Создание благоприятной творческой атмосферы средствами музыки для развития коммуникативных навыков младших школьников. Музыкальная азбука общения.


Игумнова Ж.А., учитель музыки МБОУ «Лицей» г.АрзамасаСоздание благоприятной творческой атмосферы средствами музыки для развития коммуникативных навыков младших школьников. Музыкальная азбука общения.
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта, а прежде всего человека.
В.А.СухомлинскийМузыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – очень важная задача. «Если в детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами, - говорил
В. Сухомлинский». Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие.
На своих занятиях я стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. В игровой форме, без лишнего назидания дети постигают азбуку общения.
Пение на уроках музыки в начальной школе является одним из ведущих и любимых видов музыкальной деятельности. Малыши с удовольствием разучивают и инсценируют песни, размышляя о ценности дружбы и товарищества, осуждают зазнайство, одобряют смелость и храбрость. Хорошая песня всегда ведет по дороге добра и истины.
Вот весёлая и, на первый взгляд, беззаботная новогодняя песня с легкой танцевальной мелодией «Котёнок и щенок» Т.Попатенко и В.Викторова. Мы знакомимся с тремя куплетами, останавливаясь на том моменте, когда котёнок и щенок напали на ёлку и повалили её. Что же могло произойти дальше? Нужно ли наказывать маленьких проказников? Почему они напали на «странную игрушку»? Дети ставят себя на место героев песни. И это не менее важно, чем правильно выучить мелодию и слова. Процесс разучивания становится очень живым и увлекательным, и мы можем смело вписать новую страничку в азбуке общения.
Уважать старших, быть чуткими и внимательными к пожилым людям, уметь «забывать недавнюю беду», радоваться жизни учит нас задорная белорусская народная песня «Савка и Гришка».
Спор – это хорошо или плохо? Говорят, что в споре рождается истина. Давайте учиться спорить! Убеждать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать. Умение слушать и слышать оппонента – это тоже искусство общения. С каким удовольствием дети перевоплощаются в героев музыкального фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» и интеллигентно спорят о чудесах!
Но вот задачка сложнее: историю про ябеду-корябеду рассказывает композитор Евгений Крылатов и поэт Юрий Энтин. Одноклассники плачут: «Ой, беда, если в классе ябеда». Поможем вылечить Мишу-ябеду? Конечно. И мы превращаемся в докторов, назначаем лечение, старательно выписывая спасительные рецепты для Миши. Вот некоторые из них:
«Прочитай книгу «Манюня»;
отправляйся в лагерь «Лазурный»;
забудь все обиды, подружись с одноклассниками;
найди друга, рекомендую Свету;
принимай таблетки «Противоябедка», но если не помогут, я готов стать другом;
ты сам должен измениться, если настоящий мальчик, но если не изменишься, то всегда будешь один, а когда вырастешь, то быстро состаришься и умрешь в одиночестве;
сделай пять уколов: добра, позитива, счастья, радости, улыбки;
съешь килограмм мороженого;
выпей чай с вареньем и выспись;
звони мне по телефону 89101…..»
 Одно из гениальных свойств великих художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В вокальном цикле «Детская» М.П.Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. Мусоргский не только автор музыки, но и слов.  Интересен музыкальный язык вокальных сценок «Детской». Следуя найденным приёмам создания «зримости» конкретного персонажа, Мусоргский смело обращается с метрической, гармонической и вокальной основой, создавая «мелодию, творимую говором», передавая мельчайшие нюансы эмоций и телодвижений персонажей своего камерного театра.
