Конспект непрерывной образовательной деятельности по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 6-7 лет Транспорт


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 6-7 лет
раздел программы «Познавательное развитие»
Тема «Транспорт»
Разработчик:
Востроухова Л.С.,
воспитатель
Дата проведения: 19.02.2015
г. Каменск-Уральский
2015 г.
План-конспект непрерывной образовательной деятельности по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 6-7 лет
раздел программы «Познавательное развитие»
Тема «Транспорт»
Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей создания автомобиля.
2. Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; систематизировать знания детей о правилах пешехода; совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь словами «карета», «паровая машина».
3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
Оборудование: магнитофонная запись (шум транспорта), мультимедийный проектор, презентация «История создания автомобиля», мяч, 2 кубика.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мольберт, таблица пятиэкранка и картинки с изображением: автомобиля, улицы города, частей машины и машины будущего, картинка «Три богатыря», пособие-панно «Река времени».
Раздаточный материал: эмблемы, два обруча, предметные картинки «Наше время» и «Будущее», предметные картинки для пособия «Река времени».
Методы повышения познавательной активности:
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Сравнение.
• Метод вопросов.
• Решение логических задач.
Методы повышения эмоциональной активности
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Сюрпризный момент.
• Элементы творчества и новизны.
Методы обучения и развития творчества
• Эмоциональная насыщенность.
• Мотивирование детской деятельности.
• Исследование предметов и их функций (обследование).
• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
• Игровые приемы.
• Неясные знания (догадки).
• Предположения (гипотезы).
Использование образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, смена видов деятельности, элементы музыкотерапии.
Личностно-ориентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное информационное пространство.
Интерактивная технология с включением беседы, дискуссии, практическая работа с обсуждением, решение творческих задач, просмотр и обсуждение презентации.
Социоигровые технологии: деление на группы, действие сообща в соответствии с поставленной задачей.
Компьютерные технологии при просмотре презентации.
Ход образовательной деятельности
Этапы
деятельности Содержание деятельности Деятельность детей
1. Организационный момент Слайд 1. Улица нашего города
Дети входят в зал.
- Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся друг другу.
У вас теперь хорошее настроение! Вставайте в круг.
Предлагаю детям встать в круг. Здороваются с гостями.
Встают в круг.
2. Обсуждение реального события БЕСЕДА О ТРАНСПОРТЕ
Звучит магнитофонная запись «Шум транспорта».
- Что это за шум? (Шум машин)
- Шум каких машин можно услышать в нашем городе?
- Автобусы, троллейбусы, машины – что это? (Транспорт)
- А кто знает, какой транспорт встречается в нашем мегамарте? (Эскалатор)
Слайд 2. Эсклатор
- Какой транспорт встречается в наших домах? (Лифт)
Слайд 3. Лифт
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Слайд-триггер 4. Коробка
Ребята, сегодня мы с вами узнаем о том транспорте, который спрятан в этой коробке. А ленточкой она завязана потому, что этот транспорт быстрый, шустрый, умчится быстрее ветра, и не догонишь. Послушайте загадку и ответьте хором:
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль).
Слайд тот же. Автомобиль
БЕСЕДА ОБ АВТОМОБИЛЕ
- Верно, это автомобиль – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.
Слайд 5. Разные автомобили
- Какие марки автомобилей вы знаете? («Лада», «Волга», «Форд», «Москвич», «Газель»,, «УАЗ», «Шевроле», «Ниссан», «Мерседес», «Ауди»)
- Для чего человеку нужна машина? (Ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.)
Благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника!
- Как же появился автомобиль? Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы.
Выдвигают предположения.
3. Постановка цели исследования Сегодня я вам предлагаю стать учеными-исследователями и узнать, как появился автомобиль.
Раздаю детям эмблемы. 4. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала Дети присаживаются на ковер.
РАБОТА С ПЯТИЭКРАНКОЙ
Узнать, как появился автомобиль, поможет нам в этом вот этот лифт. Показываю пятиэкранку.
На этом лифте можно ездить не только вверх и вниз, а еще - и в стороны. Давайте покатаем на нем автомобиль (помещаю в середину изображение автомобиля); если поехать вниз, узнаем части автомобиля; если вверх – места, где он бывает; если назад – узнаем прошлое, вперед – будущее.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВВЕРХ: ПРАВИЛА ПЕШЕХОДА
Сначала поедем вверх.
- Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (На улице, на дороге) Вывешиваю картинку с изображением улицы города.
- Какие правила должен знать пешеход?
ПУТЕШЕСТВИЕ ВНИЗ: ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ
А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту.
Вывешиваю картинку «Части автомобиля».
- Из каких частей состоит автомобиль?
ПУТЕШЕСТВИЕ ВЛЕВО: В ПРОШЛОЕ
Наш автомобиль поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля. Вывешиваю картинку «Три богатыря».
- Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не было машин? (Пешком, верхом на лошади)
- На каком транспорте, как вы думаете, можно совершить путешествие в прошлое? (На машине времени)
Проходите в машину времени. Дети присаживаются на стулья.
- Закройте глаза, мы отправляемся в прошлое. Выключается свет. Звучит магнитофонная запись «Звук машины времени». Включается свет.
Рассказ воспитателя об истории создания автомобиля, презентация
Слайд 6. Древность
Посмотрите на экран, где мы оказались? (В древности)
- Расскажите, как жил первобытный человек?
Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги.
Слайд 7. Охота на оленя
- Что изображено на этих картинках?
Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Древние людям приходилось нести добычу на себе или тащить по земле.
Слайд 8. Человек пашет землю
Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить жизнь? И однажды он приручил дикую… (лошадь), и она стала для человека другом и помощником.
