Проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ» по взаимодействию с семьями воспитанников второй младшей группы № 1.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Проект
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ»
по взаимодействию с семьями воспитанников
второй младшей группы № 1.
Авторы проекта
Павельева Нина Владимировна, воспитатель
Яншина Татьяна Семеновна, воспитатель
Лениногорск, 2015г.
Введение.
Постановка проблемы.
Создавая проект, мы опирались на примерную основную общеразвивающую программу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан. Проект основан на внутренних нормативных документах и является основанием для оценки качества рабочей программы:
- Федеральным законом « Об образовании в РФ» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
- Законом РТ об Образовании от 22 июля 2013г. №68-ЗРТ
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155)
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений».
Актуальность проблемы:
Особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам.
Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. У детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость.
Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Цель проекта.
Выявление механизмов и методов, которые организуют старт ребенка к гармоничному развитию, укреплению и повышению уровня здоровья.
​ Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Задачи проекта:
Установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей.
Активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком.
Ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Целевая группа проекта:
Павельева Нина Владимировна, воспитатель
Яншина Татьяна Семеновна, воспитатель
Родители второй младшей группы №1
Дети второй младшей группы № 1
Срок реализации проекта:сентябрь2015 учебный год.
Место реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, первая младшая группа № 1.
Этапы реализации проекта:
Вводный этап(1.09 – 4.09.2015г.)
Изучение теоретической и научной методической литературы.
Подбор рабочих материалов.
Разработка содержания проекта.
Основной этап(7.09 – 18.09.2015г.)
Практическое применение и реализация содержания проекта.
Апробация.
Заключительный этап(21.09 – 28.09.2015г.)
Обобщение результатов реализации проекта.
Проверка результативности.
Анализ итогов.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
Наименование мероприятия Сроки Ответственные
Подбор и анализ изучаемой литературы 1.09 – 4.09.2015г. «Знаете ли вы своего ребенка?" анкетирование 7.09.2015г. Воспитатель
«Взаимоотношения в семье" - тест – опрос 8.09.2015г. Воспитатель
«Семейные традиции и нормы» - анкетирование 9.09.2015г. Воспитатель
Обработка полученной информации, подбор наглядной агитации. 10.09.2015г. Воспитатель
«Пять рецептов избавления от гнева».Памятка 11.09.2015г. Воспитатель
«Семья как фактор укрепления
духовно-нравственного и социального здоровья детей»
Памятка 14.09.2015г. Воспитатель
«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания». Консультация. 15.09.2015г. Воспитатель
«Как знакомить детей с нормами поведения».Консультация. 16.09.2015г. Воспитатель
«Посеешь привычку…».Консультация. 17.09.2015г. Воспитатель
«Игра – школа нравственного поведения. Консультация 18.09.2015г. Воспитатель
«Поговорим о вежливости» - круглый стол (итог работы)
21.09.2015г. Воспитатель
Оценка эффективности деятельности - анкетирование 27.09.2015г. Воспитатель
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:
1. Федеральный закон « Об образовании в РФ» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
2. Закон РТ об Образовании от 22 июля 2013г. №68-ЗРТ
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155)
+
+
+ Материально-технические:
ноутбук
проектор
магнитофон
+
+
+
Кадровые:
Заведующая МДОУ
Старший воспитатель
Старшая медсестра
Инструктор по физкультуре
Логопед
Музыкальный руководитель
Педагог психолог
+
+
+
+
+
+
+ Научно-методические:
научно-методическая, художественная литература;средства массовой информации;ресурс Интернета.
«Дошкольная педагогика», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад», «Современное дошкольное образование».
+ личная библиотека, интернет источники Информационные:
Стенды
Интернет источники
Бюллетень
Консультации +
+
+
+
Мотивационные:
Повышать мотивацию родителей
Самообразование
Беседы
Родительские собрания +
+
+
+
+
Организационные:
Проведение мероприятий, родительских собраний
Разработка плана мероприятий и содержание +
+ Финансовые:
Подписка на газеты и журналы
Приобретение специальной литературы
_
-
собственные средства, помощь руководителя в течениипроекта
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание системы комплексной работы с родителями.
Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Обобщение опыта семейного воспитания.
Критерии эффективности проекта
(методы диагностики)
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
Метод анкетного опроса.
