Методический материал: Эффективность основных направлений личностно-ориентированного обучения для литературного развития школьников



Эффективность основных направлений личностно-ориентированного обучения для литературного развития школьников средних классов.

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель русского языка и литературы решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования с личностью ученика, её индивидуальностью, а потому одним из основных направлений современной дидактики является личностно-ориентированное обучение. В результате исследования основных направлений реализации личностно-ориентированного обучения, приёмов организации читательской деятельности на каждом этапе изучения литературного произведения я пришла к следующим выводам:
На вводно-ориентировочном этапе основным направлением реализации личностно-ориентированное обучения является индивидуализация первичной читательской интерпретации произведения. Приёмов, способствующих выявлению первичной читательской интерпретации, множество (беседа на выявление первичного восприятия, письменные работы малой формы «Моё отношение к произведению», «Что меня прежде всего поразило в произведении?» и так далее, анкетирование детей), однако важно, чтобы именно первичная читательская интерпретация стала ориентиром для дальнейшего анализа произведения, а потому наиболее эффективным приёмом является создание вместе с детьми «поле исследования»;
На этапе углублённого анализа произведения словесного искусства самое эффективное направление реализации личностно-ориентированного обучения – дифференциация процесса обогащения читательской интерпретации. Эта технология предполагает выбор заданий по различным критериям, а также индивидуальные задания. Наиболее эффективная форма организации учебной деятельности – индивидуальная и групповая;
На заключительном этапе изучения текста основное направление – индивидуализация процесса проявления читательской интерпретации. Наиболее эффективные приёмы – графическое или художественное изображение концепции, письменные работы разных жанров, дифференцированные задания контроля (индивидуальные контрольные карточки).
Проведённое исследование позволяет сделать вывод об эффективности литературного развития школьников в рамках личностно-ориентированного обучения.
Экспериментальное преподавание проводилось с 2013 по 2015 годы. В классе, где я работаю, 22 человека, из них 8 мальчиков и 14 девочек. Ребята обучаются по традиционной программе.
Цель педагогического эксперимента – выявление эффективности основных направлений реализации личностно-ориентированного обучения для литературного развития школьников средних классов.
В ходе эксперимента были решены следующие задачи:
На констатирующем этапе проведена диагностика уровня литературного развития учащихся ( по методике В.Г.Марацмана);
На формирующем этапе (2012-2014 годы) проводилось преподавание с учётом основных направлений личностно-ориентированного обучения;
На контрольном этапе (2014 год) была проведена диагностика с использованием тех же параметров литературного развития, что и на констатирующем этапе; результаты диагностики выражены в статистических данных и приведены в таблице, сделаны выводы о степени эффективности преподавания, намечены перспективные идеи для дальнейшей работы в по реализации основных направлений личностно-ориентированного обучения.


Критерии литературного развития
Уровень литературного развития
5 класс
7 класс

Начитанность, читательские интересы и потребности
Интерес к чтению отсутствует
38%
22%


В чтении преобладают тексты школьного курса
22%
11%


Преобладает малохудожественная литература
11%
11%


Преобладает русская и зарубежная классика (в том числе непрограммные произведения)

24%
41%

Актуализация социально-нравственной проблематики
Выделение нравственно-идеологических проблем
22%
45%


Активность оценки прочитанного
41%
80%

Объём и применение историко-и теоретико-литературных знаний
Знание историко- и теоретико-литературных сведений
18%
60%


Их применение при анализе и оценке
22%
60%

Развитость читательского восприятия
Определение читательских эмоций
61%
100%


Определение авторских эмоций
33%
50%


Развитие воспроизводящего воображения
41%
75%


Развитие творческого воображения
55%
86%


Репродуктивный уровень постижения содержания
55%
100%


Аналитический уровень постижения содержания
32%
50%


Синтезирующий уровень постижения содержания
30%
50%

Умения, связанные с анализом художественного произведения
Определение эмоционального лейтмотива и основной проблемы текста
38%
65%


Выявление сюжета в эпосе, конфликта в драме, смена чувств в лирике
50%
90%


Определение стилистического колорита в произведении
20%
60%


Сопоставление героев и событий в разных произведениях
33%
50%


Выявление авторской позиции
38%
70%


Определение общего и различного в текстах одного жанра
30%
66%

Умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся
Выразительное чтение
61%
87%


Объяснение чувств, возникших при чтении
88%
100%


Словесное рисование обстановки действия и облика героя
72%
90%


Сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией, сопоставление киносценария или инсценировки текста
77%
!00%


Создание собственных произведений разных жанров (художественных, критических, публицистических)
22%
50%


Комментарий результатов: при выявлении уровня литературного развития я обнаружила, что степень начитанности у детей повысилась. К концу 7 класса увеличилось количество учащихся, которые читают не только произведения школьной программы, но и внепрограммные тексты из русской и зарубежной детской классики, умеют выделять нравственно-идеологические проблемы произведения. В классе 90% учащихся без труда могут выявить сюжет и определить конфликт произведения. Выросло стремление учащихся обсуждать авторскую позицию, активнее участвовать в оценке прочитанного. С интересом ребята участвуют в создании собственных произведений. На протяжении 3-х лет совместной работы развились такие навыки и умения, как выразительное чтение и словесное рисование, что отражает эмоциональный уровень детей и творческое воображение.
В целом можно сделать вывод, что при всех сложностях личностно-ориентированное обучение – одно из самых перспективных, в дальнейшем я собираюсь продолжить работу в этом направлении, поскольку почувствовала, пожалуй, главное – повысился интерес ребят к предмету, даже слабые или незаинтересованные в изучении литературы ученики с большим желанием идут на урок, активность школьников повышается в том случае, когда им предоставляется реальный выбор.
15