«Умные» физкультминутки на уроках русского языка как способ повторения и закрепления материала


Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Методическая карусель. Образовательные технологии на уроках русского
языка и литературы»




«Умные» физкультминутки на уроках русского языка как
способ повторения и закрепления материала

Винник Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Таврическая школа-гимназия № 20»
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

АННОТАЦИЯ

Цель: снятие статического напряжения учащихся, снятие психологического напряжения путем переключения на другой вид деятельности, повторение и закрепление изученного материала.
Метод: подвижная игра.
Результат: физическое и умственное развитие учащихся.
Выводы: «умные» физкультминутки способствуют сохранению здоровья учащихся, прививают интерес к изучению предмета, развивают умственную деятельность учащихся.


Ключевые слова:
физкультминутка, здоровьесберегающие технологии, повторение,


Литература.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Интернет.




«Умная» физкультминутки на уроках русского языка как способ повторения и закрепления материала
Не секрет, что урок русского языка – это урок, на котором 75% времени обучающиеся занимаются письмом. Максимальная нагрузка приходится на органы зрения, слуха, мышцы спины, туловища и кисти. Примерно через 20-25 минут после начала урока учащиеся начинают терять интерес к материалу, их внимание рассеивается. Для того, чтоб вернуть мальчишек и девчонок к работе, помочь им снять психологическое и мышечное напряжение, их надо встряхнуть. На помощь приходит физкультминутка.
До определенного времени я проводила обычные физкультминутки, суть которых состояла в том, что ученики поднимали вверх руки, делали наклоны, приседали, подпрыгивали на месте и т.д. Но однажды, готовясь к открытому уроку по теме «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» и подыскивая в интернете интересный материал, я наткнулась на так называемую «умную» физкултьминутку:
Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Н одна рука вверх
НН две руки вверх
Заснеженные хребты
Неисследованные горы
Разряженный воздух
Горы, расположенные около Залива Радуги
Вершина покорена
Гора исследована
Когда во время урока я предложила ребятам такой вид деятельности, я заметила, что они с удовольствием стали выполнять задания, стараясь не ошибиться. И потом попросили провести еще что-нибудь подобное. Кроме того, 7-классники спросили, поставлю ли я им за зарядку «плюсик» в листок оценивания (во время урока ребята ведут листы самооценки, в которых фиксирует баллы за ответы, а в конце урока выводят средний балл). Также мне сразу стало понятно, кто хорошо усвоил правило, а кто нет.
После этого я начала регулярно проводить «умные» физкультминутки, убивая двух зайцев сразу – применять здоровьесберегающие технологии и закреплять/проверять уровень усвоения изучаемого материала.
Найти «умную» физкультминутку в интернете не проблема, Впрочем, ее всегда можно придумать самостоятельно. Вот, к примеру, в прошлом году мне дали 6-ые классы. Тема корней с чередующимися гласными – поле, на котором есть, где разгуляться. Так, к примеру, можно называть слова, а ребятишкам дать следующее задание – в корне А – подняли руки вверх; в корне О – развели руки в стороны; в корне И – присели, в корне Е – подняли ручки вверх и т.д.
Когда материал свежий и еще не успел отложиться в головках учеников, я могу дать небольшой повтор и оставить на доске подсказку, но если правило уже хорошо изучено, я даю его спонтанно, без повтора.
Среди плюсов такой работы я могу отметить следующие:
- ребята получают кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.
- повторение учащимися правил русского языка,
- развитие образного мышления,
-выявление тех, кто знает правила на «5», а кто похуже.
Минусы:
Минусов в такой работе я не вижу, однако, возможно, «умные» зарядки не дают отдохнуть детскому мозгу, ведь во время их проведения необходимо усиленно думать. Поэтому проводить такие зарядки надо не каждый урок. Все хорошо в меру.