Беседы с родителями.
Литература
Федеральным законом « Об образовании в РФ» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Законом РТ об Образовании от 22 июля 2013г. №68-ЗРТ
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155)
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М 2012
Бондаренко Т. М. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ»., М. 2010
Доронова Т.Н. «Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. Методическое руководство»., М., 2004
Комратова Н., Грибова Л., «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность» М, 2006
Кыласова Л.Е. «Родительские собрания» С. – П., 2013
Млодик И.Ю«Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему.»М., 2010
Сертакова Н.М. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом» С.- П., 2013
http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/71-nravstvennoe-vospitanie/268-vospitanie-nravstvennyx-navykov-vospitanie-kultury-povedeniya-u-doshkolnikahttp://blog.dohcolonoc.ru/entry/rabota-s-roditelyami/metodicheskaya-razrabotka-roditelskogo-sobraniya-vo-vtoroj-mladshej-gruppe-detskogo-sada-na-temu-nash-detskij-sad-rad-videt-vas.htmlhttp://schoolofcare.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=schoolcare&utm_content=roditeli&utm_term=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D1%83Приложение


Анкеты для родителей

Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
Заполняет анкету:
мама;
папа;
другой член семьи ______________________________________________________________
Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ ____
С кем живет ребенок? (состав семьи) __________________________________________________________
Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? ____________________________________________________________
Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? ____________________________________________________________
Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? ____________________________________________________________
Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________
Нравится ли вашему ребенку:
рисовать;
заниматься физической культурой;
петь, музицировать;
играть в подвижные игры;
слушать рассказы, сказки;
выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
играть вместе с другими детьми;
убирать игрушки;
ходить на прогулку;
наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
ходить в магазин за продуктами;
участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ____________________________________________________________
Вы играете вместе с ребенком? ____________________________________________________________
В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? ____________________________________________________________
Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? ____________________________________________________________
Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________________________________________
Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? ____________________________________________________________
Как часто вы наказываете ребенка? За что? ____________________________________________________________
Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ____________________________________________________________
Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ____________________________________________________________
Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? ____________________________________________________________
Вы считаете своего ребенка способным? ____________________________________________________________
Какие именно способности он проявляет? ____________________________________________________________
Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? ____________________________________________________________
Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ____________________________________________________________
Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? ____________________________________________________________
Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
воспитателя;
педагога-психолога;
учителя-логопеда;
музыкального руководителя;
инструктора по физической культуре;
другого специалиста (указать) ____________________________________________________.
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей «Ваши взаимоотношения в семье».
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.
Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Находите ли Вы время для общения со своими детьми?
Да
Стараюсь, но не всегда получается
Нет, не хватает времени
Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
Спокойным доверительным тоном
Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
Общаетесь ли Вы на равных?
Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении
Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?
Да
По возможности стараюсь, но не хватает времени
Не обращаю внимание на детскую болтовню
Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?
Таких причин не существует
Занятость на работе и бытовые проблемы
Ваш вариант ответа___________________________________________________
Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?
Да
Нет, у каждого члена семьи свои требования
Не задумывались над этим вопросом
Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
Да, всегда вникаю в детские проблемы
Не всегда, много своих проблем
Нет. Откуда у детей проблемы?
Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Большое спасибо за ваши откровенные ответы.
Анкета для родителей «Семейные традиции и нормы»
 1. ФИО родителя _________________________________________________________________
 2.     Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?
 ·        Да;
 ·        Частично, мы собираем информацию о нем;
 ·        Нет, но мы планируем его создать;
 ·        Нет.
 3.     Есть ли в Вашей семье:
 ·        «Семейные легенды»;
 ·        «Семейные заповеди»;
 ·        «Семейный кодекс чести»;
 ·        «Семейное портфолио» (семейный альбом, музей семейного рода и традиций, коллекция семейных достижений и т.д.);
 ·        Другое: ____________________
 4.     Какие традиции существуют в Вашей семье:
 -        Традиции, связанные с  праздниками;
 -        «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т.д.);
 -        Традиции «Выходного дня»;
 -        Традиции, связанные с  достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д.);
 -        Кулинарные традиции;
 -        Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.);
 -        Другое:
 5.     Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?
