Система внеурочных занятий по географии как средство повышения мотивации и результативности

2. Система внеурочных занятий по географии как средство повышения мотивации и результативности
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время
Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития учащихся. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у обучающихся познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать учащихся знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.
Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.
На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.
Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:
Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.
Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если обучающихся не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.
Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.
Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).
Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.
Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии

Программа кружка по географии «Вокруг света»

Достопримечательности стран мира
Пояснительная записка
Программа кружка “Достопримечательности стран мира” соответствует целям обучения и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается программой. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс среди учащихся является актуальным и необходимым для изучения.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода преподавателя или учащегося и красочные фото, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.
Содержание программы включает новые знания и новые образы.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям учащегося. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.
Цель программы:
Расширить географический кругозор, повысить познавательный интерес в обучении географии.
Задачи программы:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Информационный материал: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира, курсовые работы учащихся о достопримечательностях мира, России. Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного элективного курса.
В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся с использованием ИКТ.
Учащиеся должны знать (объяснять):
страны и столицы;
знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
уметь работать на компьютере;
работать с различными источниками информации;
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения. Постоянная работа с источниками информации. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.
Учащиеся будут иметь представление:
о различных видах достопримечательностей;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере.

Тематическое планирование

Название раздела, тема занятия
Количество часов
Календарные сроки
Вид деятельности
оборудование


·
Введение
1
сентябрь



1
Метод проектов
1

лекция



·
·
Туризм. Туристические ресурсы
3
сентябрь



2
Введение. Путешествие в прошлом и настоящем. История туризма. Туризм – феномен 20 века
1

лекция
Видеофильм «Великие географические открытия»

3
Виды туризма. Индустрия туризма. Безопасность туризма.
1

лекция


4
Туристические ресурсы мира и России.
1

лекция
Фото достопримечательностей мира


·
·
·
Достопримечательности стран мира
28













Октябрь-май



5
Достопримечательности Северной Америки
4












Проектная работа











Географические атласы, ресурсы Интернет, CD, DVD, видеоресуры

6






7






8






9
Достопримечательности Латинской Америки
4




10






11






12






13
Достопримечательности Австралии
4




14






15






16






17
Достопримечательности Европы
4




18






19






20






21
Достопримечательности Азии
4




22






23






24






25
Достопримечательности Африки
4




26






27






28






29
Достопримечательности России
4




30






31






32







·V
Итоговая конференция
3
май



33
Итоговая конференция. Презентация проектов.
2

Отчет о проделанной работе
Компьютер, проектор

34






35
Подведение итогов
1
май




Итого
35







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Метод проектов. История развития метода проектов. Типология проектов. Требования к проектам. Последовательность их выполнения. Критерии оценивания.


·. Раздел. Туризм. Туристические ресурсы (3 часа)
1 тема. Путешествия в прошлом и настоящем.
Путешествия в прошлом и настоящем. История туризма. Путешествия древних. Первооткрыватели и первопроходцы. Паломничество. Основоположники туризма. Туризм как массовое явление. Отличие туризма от путешествий.
2. Тема. Виды туризма. Активный и массивный туризм.
Виды туризма в зависимости от способа передвижения. Организаторы туризма. Туристические услуги. Развлечения.
3. Тема. Туристические ресурсы мира и России.
Рекреационные и туристические ресурсы. Территории и акватории. Национальные парки. Замки. Культовые объекты. Тематические парки. Чудеса света. Туристические ресурсы России.

·
·. Раздел. Достопримечательности мира (28 часов)
Тема. Достопримечательности Северной Америки.
Достопримечательности Канады: «Большая подкова» Ниагарского водопада, 533 - метровая башня «Си – Эн – Тауэр», индейские тотемы, Памятник в память терактам в США, «столица белых медведей» - город Черчилл. Достопримечательности США: Статуя Свободы, мост «Золотые вороты», Долина Монументов, памятник на горе Маунт – Рашмор, арка в Сент – Луисе, стадион «Супер – Купол» Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достоприме-чательности Канады», «Достопримечательности США».
Тема. Достопримечательности Латинской Америки.
Достопримечательности Мекси-ки: Пирамида Чичен – Ица, пирамида Тикала, календарь, Птица кецаль, мурали Диего Ривери, головной убор с перьями. Достопримечательности Бразилии: Церковь Сан – Франсиску – ди – Асис, водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Столица Бразилиа, гора «Сахарная голова», Статуя Спасителя. Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достоприме-чательности Мексики», «Достопримечательности Бразилии».
Тема. Достопримечательности Австралии.
Айерс – Рок, или Улуру; здание оперного театра в Сиднее; желтые цветы акации – национальный австралийский цвет; кенгуру в нацио-нальном парке; медвежонок коала. Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достопримеча-тельности Австралии».
Тема. Достопримечательности Европы.
Франция. Триумфальная арка, Эйфелева башня, Нотр – Дам де Пари, Аббатство Мон – Сен – Мишель. Германия. Бранденбургские во-рота, Трептов – Парк с солдатом и девочкой, спасенной на руках, Музей, Кельнский собор. Ве-ликобритания. Стоунхэндж, Колонна Нельсона, Башня «Биг Бен», Букингемский Дворец. Ита-лия. фонтан Треви, Дворец дождей, Колизей, Пизанская башня. Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достопримеча-тельности Франции», «Достопримечательности Германии», «Достопримечательности Италии», «Достопримечательности Великобритании».
Тема. Достопримечательности Азии.
Китай. Великая Китайская стена, Императорский Дворец в Запретном городе. Пекин; Мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине, усыпальница первого императора Китая, Лхаса – центр ламаизма, Храм Неба. Индия. Тадж – Махал в Агре, Индуист-ский храмовый комплекс Шатранджайя в индийском штате Гуджарат, Башня Кутуб – Минар в Дели, Индуистский храм в Южной Индии, Княжеский дворец в Хайдерабаде, Площадь перед президентским дворцом в Нью – Дели. Таиланд. Золотая Чеди, Золотые дворцы императора, Сафари – парк, Храм Золотого Будды, Ват По, Дельфинарий, Заповедник слонов, Крокодиловая ферма. Япония. императорский Дворец, священная гора Фудзияма, золотая пагода в Киото, Дворец правителей, Замок Химедзи, Портик синтоистского святилища. Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достопримеча-тельности Китая», «Достопримечательности Индии», «Достопримечательности Японии», «Дос-топримечательности Таиланда».
Тема. Достопримечательности Африки.
Египет. Пирамиды Долины Гизе. Сфинкс. Две статуи. Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достопримеча-тельности Египта».
Тема. Достопримечательности России.
Байкал. Большой Дворец. Петродворец. Соловецкие острова. Храм Василия Блаженного. Боголюбово. Храм Покрова на Нерли. Мамаев Курган. Волгоград. Салехард – город на полярном круге. Иволгинский дацан - буд-дийский храм. Бурятия. Кызыл – центр Азии. Практическая работа. Подготовка презентации (электронного портфолио) «Достопримечатель-ности России».