- Как вы думаете, какую помощь человеку оказывала лошадь? (Охотился, пахал землю, перевозил грузы)
Лошадь стала для человека первым транспортом.
- Каких еще животных приручил человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (Бык, осел, собака, слон, верблюд)
Слайд 9. Колесо
- Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал?
КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
- Какую роль выполняет колесо? (Необходимая часть машины)
Слайд 10. Повозка на колесах
Люди стали делать повозки на колёсах.
- Как вы думаете, кого в них запрягали? (Лошадей, быков)
Слайд 11. Телега и карета
- А это что за повозки? (Карета и телега) Для чего они нужны человеку?
Вот так появился первый транспорт на колёсах.
Прошло много лет, но и теперь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.
Физкультминутка с обручем
У нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться.
Предлагаю вам посоревноваться. Разделитесь на две команды: команда автомобилей и команда грузовиков. Дети делятся на две команды в соответствии с видом транспорта на эмблемах. Раздаю по одному обручу каждой команде. Вам нужно по очереди докатить обруч до кубика и не уронить, а затем вернуться обратно. А мы посмотрим, кто из вас самый ловкий. Проводится игра.
Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие.
Слайд 12. Паровой автомобиль
Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек думал: как сделать так, чтобы повозка поехала сама? И придумал для повозки двигатель, который работал с помощью водяного пара.
- Для чего этой машине такой большой котел? Предположения детей.
В медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался.
Так появился первый паровой автомобиль.
- Почему назвали «автомобиль»? («Авто» – сам, «мобиль» - движение, т.е. «самодвижущийся»)
Слайд 13. Бензиновый автомобиль
А это первый автомобиль, который заправлялся бензином.
- Что вы можете рассказать о нем? (Колеса разные: два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо, нет тяжелого котла)
- Как управляли автомобилем? (С помощью ручки)
Слайд 14. Генри Форд
Генри Форд – американец, первый человек-изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль. Вот такой, который вы видите на экране.
- Что можете сказать про автомобиль? (У автомобиля появилась крыша, двери, окна, фары, колёса одинаковые по размеру, их стало четыре.)
Эта машина марки «форд», в честь Генри Форда.
Слайд 15. Старинная улица
Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками.
- Почему?
Слайд 16. Разнообразные «Форды»
Началось время автомобилей. Посмотрите, как много «фордов»!
ИГРА «НАЙДИ СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ»
Слайд 17. Лошадь, запряжённая в телегу, и автомобиль «Форд»
- Что общего у этих транспортов?
- Чем они отличаются?
ПУТЕШЕСТВИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ
- Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться.
Закройте глаза, мы возвращаемся. Выключается свет. Звучит магнитофонная запись «Звук машины времени». Включается свет.
Слайд 18. Современная улица
- В каком времени мы очутились, как вы догадались? (Наше время, современные машины)
В наше время по дорогам ездят разнообразные автомобили, с каждым годом появляются новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные.
Слайд 19. Современный автомобиль
- Чем удобен современный автомобиль? (Навигаторы, подушки безопасности, кондиционеры, подогрев сидений, «дворники», магнитола)
Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль - это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?
Игра «Хорошо-плохо» (с мячом)
Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». Автомобиль – это хорошо, почему? (Автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.)
Автомобиль – это плохо. Почему? (Автомобиль загрязняет воздух выхлопными-газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)
Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше.
Путешествие ВПРАВО: В будущее
- Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля.
Слайд 20. Автомобиль будущего
- Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего?
Предлагаю вам подойти к столу и выбрать машины будущего.
Выбор и обсуждение иллюстраций
Давайте устроим выставку машин. Дети встают полукругом.
Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняющие воздух.
Разрабатывают автомобили-амфибии, которые могут ездить и по дорогам и плавать по воде. Во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер.
Летающие автомобили уже тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания.
Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека. Присаживаются на ковер.
Рассматривают пятиэкранку.
Рассматривают картинку с изображением улицы города и называют правила пешехода.
Рассматривают картинку и называют части автомобиля.
Слушают звук машины времени.
Рассматривают картинки на экране и отвечают на вопросы.
Делятся на две команды.
Соревнуются друг с другом в прокатывании обруча.
Продолжают рассматривать картинки на экране и отвечать на вопросы.
Играют в игру, ищут сходства и отличия.
Слушают звук машины времени.
Продолжают рассматривать картинки на экране и отвечать на вопросы.
Играют в игру «Хорошо-плохо».
Дети выбирают иллюстрации машин.
5. Работа в подгруппах: сортировка мелких иллюстраций на панно ИГРА «РЕКА ВРЕМЕНИЯ»
Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам поиграть в «Реку времени». Для этого разделитесь на команды по цвету на ваших эмблемах. Дети делятся на три команды в соответствии с цветом эмблемы (красный, желтый, зеленый). Помогаю детям распределить между собой «время». Дети располагают предметные картинки на пособии-панно «Река времени», в соответствии с временами «Древность», «Старина», «Наше время». Дети объединяются в команды и выполняют задание.
6. Сопоставление результатов исследования Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше и лучше. 7. Итог
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что нового интересного вы узнали?
- Как появился автомобиль? (Сначала изобрели колесо, потом двигатель поставили на повозку, и появился автомобиль)
- Ребята, я предлагаю вам дома подумать и нарисовать свой автомобиль будущего, и рассказать нам о нём в следующий раз. Делятся впечатлениями.
Информационные источники:
http://autoutro.ru/review/2009/04/23/avtomobili-budushhego-samyye-neobychnyye-izobreteniya-uchenyh/
http://www.maam.ru/detskijsad/nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-puteshestvie-v-proshloe-i-budusche-avtomobilja.html
«Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» - автор Короткова Н. А., Линка-Пресс, 2012г.