 ·        Они закреплены обществом (традиционные);
 ·        Они переходят в нашей семье от поколения к поколению;
 ·        Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи;
 ·        Они появились сами собой;
 ·        Другое:___________
 6.     Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?
 ·        Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться;
 ·        Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.;
 ·        Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь;
 ·        Другое: _______________________
 7.     Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?
 ·        Да;
 ·        Нет;
 ·        Другое.
 8.     Какие традиции и ценности существуют в Вашей семье?
Спасибо!
Памятки

Памятка «Пять рецептов избавления от гнева».
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
слушайте его;
проводите с ним как можно больше времени;
делитесь и с ним своим опытом;
рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
отложите или отмените совместные дела с ребенком;
старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.
Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что- нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые помогут вызвать ваш гнев:
не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь предчувствовать наступление срыва.
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные варианты и подготовить ребенка к предстоящим событиям:
изучите силы и возможности вашего ребенка ( например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);
если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
Дети многому учатся у взрослых, и , к сожалении., не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.
Памятка «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей» (или 10 заповедей успешного родительства)
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.6. Не унижай!7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Консультации

Консультация «Авторитет родителей - необходимое условие правильного воспитания детей».
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и, значит, и историю мира». Эти слова Антон Семенович Макаренко сказал в первой половине XX века, но они не потеряли своей актуальности и сегодня.
Для успешного воспитания ребенка родители должны иметь авторитет в его глазах; без этого воспитание невозможно.
На чем же основан родительский авторитет?
Действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, на родительской помощи ему и на родительской ответственности за его воспитание.
Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.
Очень значимым в становлении авторитета родителей является то, как относятся к ним окружающие люди — уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием.
Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания.
 «Я буду смелым, как папа». Главным здесь становится нравственный облик родителей. Дети всегда хотят видеть в них высокие моральные качества: мужество и скромность, общественную активность и трудолюбие, честность и справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения, моральную и физическую чистоплотность. Даже в малом дети стремятся копировать своих родителей, близких.
Симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.       В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого»,— писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. А. С. Макаренко характеризовал такое отношение родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».
Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка и особенности возраста.
Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.
К сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать  авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета.
Давайте рассмотрим некоторые из них:
Авторитет резонерства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбок.
Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям родительскую любовь. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Здесь вырастает семейный эгоизм; дети начинают замечать, что папу и маму можно как угодно обмануть (можно даже запугать). Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они боятся всяких конфликтов. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.
Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родитель остаются старшими членами семейного коллектива, а дети – воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Нет взаимного уважения.
Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями. Ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям.
 
Консультация. «Как знакомить детей с нормами поведения».
За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально, нравственно. Ярко проявляется его стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
Обучение как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определенный объем конкретных навыков и умений, от которых зависит поведение ребенка, его организованность, самостоятельность, упорядоченность и осмысленность действий.
Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомиться с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен усвоить, осмыслить, как надо вести себя со сверстниками и взрослыми дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
С этой целью ребенка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам вежливости, поведения за столом.
Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу возрастных и психологических особенностей. На это указывал А.С.Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступать и привычным способом « есть какая – то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом». «Заполнить опытом» - это значит постоянно упражнять ребенка в выполнении правил поведения. Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры. Например, предложите вашему ребенку сходить к соседу и попросить что-нибудь. При этом необходимо напомнить ему, как обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу:
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешение об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте мне, пожалуйста…». Не забудь о слове « пожалуйста», затем скажи « спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Когда ребенок выполнил поручение, можно спросить его: « Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?». Это побуждает его проанализировать собственное поведение. Вводя любое правило, надо разъяснить его смысл. Если ребенок понимает, почему оно необходимо и знает, как его выполнить, то он быстрее овладевает нужными способами поведения. Убедившись в том, что он знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Но некоторые родители поступают так: « Как ты ведешь себя! Разве не знаешь, что в вагоне нельзя шуметь и бегать, что в чужое купе без разрешения нельзя входить?!»
Замечания правильные, но малыш еще не знает, как полагается вести себя в общественных местах, поэтому даже не понял, почему недовольны его поведением.
Маленьким детям необходимо разъяснять то, что взрослому вполне понятно.