·
·
·. Раздел. Итоговая конференция (3 часа)
Презентация проектов «Достопримечательности мира». Подведение итогов.




Список литературы
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.
Ипатова А. Проблемы туризма в России и пути их решения. Курсовая работа.2003.
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.-  М.: Просвещение, 2001.
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
Некрасова А. География “Золотого кольца” России. Курсовая работа. 2006.
Овчинников Н. Достопримечательности стран бывших республик.  Курсовая работа. 2007
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.
Специфика географии заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у обучающихся умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у обучающихся трудолюбия, развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению учащимися картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
Чтобы избежать у учащихся перегрузки, низкой успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие требования:
Знакомлю учащихся с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
Использую инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.
Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы
Организуя практические работы, помню, что программа задает лишь общее направление работы, а я, как преподаватель, конкретизирую содержание, определяю конкретную территорию, объем задания.
Психологи утверждают, что реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением учащихся к предмету.
Мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.
Все практические работы я оцениваю. Причем оценки за работу всей группе ставлю сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности её у разных учащихся.
Важно, чтобы все работы были оценены объективно. Для этого я предлагаю нормы оценок:
Практические работы по географии
Пояснительная записка
Предлагаемые 19 обязательных практических работ решают ряд учебных задач: развивают и углубляют теоретические знания, формируют практические умения, учат анализировать, сравнивать сопоставлять и оценивать географические территории, факты, явления.
Работы могут выполняться учащимися самостоятельно, если они уже работали под руководством преподавателя над подобными практикумами, или при непосредственном участии преподавателя.
Методика проведения практических работ разработана под учебник "География России. Население и хозяйство", 9 класс, авторы В.Я.Ром, В. П. Дронов, согласно темам программ и учебника.
Практические работы учащихся оцениваются.
Четкий, грамотный инструктаж преподавателя к каждой работе способствует успешному ее выполнению. Учащийся должен ясно представлять, что он должен выполнять, как ему работать, какое оборудование использовать, зачем нужна эта работа. Главная задача научить учащихся пользоваться ранее полученными знаниями.
Работы могут выполняться в течение всего урока, большинство из них - за 15-20 минут, или по усмотрению преподавателя.
В данной методической разработке в помощь преподавателю для более четкого и грамотного инструктажа учащихся указаны цели каждой работы. Подробно разработаны планы работы. Указаны конкретные, часто вариативные задания учащихся. Для облегчения работы преподавателя и учащихся детально указаны источники информации (учебники, атласы, пособия и т.д.), указаны их названия, параграфы, страницы, номера таблиц и т, д.
В целях достижения более высокого уровня требований к подготовке учащихся, превышающих требования стандарта, во многих работах, наряду с базовым компонентом, предложены и более сложные задания. С этой целью много внимания уделяется установлению причинно-следственных связей в изучаемом материале, привлечению средств доказательства, оценке состояния и прогнозирования географических явлений.
По каждой работе учащимся предлагается сформулировать конкретные выводы, следующие из логики поставленных целей, плана и заданий учащимся.
Значение статистических данных в обучении географии
Цифровые данные служат источником точного фактического материала. Их можно использовать как самостоятельный источник географических знаний. Путем их анализа учащиеся могут сделать выводы самого различного содержания. Эти данные могут стать основой для создания проблемной ситуации, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности. Их можно использовать для подтверждения выдвинутых преподавателем положений или для их иллюстрации.
Приемы чтения диаграмм и графиков
Выяснить, что именно изображено на диаграмме. Какое природное или экономическое явление они отражают.
Считываются цифровые показатели.
Путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции и т. д. устанавливают, в каком направлении изменяются эти показатели.
Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления.
Завершается чтение диаграмм, если необходимо, объяснением причин изменения природного или социального, экономического явления.
Учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм:
Считывать цифровые показатели и видеть за ними конкретные величины.
Сопоставлять их, из сопоставлений делать выводы.
Объяснять эти выводы определенными причинами и закономерностями.
Правила работы со статистическими таблицами
Чтение названия таблицы.
Выяснение единиц изображения, отражающих экономическое или социальное явление. Установление показателей времени.
Чтение названий граф (колонок) и строчек.
Сопоставление цифровых показателей по графе или строке.
Вывод о характере изображенного явления.
Последовательность обучения чтения таблиц

