Доклад Функции урока в системе личностно-ориентированного обучения


СЛАЙД 1 Современный мир предъявляет свои требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. СЛАЙД 2 Система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. достижение личностью таких качеств провозглашается целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
СЛАЙД 3 Необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.
Первый - это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет о наличном уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.
Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.
Урок – та учебная ситуация, "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся; это первая искорка, зажигающая факел любознательности, подчеркивал В.А.Сухомлинский. СЛАЙД 4 Современный урок стал не только более гибким по целям, задачам, вариативным формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем и учащимися; но и более  интересным, результативным, и, самое главное, личностно-ориентированным.
При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который  обязательно должен включать в себя:
 материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией;
 материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе  исследовательской деятельности; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;
 материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение;
 материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым  учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и  собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
 материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика  и корректировать её.
Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.
СЛАЙД 5 Большое внимание уделяется коллективной деятельности учащихся: групповой работе, деятельности в паре. Учителя проводят уроки в форме ролевых игр, дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность не только получать теоретические знания, но и связывать их с практикой, решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников превращаются в учителей, программистов, врачей, ученых... Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?
- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.
- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.
Поэтому личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения, ученик
- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
ФГОС второго поколения дает возможность и обязывает педагогов использовать в педагогической деятельности новые современные образовательные технологии и в первую очередь личностно-ориентированное обучение ,именно личностно-ориентированное обучение открывает новые принципиальные подходы и тенденции к решению вопросов «чему» и «как» учить сегодня.
Учитель «новой школы» - это человек творческий, мобильный, компетентный, думающий, ответственный, владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать» знания, учит учиться. Знания не даются в готовом виде: ученик под руководством учителя постигает их самостоятельно — в этом суть нового, деятельностного подхода в образовании. Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы работы с ней.
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. СЛАЙД6 Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Сообщение
на тему:
«Функции урока в системе личностно-ориентированного обучения»
Подготовила : А.Д. Костомарова
Учитель начальных классов
Филиала МБОУСОШ п.Солидарность-
«ООШ д.Екатериновка»