 Сюжет пьески «В углу» прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…»). Но и в них слышатся нотки смирения. Дети тонко чувствуют все оттенки настроения героя, поэтому одновременно и жалеют героя, и осуждают.   В этой чудесной музыке мы почувствовали тёплое и нежное отношение композитора к миру детства. Как искренне и поэтично М.П.Мусоргский раскрыл мир детских чувств, радостей и огорчений. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов! Всё это потому, что автор: «понимал детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол…»
Свои странички в азбуку общения вписывает и композитор-классик С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» - не только музыкальная встреча с инструментами симфонического оркестра и увлекательный, остросюжетный рассказ о смелом мальчике Пете. «Учись прощать, - словно говорит С.Прокофьев, оставляя злого волка живым и невредимым». Нам остается лишь придумать план спасения утки, не оставлять же ее в беде! Вот несколько гуманных способов, предложенных ребятами: «Очень сильно удивить волка, чтобы рот широко открыл, а утка в это время спокойно сама и выйдет»; «Рассмешить волка, чтоб до слез расхохотался и уточка выскачет»; «Дать понюхать огромный букет цветов, волк чихнет…»
Прокофьев — человек и художник — всегда тяготел к детскому миру, любовно и чутко вслушивался в этот психологически тонкий и своеобразный мир и, наблюдая, сам поддавался его обаянию. Поэтому мир образов в «Детской музыке» художественно естествен и органичен. Это одна из сторон внутреннего мира самого композитора, которая в разное время находила отражение в его творчестве. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, выгодно отличает цикл «Детской музыки» от ряда детских пьес, казалось бы, одинаковой целенаправленности.
Знакомство с музыкой С.С.Прокофьева происходит еще в первом классе. «Утро», «Вечер», «Шествие кузнечиков», «Марш» получили широкое распространение, стали излюбленными пьесами отечественного фортепианного репертуара для детей.
Остановлюсь на пьесе «Раскаяние» — правдивой и тонкой психологической миниатюре, ранее названной композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья, охватывающие ребенка в моменты таких психологически сложных переживаний! Прокофьев использует здесь тип «поюще-говорящих» (по определению Л. Мазеля, «синтетических») мелодий, в которых элемент речитативной выразительности не уступает выразительности кантиленной.
С этой пьесой «Раскаяние», возможно, связано воспоминание из детства Сергея Прокофьева, с которым очень хочется познакомить взрослую аудиторию.
«В доме меняли полы, грунтовали, красили их. Но что-то не рассчитали, и полы стали ссыхаться, между досками образовались щели, и в этих местах краска лупилась. Я с восторгом собирал её, грузил в игрушечные вагончики и отвозил в свою комнату. Родители сердились и строго запретили ковырять полы. Однажды ночью я проснулся и увидел отца со свечою. Меня грызла совесть.
– Папа, – сказал я тоном, которым признаются в убийстве, – вечером я наколупал под роялем!
Отец молчал.
– Совсем немного!
Отец молчал.
– Это ничего?
Отец сказал:
- Не надо в другой раз, – и добавил, – хочешь, я принесу тебе шоколаду?
Это был самый вкусный шоколад, который я съел в моём детстве!».
Согласитесь, замечательный пример прощения и безграничной любви к ребенку продемонстрировал отец композитора. Помните, В.А.Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... – воспитывайте детей без наказаний». Есть над чем задуматься, правда?
Когда-то советский композитор Альфред Шнитке сказал, что музыка – это «подслушанные крики времени». Музыка Шнитке заставляет задуматься о важном, главном в жизни отдельного человека, общества, нации, всего человечества. Композитор разговаривает со своим слушателем на языке музыки о важных вещах.
«Карандаш и ластик» - мультипликационный фильм на музыку Альфреда Шнитке. Герои не произносят ни единого слова. «Говорит музыка и живопись». На большом белом поле встретились маленький птицеобразный Карандаш и большой бесформенный Ластик. Подвижный Карандаш сразу принялся рисовать, но флегматичный Ластик тут же начал стирать художества. На протяжении всего мультфильма они ссорятся друг с другом, пытаясь разобраться — кто и что делает лучше. Дошло до драки, но вскоре они поняли, что очень нужны друг другу. Помирившись, герои создают потрясающие рисунки. Ребята в классе приходят к выводу: «Самые непримиримые враги могут стать друзьями, а дружба способна на настоящие чудеса».
Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Занятия музыки влияют на общую культуру поведения. Таким образом, можно сказать, что музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы культуры будущего человека.
Литература
1. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский . – М. : Музыка, 1985.
2. Каган М.С.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.
3. Хубов Г.Н. Мусоргский. – М. : Музыка, 1969.
4. http://music-education.ru/alfred-shnitke/