· 1.Учитель сообщает, зачем нужны таблицы при изучении экономической и социальной географии.
2.Какие типовые части можно выделить в ее построении?
3. Отмечает натуральные и условные единицы изображения.
·
·. Учитель показывает приемы чтения таблицы.
При чтении таблиц пользуются не одной, а несколькими цифрами.
В каких случаях нужно читать показатели по строке, а в каких по графе, колонке?
3. Выводы по таблице должны опираться на цифровые показатели.
III. Умение читать таблицы формируется постепенно.
Как работать с книгой
Для того, чтобы успешно изучать географию, необходимо уметь работать с учебником, с его текстом.
Научись работать с текстом в такой последовательности:
прочитай текст параграфа;
мысленно раздели его на части;
определи содержание каждой части; найди на карте географические объекты, упомянутые в параграфе;
ответь на вопросы и выполни задания, помещенные в конце параграфа, запомни выделенные слова в параграфе;
если какой-то термин тебе непонятен, обратись к словарю терминов и понятий в конце учебника;
особое внимание обрати на выделенный текст;
в учебнике много схем, иллюстраций, карт, диаграмм, они помогут понять географические процессы.
Правильно оформляй тетрадь
- Тетрадь по географии должна быть в клетку и на весь учебный год.
Все схемы, графики, диаграммы, таблицы выполняй карандашом. Надписи во всех случаях делай только чернилами четко и красиво.
Дату выполнения практической работы пиши на полях, как условлено.
Отведи поля красный карандашом.
Контурную карту также заполняй только чернилами, четко и красиво.
Уясни правила
Знания приобретаются главным образом на уроке, домашние задания лишь закрепляют их.
Нельзя оставлять ничего недопонятого, недоученного, недоделанного на уроке.
На уроке должно быть полное напряжение сил и внимания.
Развивайте память, мышление, наблюдательность.
Помни: учащийся - активный добытчик знаний и умений.
Открывай для себя все новые истины.
Не теряй на уроке ни одной минуты, потерянные минуты ведут к потере часов, дней.
Активно работай во время закрепления знаний.
Узнал об интересных открытиях - спеши рассказать о них товарищам.
Веди папку, собирай в нее материалы по теме "За страницами твоего учебника".
Как стать внимательным
Начиная любую работу дома или на уроке, ясно представь себе цель работы, а также пути и средства, при помощи которых будешь добиваться поставленной цели.
Запоминанию помогут разного рода записи (планы, конспекты, карты, схемы, графики, диаграммы). Они помогают следить за мыслью.
Научись создавать вокруг себя условия обостренного внимания. Для этого убери все, что может отвлечь от работы, выключи радио, телевизор.
Почувствовав утомление, сделай перерыв на 10-15 минут. Во время перерыва сделай несколько упражнений физзарядки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Определение тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства по статистическим материалам
Цели, учить читать статистические материалы, выбирать нужную информацию, пользуясь числовыми данными, учить работать с круговыми столбчатыми диаграммами, статистическими таблицами.
Источники знаний: учебник В. Я. Ром, В. П. Дронов, параграф 12, рис.21, стр. 83 "Отраслевая и производственная структура экономики России", таблица 22, стр. 85 "Межотраслевые комплексы". Атлас Смоленской области, стр. 22 "Экономическая карта", круговые диаграммы. Структура промышленности по отдельным отраслям: География Смоленской области (1998 год); таблицы 8, 9, стр. 156, 157.
ЗАДАНИЯ:
1. По рис. 21 "Отраслевая и производственная структура экономики России" назовите отрасли производственной и непроизводственной сферы. Определите значимость каждой отрасли производственной и непроизводственной сферы в процентном отношении.
По таблице 22 "Межотраслевые комплексы России" определите долю производства в процентах перечисленных комплексов.
а) По экономической карте стр. 22 атласа Смоленской области проанализируйте структуру промышленности по круговым диаграммам на 1970 и 1989 годы.
б) Определите, какие изменения в структуре промышленности произошли по указанным диаграммам
4. Таблица 8 стр. 156 "География Смоленской области".
а) Проанализируйте удельный вес отдельных отраслей в общем объеме производства товарной продукции на 1992 год и 1995 год.
б) Назовите отрасли, имеющие наибольший удельный вес в производстве товарной продукции.
в) Какие изменения удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства товарной продукции вы видите по указанным годам?
5. Таблица 9 "Производство важнейших видов промышленной продукции в Смоленской области", стр. 157.
а) О чем рассказывает левая сторона таблицы?
б) Какие показатели показаны в правой стороне?
в) Проанализируйте производство электрической энергии в нашей области с 1940 по 1995 годы по указанным данным,
Какие выводы вы можете сделать?
г) По такой же схеме проанализируйте производство электромашин, чулочно-носочных изделий, льняных и х/б тканей, сыров, хлебобулочных изделий. Сделайте вывод.
6. Общий вывод: чему научились, что узнали, выполнив практическую работу № 1.
Практическая работа выполняется письменно. В тетради учащиеся делают краткие записи по 1-6 пунктам заданий. В конце работы делают общий вывод, исходящий из цели работы. Результаты работы оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка "пять" - ответ правильный, полный, т. е. на все 6 пунктов заданий, Показывает, что ученик, пользуясь рисунком 21 стр. 83 учебника, правильно назвал отрасли производственной и непроизводственной сферы, определил значимость каждой отрасли этих сфер в производственном отношении. По таблице 22, стр. 85 учебника, правильно определил долю производства межотраслевых комплексов. По экономической карте 22 Атласа Смоленской области проанализировал структуру промышленности по круговым диаграммам в сравнении на 1970 и 1989 годы, определил, какие произошли изменения. Правильно проанализировал таблицу 8, стр. 156 "География Смоленской области", установил изменения в удельном весе отдельных отраслей в общем объеме производства товарной продукции на 1992 и 1995 годы, определил отрасли имеющие наибольший удельный вес в производстве товарной продукции, отметил произошедшие изменения. По таблице 9 "Производство важнейших видов промышленной продукции" правильно ответил на поставленные а, б, в, г вопросы, сделал вывод, проанализировав цифровые данные по производству электроэнергии, электромашин, чулочно-носочных изделий, льняных, хлопчатобумажных тканей, мяса, сыров, хлеба и хлебобулочных изделий. В общем выводе указал, что учился читать статистические данные, выбирать нужную информацию, пользуясь числовыми данными, учился работать с круговыми диаграммами, статистическими таблицами, рисунками и картами.
Оценка "четыре " - ответ удовлетворяет выше названным требованиям, он полный и правильный, но есть неточности в изложении фактов или в выводах.
Оценка "три" - ответ правильный, ученик в основном справился с заданием, но ответил не на все вопросы или непоследовательно их изложил, допустил ошибки.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает неумение пользоваться рисунками, таблицами, диаграммами учебников и карт,
Оценка "единица" - результат практической работы отсутствует.
За незначительные неточности в цифрах оценка не снижается.
Оценка снижается на один балл за неаккуратное оформление результатов практической работы.
В классный журнал проставляется оценка за практическую работу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Составление контурной карты "Субъекты Федерации"
Цели: формирование умений работать с политико-административной картой РФ, умение находить необходимою информацию по дополнительной литературе, формирование навыков работы с контурной картой, воспитание самостоятельности.
Источники знаний: путеводитель абитуриента и старшеклассника "География*, стр. 127, таблица "Административно-территориальное деление России"; домашний репетитор "Готовимся к экзамену по географии", авт. И.Баринова, В. Дронов, В. Ром,
стр. 12-13, "Административно-территориальное деление России" - карта (1998 год), карта атласа, 9 класс, стр. 2-3, стенды кабинета географии: "Республики Поволжья", "Республики Северного Кавказа", ксерокопии форзаца учебника "География: население и хозяйство России", авторы А.И.Алексеев В.В.Николина, карта Российской Федерации ("Административно-территориальное деление России и пограничные государства").
ЗАДАНИЕ 1
Пользуясь указанными источниками информации: раздаточным материалом по теме урока, ксерокопии таблиц "Республики в составе России и административно-территориальное деление России", составьте таблицу в тетради.
21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 4 автономных округов, всего 86 субъектов РФ.
ЗАДАНИЕ 2
Выпишите республики в составе РФ, расположенные в европейской и азиатской частях, и их столицы.
Европейская часть России (Европейский Север)
Карелия - Петрозаводск,
Коми - Сыктывкар, Поволжье.
Мордовия -Саранск,
Чувашия - Чебоксары,
Марий-Эл - Йошкар-Ола,
Татарстан - Казань,
Удмуртия - Ижевск,
Башкирия -Уфа,
Калмыкия - Элиста, Северный Кавказ

