуправленческой деятельности учащихся является дневник достижений, как личностных, так и коллективных.
Личностный рост прослеживается в портфолио учащихся, а результат достижений класса подводит классный руководитель совместно с учащимися на заключительном классном часе.
Подростки, проходя «уроки школьной жизни», получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и вне ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным  и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном, в разновозрастном коллективе – основная задача классного руководителя и органов школьного самоуправления.