Взрослые обычно обосновывают свои требования: не сложил свои вещи аккуратно – и теперь они будут мятыми, а ты будешь выглядеть не опрятно; если игрушки и книги кладут на место, то их не приходится искать, и они выглядят, как новые; не убрал после себя постель – это придется сделать за тебя маме.
Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилами, полезно еще и показать способы его выполнения. Например, как сидеть за столом, пользоваться вилкой, ножом и ложкой, содержать в порядке свои вещи и т.д. показ в сочетании со словом помагает ребенку понять, что от него хотят.
Требование выполнять то или иное правило должно вызывать положительную реакцию у ребенка.
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечание, чтобы оно не вызывало в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, стремление помочь маленькому человеку безболезненно воспринять замечание. Например, замечание, основанное на конкретных понятиях « хорошо» или « плохо», оказывает положительное воздействие на детей:
- Удивляюсь, как ты такая хорошая хозяюшка поступила так плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило : после себя все убирать на место?
Выбирая способы влияния на детей взрослый учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, настроение ребенка. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений.
Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности.
Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, обратиться с просьбой, посторониться, пропустить вперед себя, но и в способности быть доброжелательным, с уважением относиться к окружающим. Мы с вами должны добиваться этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них.
Консультация «Посеешь привычку…».
Общество состоит из отдельных личностей и характеров, как мозаичное полотно из кусочков разноцветного стекла. Чем чище и светлее ее составляющие, тем красивее картина. В возникновении негативных черт характера человека мы обвиняем привычку, как начальный этап формирования личности.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Родители являются основными исполнителями процесса воспитания.
Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки – это вредные, закрепленные в личности способы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьянство, употребление наркотиков, а также привычки, влияющие на нравственное поведение человека, не соответствующее нормам общественной морали. Перечисленные явления представляют собой различные отклонения от здорового образа жизни. Например, курение. Людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих. Многие говорят, что они курят потому, что хотят, и бросят в любой момент. Но на самом деле вырваться из круга своей пагубной привычки не могут. То же можно сказать о других видах зависимости: алкогольной и наркотической.
Формирование многих ценных качеств личности будущего взрослого человека, его характера, поступков включает образование у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и привычек: нравственного поведения, трудовых, культурно – гигиенических и многих других. Частые привычки приводят к формированию более общих, дополняющихся убежденностью. И вот уже привычка становится чертой характера. А наша с вами забота вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, трудолюбивым, умелым – словом, привить ему лучшие качества. И первой помощницей в этом нелегком деле будет привычка. Привычка сопереживать, сочувствовать, окружать себя красотой и добром. Привычка является основоположником как положительных, так и отрицательных черт личности. Привычек очень много, но я предлагаю вам несколько:
Нехочуха.
В доме слышен стук и гром,
В доме все стоит вверх дном.
Плачет бабушка и мать,
Не пора ли дом убрать?
«Не хочу, не буду!- слышится оттуда.
Не хочу играть в песок!
Не хочу одеть носок!
И не буду есть котлету,
Дайте лучше мне конфету».
Это я все натворила,
В Нехочуху превратила.
Я и вас всех научу:
Ну, скажите: «Не хочу!».
Вот такой сложившийся способ поведения может превратиться в большое зло.
Эгоист.
Вопрос о смысле бытия не сложен,
Мне все равно – богат народ мой, иль заброшен
И почему же я, такой хороший должен
Заботиться ну просто обо всем?
Мне ведь и дело нет до тех, кто голодает,
Кто радуется или может быть страдает.
А мне тепло и сытно,
И к тому же,
Зачем мне чье – то горе будет нужно?
Ведь главное на свете – это Я.
И чтобы процветала жизнь моя.
3. Жадина.
Ни за что и никому, даже другу своему
Я не дам игрушки, куклы и хлопушки.
Ну, а это – спору нет-
Очень вкусные конфеты.
Но не дам и полкуска я,
Мне самой едва хватает.
Все мое всегда со мной
Хоть зовут все жадиной.
Как вы думаете, какие черты характера будут у человека, имеющего в детстве такую привычку?
4.Скупой.
Средь бурь и радостей,
Средь дней тревожных и счастливых
Есть главная деталь.
Она важна сейчас,
Была важна и встарь.
Деньгами мы зовем деталь ту
И наживой.
Ведь будет счастлив лишь тогда народ,
Когда копейку он и рубль бережет.