Адыгея - Майкоп,
Карачаево-Черкессия - Черкеск,
Кабардино-Балкария - Нальчик,
Северная Осетия - Владикавказ,

] 4. Ингушетия - Назрань,
Чечня (Ичкерия) - Грозный,
Дагестан - Махачкала, Азиатская часть России
Республика Алтай - Горно-Алтайск,

Хакасия - Абакан,
Тува - Кызыл,
Бурятия - Улан-Удэ,
Саха - Якутск.
ЗАДАНИЕ 3 .
На контурной карте надпишите названия всех пограничных государств России, пользуясь картой, ксерокопией "Административно-территориальное деление России", атласом 8-9 класса "География России"
Надпишите на карте название всех республик, автономных округов и краев, входящих в состав России, пользуясь таблицами, ксерокопией "Федеративное устройство Российской Федерации".
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ)

Национально-территориальные образования

Государственно-территориальные образования


Города федераль него значения

Рис. 1 Федеративное устройство Российской Федерации
Таблица 1
Республики в составе России

Регионы
Республики
Численность населения в 1997 п (тыс. человек)

Европейский
Карелия
780

Север
Коми
1174

Вол го-Камский
Чувашская
1360

регион
Мордовия
951


Марийская (Марий Эл)
765


Татарстан
3766


Башкортостан
4306


Удмуртия
1637


Калмыкия
318

Северный
Адыгея
450

Кавказ
Дагестан
2073


Ингушетия
309


Кабардино-Балкарская
790


Карачаево-Черкесская
436


Северная Осетия-Алания
665


Чеченская (Ичкерия)
813

Сибирь
Алтай
202


Тува (Тыва)
310


Хакасия
585


Бурятия
1051

Дальний Восток
Саха (Якутия)
1016


Таблица 2
Административно-территориальное деление России

21 республика
6 краев
49 областей
2 города федер. значения
1 автономная область
10 автономных округов

Адыгея,
Алтайский,
Амурская, Архангельская, Астра-
Москва,
Еврейская
Агинский,

Алтай,
Красноярский,
ханская, Белгородская, Брянс-
Санкт-

Бурятский,

Башкирия,
Краснодарский,
кая, Владимирская, Волгоградс-
Петербург

Коми-Пермятский,

Бурятия,
Приморский,
кая Вологодская, Воронежская,


Корякский,

Дагестан,
Ставропольс-
Ивановская, Иркутская, Калинин-


Ненецкий, -;

Ингушетия,
кий,
градская, Калужская, Камчатс-


Таймырский

Кабардино-
Хабаровский.
кая, Кемеровская, Кировская, Ко-


(Долгано-

Балкария,

стромская, Курская, Курганская,


Ненецкий),

Калмыкия,

Ленинградская, Липецкая, Мос-


Усть-Ордынский,

Карачаево-

ковская, Магаданская, Мурманс-

Бурятский,

Черкессия,

кая, Нижегородская, Новосибирс-


Ханть!-

Карелия,

кая, Новгородская, Омская,


Мансийский,

Коми,

Орловская, Оренбургская, Пен-


Чукотский,

Марий-Эл,

зенская, Пермская, Псковская,


Эвенкийский,

Мордовия,

Ростовская, Рязанская, Самарс-


Ямало-Ненецкий

Саха (Якутия),

кая, Саратовская, Сахалинская,




Сев. Осетия,
Свердловская, Смоленская, Там-




Татарстан,

бовская, Тверская, Томская, Туль-




Тыва,

ская, Тюменская, Ульяновская,




Удмуртия,

Челябинская, Читинская, Ярос-




Хакасия,

лавская.




Чечня,






Чувашия.















Практическая,работа № 2
Составление контурной, карты "Субъекты Федерации" выполняется в несколько этапов, так как материала в действующем учебнике В.П.Дронова и В. Я. Рома по данной теме нет, то учителю приходится использовать дополнительную литературу, ксерокопии карт и таблиц из выше указанных источников. Работа выполняется в несколько этапов.
Первый этап. Учащиеся вместе с учителем методом одновременной работы, т. е. учитель называет и показывает на настенной карте изучаемый объект, а учащиеся пользуются зрительной и слуховой памятью, его запоминают, а затем каждая пара учащихся показывает названный объект у себя в атласе, на ксерокопии и на контурной карте. Таким методом совместной одновременной работы учителя и учащегося ученики получают знания необходимой номенклатуры и расположения субъектов Федерации по территории России. На этом же этапе учащиеся в тетрадях составляют статистическую таблицу "Федеративное устройство РФ" (см. справочные материалы)
Национально-территориальные образования (21 республика), автономии (1 автономная область), 4 автономных, округов.
Государственно-территориальные образования: 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.
Второй этап. Повторно отрабатывается номенклатура методом совместной работы учителя и учащихся, закрепляются ранее полученные знания и составляется таблица в тетрадях учащихся "Административно-территориальное устройство России". Заполняется таблица "Республики в составе России", расположённые в европейской и азиатской частях страны и их столицы.
Составление контурной карты "Субъекты Федерации" выполняется как третий заключительный этап предыдущих уроков. Выполняются задания 3 и 4 практической работы № 2. Учитель оговаривает правила заполнения контурной карты, четкость надписей, размер букв, расположение надписей субъектов Федерации и пограничных государств.
Оценка "пять" ставится, если на контурную карту нанесены все пограничные государства России (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, морские границы с Норвегией, Финляндией, Японией и США). Обозначена 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов. Надписи четкие, аккуратные, мелкие буквы, ошибок нет.
Оценка "четыре" - обозначены вышеуказанные объекты, надписи четкие, аккуратные, грамматических ошибок нет, но есть небольшие неточности в расположении субъектов Федерации.
Оценка "три" - допущены ошибки в наименовании субъектов, грамматические ошибки, обозначены не все названия.
Оценка "два" - допущены грубые ошибки в расположении субъектов Федерации, обнаружено неумение работать с картой и таблицами.
Оценка "едитща" - результат практической работы отсутствует.
Оценка снижается на один балл за неаккуратное оформление, неразборчивые надписи, их неправильное расположение и т.д.
Оценка за выполненную работу выставляется в журнал.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Определение тенденций изменения естественного прироста населения России.
Цель: закрепить понятие естественный прирост, определить, как изменился естественный прирост населения России с 1926 по 1993 г.г.; учить работать со статистическими таблицами, анализировать их, делать выводы.
Источники работы: материал учебника В. Я. Рома, В. П. Дронова, параграф 5, таблица 11, стр.37, рис.6, стр. 57, таблица 9, стр. 54, таблица 10, стр. 5.
ЗАДАНИЯ:
1. Что такое естественный прирост, общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста на 1000 человек. Из каких показателей складывается прирост населения страны (параграф 5, стр.35-59 учебника)?

2. Какие факторы влияют на естественный прирост населения?
З. Проанализируйте таблицу 9 и установите, как изменилась численность населения России с 1926 по !983 годы.
4.Рассмотрите данные таблицы 10, установите уровень рождаемости в России на 1955-1960 и 1985-1990 гг., какой вывод можно сделать из полученных данных? Проанализируйте эти же данные по развитым странам Западной Европы и развивающимся странам Африки. Какие выводы вы можете сделать?
5. Проанализируйте общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста на 1000 человек населения с 1926 по 1997гг. (1990, 1960, 1980, 19&9, 1991, 1992, 1993) Какие выводы можно сделать? Какие закономерности можно установить
6.Сделайте общий вывод: что вы узнали, чему научились, выполнив работу,
Выполняя практическую работу № 3, учащиеся закрепляют знания по численности населения России, составляющих естественного прироста (смертности, рождаемости), факторах, влияющих на изменение численности населения; продолжают учиться анализировать статистические таблицы. Кратко в тетради излагают ответы по 1-6 пунктам заданий.
Оценка "пять " ставится, если четко дано определение естественного прироста населения, показатели, из которых он складывается, раскрыты факторы на него влияющие, проанализирована таблица 9 и установлено, как изменилась численность населения России с 1926 по 1989 годы, по таблице 10 проанализирован уровень рождаемости в России по вышеуказанным годам, сделан вывод из полученных данных, проанализированы эти же данные по развитым странам Африки, сделаны выводы. Проанализированы общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста на ]000 человек населения с 1926 по 1993 годы, сделаны выводы. Сделан общий вывод о том, что учащийся узнал, чему научился, выполнив практическую работу.
Оценка "четыре " - ответ удовлетворяет выше названным требованиям, но есть неточности в изложении фактов или выводов.
Оценка '"три" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко дает понятия, непоследовательно излагает факты, допускает ошибки в их анализе, не все сделаны выводы.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает незнание фактического материала, грубые ошибки допущены, продемонстрировано неумение пользоваться статистическими таблицами, делать выводы.
Оценка "единица" - результат практической работы отсутствует.
Оценка за выполненную работу выставляется в журнал

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Определение плотности населения
Цель: рассмотреть особенности размещения населения России и причины неравномерного заселения.
Источники работы: учебник В. П. Дронова и В. Я Рома, параграф 6-8, стр. 39-61; таблица 14 ''Особенности населения республик России", стр. 42-43; таблица 18 "Изменение численности населения крупнейших городов России", стр. 60; стр.55, рис. 14. "Расселение и хозяйственное освоение территории России и стран нового зарубежья"; учебник географии Смоленской области, таблица 1, стр. 150 (1998 год издания).
ЗАДАНИЯ:
1. Пользуясь источниками информации и планом, выполните практическую работу.
П Л АН
1.Размещение населения в европейской и азиатской частях России. Установите среднюю плотность населения России, по
Московской области, по Смоленской области стр. 54 учебника В. Я. Рома, В. П. Дронова, учебник географии Смоленской области (1998 года издания) таблица 1, стр. 150.
Установите зоны расселения и причины неравномерного заселения территории, стр. 54-55-61, учебник В. П. Дронова и В. Я. Рома.
Проанализируйте рис. 15 стр.55 "Типы заселения территории" (плотность, сельского населения на 1 км2); города и поселки городского типа.
Проанализируйте рисунки 14. Расселение и хозяйственное освоение территории России - карты а. б, в.
Установите особенности населения республик. России по таблице 14, стр. 42:
а) Выделить республики с преобладанием коренного населения. Плотность населения от наибольшей к меньшей.
б) С равенством коренного и русского населения. Плотность населения в них. по степени уменьшения.
в) С преобладанием русского населения. Плотность населения в них по убывающей.
По данным таблицы 18, стр. 60, выпишите города-миллионеры.
Сделайте вывод: что вы узнали, чему научились, выполнив работу.
Выполняя практическую работу № 4, учащиеся закрепляют знания, после объяснения учителем хода работы с подробным инструктажем по каждому пункту плана, с использованием всех вышеуказанных источников информации. Работа выполняется как домашнее задание. На следующем уроке учитель заслушивает нескольких учащихся, выполнивших работу, комментирует выполнение работы по пунктам плана. При необходимости консультирует дополнительно учащихся, не усвоивших материал, в послеурочное время. На последующем уроке лаборанты собирают тетради, учитель проверяет работы.
Оценку "пять" получают учащиеся, правильно определившие неравномерное размещение населения в европейской и азиатской частях страны, установившие среднюю плотность населения по территории России, в Московской и Смоленской областях, отметившие зоны расселения и установившие причины неравномерного размещения населения на территории государства.
По рисунку 13. стр. 55 учебника "Типы заселения территории" установившие плотность сельского населения (на 1 кв.км) и численность жителей в городах и поселках городского типа в 3-4 территориях России и СНГ. По рисунку 14, стр. 56 учебника, определившие крупные и прочие промышленные районы СНГ, установившие плотность сельского населения (человек на 1кв. км), число жителей в городах по территории СНГ, проанализировавшие степень благоприятности природных условий для жизни населения СНГ. По таблице 14, стр. 42 учебника, установившие особенности населения республик России, выделившие республики с преобладанием коренного населения и выписавшие республики с наибольшей плотностью населения по мере уменьшения от наибольшего к наименьшему, выписавшие республики России с равенством коренного и русского населения от наибольшей плотности к самой малой, выписавшие республики с преобладанием русского населения, начиная от Адыгеи (республики с наибольшей плотностью населения 58.2 чел. на 1 кв.км, заканчивая Якутией (Саха) 0,4 чел. на 1 кв. км). Выписавшие по таблице 18, стр. 60 учебника, 13 городов-миллионеров на 1993 год в России. Сделавшие общие выводы по седьмому пункту работы.
Оценка "четыре" - ответ отвечает вышеуказанным требованиям, полный, правильный, но есть небольшие неточности в изложении фактов, выводов.
Оценка "три" - ответ правильный, материал ученик понимает, ответы нечеткие, непоследовательно изложены, допущены ошибки в анализе рисунков, таблиц, карт или выводов, или отсутствие выводов.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает незнание фактического материала, неумение анализировать рисунки, таблицы, карты, делать выводы, или работа выполнена меньше, чем на 4 вопроса плана.
Оценка "единица" - практическая работа не выполнена по неуважительным причинам.

Требования к выполнению практических работ, их оформлению и критерии норм оценок сообщаются учащимся заранее или выставляются на рабочем стенде "Сегодня на уроке".

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Определение по статистическим материалам тенденций изменения структуры занятости населения
Цель: учиться анализировать статистические материалы, закрепить отрасли производственной и непроизводственной сферы.
Источники знаний: таблица "Распределение населения, занятого в народной хозяйстве России"; журнал "География в школе", № 5 (1998 г.); учебник В. Я. Рома, В. П. Дронова стр.83
Таблица 3

Отрасли хозяйства
Доля занятых по численности экономически активного Н - населения в %



1940
1950
1980
1990
1999

Промышленность и строительство
26
37
42
41
40

ь/х и Лесное х-во
50
32.
15
14
15

'Транспорт и связь
6
6
10
10
8

Др. отрасли и сферы обслуж-я
18
25
33
35
37

ПЛАН
Назовите отрасли производственной и непроизводственной сферы, рис. 21, стр. 83 учебника.
Установите, в каких отраслях было занято больше всего экономически активного населения по годам. Поставьте отрасли хозяйства в порядке уменьшения статистических показателей.
Установите, в каких отраслях хозяйства численность населения, экономически активного, увеличилась, в каких уменьшилась.
Определите численность занятых в производственной и непроизводственной сферах, как она менялась на 1940 и на 1999 годы.
Сделайте вывод, какая отрасль хозяйства по числу занятых ведущая, почему? Что вы узнали, чему научились?
Практическая работа № 5 выполняется на уроке, учитель заранее на доске чертит таблицу "Распределение населения, занятого в народном хозяйстве России", журнал "География в школе'', № 5 (1998). Учащиеся закрепляют отрасли производственной и непроизводственной сферы, продолжают учиться анализировать статистические материалы, считывая данные таблицы с доски, анализируя их по пунктам плана. Работа сдается в конце урока. Результаты ее учитель объявляет на следующем уроке.
Оценка "пять " ~ учащийся, проанализировав данные таблицы, установил, что наибольшая доля занятых по численности экономически активного населения 50% в!940 году приходилось на сельское и лесное хозяйство, затем, поставив отрасли хозяйства по мере уменьшения к транспорту и связи 6%, проанализировал долю занятых в отраслях хозяйства в 1960, 1980, 1990, 1999 годах, установил, в каких отраслях хозяйства численность экономически активного населения увеличилась, в каких - уменьшилась. Определил численность запятых в производственной сфере и как она менялась на 1940 и 1999 годы. Сделал вывод, определил ведущую отрасль хозяйства, объяснил причины этой закономерности,, сделал общий вывод. Работа выполнена аккуратно, без грамматических ошибок. Полно освещены все вопросы, сделаны выводы.
Оценка "четыре" - работа отвечает выше названным требованиям, полная, правильная, есть неточности в изложении фактов или в выводах, статистические ошибки.
Оценка "три" - ответ правильный, ученик понимает излагаемый материал, затрудняется в формулировке выводов, непоследовательно излагает факты, или работа выполнена неполностью.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает неумение работать со статистическими материалами, неумение пользоваться приемами и правилами работы со статистическими таблицами, ученик не усвоил последовательности чтения таблиц. Такой
ученик нуждается в дополнительных занятиях с учителем. Оценка "единица" - письменный ответ отсутствует.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Подтверждение тезиса о неравномерности развития хозяйства на примере отдельных отраслей
Цель: формирование умения добывать знания, анализируя таблицы приложения учебника, учить анализировать цифровые данные, делать необходимые выводы.
Источники знаний: Приложения 3,4, стр. 391, 392 учебника В. Я. Рома, В. П, Дронова.
ЗАДАНИЯ:
Пользуясь приложением учебника 4, стр. 392, "Доля районов России в производстве продукции отраслей промышленности" в %, установите, какие районы РФ лидируют по производству электрической энергии, в каких районах наиболее развита топливная промышленность, черная металлургия, химическая промышленность, машиностроение, лесная, легкая, пищевая промышленности.
По приложению 5, стр. 391, выпишите факторы, влияющие на размещение отраслей промышленности.
По приложению 5, стр. 391, установите:
- как подразделяются факторы по значимости, имеющие значение: решающее, большое, малое, незначительное.
По приложению 5, стр. 391, выпишите решающие факторы в цветной металлургии, лесной промышленности, пищевой (сахарной).
По приложению 5, стр. 391, определите, какие факторы имеют большое значение в размещении черной металлургии, Какие еще особенности, по вашему мнению, будут влиять на развитие хозяйства? (Рельеф, климат, почвы, природные зоны, природные условия и т.д.)
Что Вы узнали, чему научились, выполнив практическую работу?
Практическая работа № б. Подтверждение тезиса о неравномерности развития хозяйства на примере отдельных территорий проводится с целью дальнейшего совершенствования умения учащихся работать со статистическими таблицами, умения добывать знания, анализируя данные таблиц, сопоставлять цифровые показатели, делать необходимые выводы. Поэтому перед началом работы учитель напоминает учащимся правила работы со статистическими таблицами (правило 5) и последовательность чтения таблиц (правила работы со статистическими таблицами и последовательность обучения чтению таблиц описаны выше, в объяснительной записке). Эти правила и последовательность работы помещены на стенде кабинета географии "Сегодня на уроке" или записаны на доске.
Учитель поясняет ход практической работы. Учащиеся записывают в тетрадях тему практической работы, цели, источники знаний и выполняют практическую работу по семи пунктам задания. Задания записаны на классной доске, а еще лучше, если есть их ксерокопии на каждой парте, что намного экономит время урока и совершенствует продуктивность и скорость работы учащихся, т.к. им не нужно отрывать время на прочтение пункта задания на доске. На выполнение работы отводится 20-25 минут. Тетради в конце урока собирают лаборанты (из числа учащихся) и передают учителю на проверку. Учитель оценки объявляет на следующем уроке.
Оценка "пять" - ответ полный на все семь пунктов задания, по Приложению учебника 4, стр. 392, выявлены районы Российской Федерации, лидирующие по производству электрической энергии, с наиболее высоким уровнем развития топливной промышленности, черной, цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, легкой, пищевой промышленно-стям. По Приложению 3, стр.391, учащийся выписал факторы, влияющие на размещение отраслей промышленности, подразделил их по значимости на решающие, имеющие большое, малое и незначительное влияние, правильно определил решающие факторы в цветной металлургии, в лесной и пищевой (сахарной) про-мышленностях. Правильно назвал факторы, имеющие большое значение в размещении черной металлургии. Высказал свое мнение о влиянии на развитие хозяйства природных условий: климата, рельефа, вод, почв, природных зон, заболоченности, национальных особенностей и др. особенностей. Правильно сделан вывод в конце работы, т. е учащийся, выполнивший работу на "пять", умеет пользоваться правилами работы со статистическими материалами и, последовательно читая таблицы, выполнил все семь заданий предложенной программой по географии практической работы.
Оценка "четыре" - ответ отвечает выше названным требованиям, он полный, правильный, но есть небольшие неточности в выводах или в объяснении факторов размещения производства, или оценка снижена за неаккуратное оформление работы.
Оценка "три" - ответ правильный, но ученик нечетко дает ответы, затрудняется делать выводы или непоследовательно излагает необходимый материал, или работа выполнена не по всем пунктам задания.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает незнание правил работы со статистическими таблицами, незнание последовательности умения читать таблицы, допущены грубые ошибки в выделении ведущих районов России в производстве продукции указанных отраслей промышленности, ученик не умеет по таблице определять факторы размещения, но умеет пользоваться условными обозначениями факторов размещения промышленного производства.
Оценка "единица" - результат практической работы отсутствует.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Цепь: закрепить факторы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения по таблице 3, приложения 3 учебника,- картам ' "Машиностроение и металлообработка" атласа, карте учебника "География машиностроения", рис, 28, стр. 114, и легендам карт, определить размещение указанных отраслей.
Источники знания: учебник, параграф 18-20, таблица 3, стр. 391, карта учебника "География машиностроения", рис. 28, стр. 114, карта атласа 18.
ЗАДАНИЕ:
Определите по картам атласа или учебника размещение трудоемкого и металлоемкого машиностроения по плану.
план
Как вы понимаете металлоемкость и трудоемкость машиностроения?
Какие отрасли относятся к металлоемким, а какие к трудоемким? Определите по таблице 1, стр. 388-389.
Какие факторы имеют большое значение в тяжелом машиностроении? Определите по таблице 3, стр. 391 учебника.
4. Определите факторы, решающие в точном машиностроении, имеющие большое значение по таб. 3, стр. 391, или по карте учебника "География машиностроения" рис. 28, стр. 114.
По карте атласа, стр. 18, определите центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения, или по карте учебника "География машиностроения", стр. 114, рис 28.
Вывод: какие понятия вы закрепили, какие умения вы совершенствовали, выполняя практическую работу?
Практическую работу № 7 "Определение по картам размещение трудоемкого и металлоемкого машиностроения" можно провести как обобщающее по теме "Машиностроительный комплекс".
Работа производится на уроке или как домашнее задание по усмотрению учителя. Учащиеся предварительно получают инструктаж по каждому пункту задания. План выполнения работы записан на классной доске или есть на каждой парте у учащихся. Выполняя данную работу, учащиеся закрепляют факторы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения и продолжают совершенствовать умения понимать, читать, знать карту.
Оценку ''пять " получает учащийся, выполнивший задания по 26
6 пунктам плана, ответ правильный, показывает, что ученик знает фактический материал, владеет понятиями металлоемкость, трудоемкость, владеет факторами, имеющими большое значение в тяжелом машиностроении, правильно определяет решающие факторы и имеющие большое значение в точном машиностроении. Знает правила работы со статистическими таблицами Приложения учебника и умеет ими пользоваться, знает состав и последовательность приемов работы с картами атласа или учебника, быстро и безошибочно выбирает нужные данные из карт и статистических таблиц, умеет ими пользоваться самостоятельно. Умеет делать правильные, короткие, четкие выводы. Работу выполняет аккуратно, грамотно.
Оценка "четыре" - ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, он полный и правильный, но есть неточности в изложении фактов и понятий, в объяснении взаимосвязей вышеуказанных отраслей промышленности и факторов их размещения, или в выводах. Работа выполнена не совсем аккуратно, есть грамматические ошибки.
Оценка "три" ~ ответ правильный, ученик в основном понимает изучаемый материал, но не четко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, или непоследовательно выполняет работу, а также допускает ошибки в анализе материала статистических таблиц и карт. Или работа выполнена не на все пункты плана,, не сделаны выводы. Или работа выполнена неряшливо, с большим количеством грамматических ошибок.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает незнание основного фактического материала, непонимание взаимосвязей между факторами размещения и указанными отраслями производства, неумение работать с таблицами и картами атласа и учебника, неумение делать выводы,
Оценка "единица" ~ результат практической работы отсутствует.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Описание одного из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам
Цели: научиться характеризовать угольный бассейн по картам атласа, данным учебника и таблицам, закрепить правила и приемы работы с картами атласа, учебника и статистическими материалами.
Источники работы: учебник В. Я. Рома, В.П.Дронова, параграф 22, рис. 33, стр. 130, таблица на доске, атлас, стр. ] 5, 9, 6, 7.
Таблица 4 Характеристика основных угольных бассейнов России

Бассейны
Доля
Ср.
Ср. мощ-тъ
Каллор.
Себест-тъ
Добыча в млн. т.


подзем.
глубина
пластов
УГЛЯ В'
в коэф.



















добычи
добычи
(м)
т. ккал.

1949
1980
1989
1997


угля (%)
(м)








Кузбасс
54
185
1.85
0.88
1
42
141
153
95

Печерский
100
298
2.21
0.63
2
0.3
28
31
21,7

Канско-










Ачинский
0
-
15
0.47
0.02
-
35
62
38,5

Подмосковный
83
62
2.21
0.37
4
10
25
7,9
5

(Тульская обл.)










ЗАДАНИЕ:
Опишите по вашему выбору один из бассейнов добычи угля по предложенным источникам информации и плану.
ПЛАН
По карте учебника, стр. 130, "Запасы и добыча угля по бассейнам и районам добычи" выпишите данные характеристики описываемого вами бассейна с указанием общегеологических и промышленных запасов топлива. Затраты на добычу 1 тонны условного топлива.
Оцените особенности бассейна (географическое положение
и природные условия - карты атласа 5, 6, 7, 9, 15, рельеф, климат, природную зону).
Сравните 2 бассейна по данным таблицы и сделайте выводы, Кузбасс и Печерский или Канско-Ачинский и Подмосковный.
Сделайте выводы: какие знания вы закрепили, какие новые знания получили, выполнив практическую работу.
Практическую работу № 8 выполняем, описывая один из бассейнов добычи угля (по выбору учащихся). Учащиеся учатся описывать угольный бассейн по различным источникам информации: по картам учебника определяют общегеологические и промышленные запасы угля в млрд. т, затраты на добычу 1 тонны условного топлива в %. По картам атласа определяют географическое положение, оценивают природные условия угольного бассейна, учатся сравнивать два угольных бассейна-, сопоставляя статистические данные по предложенной таблице и из сравнения делают выводы. Причем бассейны сравнивают или Кузбасс и Печерский, или Подмосковный и Канско-Ачинский. Делают общий вывод о том, какие знания закреплены, какие получили новые, выполнив 8-ю практическую работу.
Практическая работа проводится на уроке как закрепление темы "Угольная или Топливная промышленность", но тогда она занимает 40 минут или как домашняя работа, если нет возможности использовать резервное время программы по географии.
Оценку "пять" получает учащийся, полностью справившийся с заданием, полно и правильно изложивший материалы по всем пунктам плана, умеющий пользоваться правилами и приемами работы с картами атласа, учебника, статистической таблицей, умеющий сравнивать по предложенным показателям угольные бассейны, сделавший выводы по сравнительной характеристике бассейнов и общие выводы. Работа выполнена четко, аккуратно, грамотно.
Оценка "четыре " - работа отвечает вышеуказанным требованиям, ответы полные, правильные, но есть некоторые неточности в изложении фактов из карт атласа или учебника, или таблицы. Или работа выполнена небрежно с грамматическими ошибками.
Оценка "три" - ответ правильный, ученик в основном изложил материалы, но есть ошибки в характеристике бассейна по картам атласа или учебника, допущены ошибки в анализе таблиц. Не сделаны выводы.
Оценка "два" - ответ неправильный, показывает неумение пользоваться правильно приемами работы с картами и таблицей, не умеет сравнивать, делать выводы.
Оценка "единица" - результат практической работы отсутствует.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Определение эффективности приближения обрабатывающих
производств пищевой промышленности и
сельскохозяйственных предприятий
Цели: научиться делать простейшие экономические расчеты и по ним определить факторы, размещения сахарной промышленности. Закрепить главные факторы размещения пищевой промышленности.
Источник знаний: учебник В. Я. Рома (год издания 1995), параграф 31-34, рис. 40, стр. 170, задача стр. 172, карта, атлас, стр. 23.
ЗАДАНИЯ:
На основе текста учебника задание, стр. 172, установить, почему сахарные заводы нужно размещать у источников сырья.
Решите задачу и сделайте вывод, где и почему выгодно построить сахарный завод.
Выпишите из карты атласа, стр. 23, районы выращивания сахарной свеклы и производство сахара в России (Центрально-Черноземный район (34%), Северный Кавказ (42%). Ваш вывод.