И смыслом жизни каждого
Должно, бесспорно, быть –
Беречь копейку.
Все копить, копить, копить.
И никому другому не давать,
Пусть даже, жадиной тебя
Все будут называть.
Человеческая личность сложна и многогранна. Некоторые положительные черты характера дают неограниченные возможности в общении. Но ребенок неопытен и не может сам сориентироваться в огромном количестве информации. Привычки возникают спонтанно и мы, взрослые, не можем ими управлять. Навыки и привычки основываются на чувствах и разумном отношении ребенка к окружающей действительности. Ребенок привыкает поступать так, как мы его учим; словом и собственным примером, и наконец, испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество. Только единство требований детского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь хорошими делами и поступками. Ведь как сказал древний философ: «Счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». И в нашей жизни хорошего больше, чем плохого.
Детство – это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. Порой нам кажется, что мы знаем о ребенке все, потом понимаем, что не знаем ничего. Он – тайна, он – загадка, он – маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.
Творите добрые дела,
Они обратно к вам вернуться!
И в каждом сердце отзовутся.
Творите добрые дела!
Консультация. «Игра–школа нравственного поведения».
Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры – дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. В сюжетно – ролевой игре дети изображают всё, что видят, быт и труд людей.
В игре дети удовлетворяют стремление стать участниками жизни взрослых и с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама), лечит их (как врач), учат в школе (как учительница) и т.д. Взятая роль захватывает ребёнка, воздействует на его ум и чувства: мама добрая и заботливая, врач внимателен и чуток, командир справедлив и строг, продавец вежлив и приветлив, моряк храбр и отважен.
Игра – важное воспитание моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникает в них чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества.
Чтобы руководить детской игрой требуется определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения в игровых ситуациях: доброжелательны ли они? Проявляют товарищество, вежливость? Умеют ли поддерживать общий смысл замысел? Как разрешают спорные случаи?
Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием вызывающие у них жадность, эгоизм, аморальные поступки. Прежде всего надо переключить игру, придав ей положительное содержание, а если не получилось, то нужно прекратить игру, разъяснить, почему она плохая и её не следует продолжать.
Руководство играми различное. Чем меньше ребёнок, тем активнее роль взрослого. Ведь малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, не всегда он знает способы обращение с игрушкой.
Значит, ему надо подсказывать, во что и как играть, принять участие в игре.
Вовлекая малыша в игру, полезно показать, как пользоваться игрушкой, как с ней играть. Например; мяч можно катать, бросать, ловить, прокатывать, ударять о землю. Сколько интересных игр можно затеять.
Руководство игрой маленького ребёнка начинается с обучения его действиям с игрушками, с их обыгрывания, а затем в проигрывании несложных сюжетов: мама кормит дочку, укладывает спать, гуляет с ней.
При этом можно сказать: «Мама добрая, заботливая, ласковая» - и этим самым побудить малыша к соответствующим проявлениям чувств и действий.
Сколько поводов находится для того, чтобы вызвать у ребёнка желание поиграть со сверстниками. Например, сказать: «Помоги этому симпатичному мальчику построить песочный дом», «Поиграйте вместе в мяч» и т.д. Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно не ссорились.
Вы с ребёнком утором выходит из дома. Привлекайте его внимание к трудовой жизни города: дворник подметает двор, наводя чистоту и порядок, работники транспорта везут людей в разные концы города, в детском саду повар, воспитатель ждут своих ребятишек и готовы к началу трудового дня. Подчеркните: что труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благосостояние людей.
Все впечатления не могут не задеть детские чувства и сознание, и поэтому ребёнок не пременно попытается отразить их в своих играх.
Усвоение норм нравственности содействует правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. Старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают или заняты своими делами, не полагается играть. В это время лучше играть в тихие игры. Надо объяснить ребёнку в какие игры можно играть дома, а в какие на прогулке. Игры с мячом, в классики, в прятки уместны на прогулке, а не в помещении. Однако и на улице, затевая подвижную, шумную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим.
Поскольку культура игровой деятельности во многом зависит от условий, в которых развёртывается игра, у ребёнка дома должен быть специальный уголок. Обычно это самое удобное и хорошо освещённое и удалённое от отопительных приборов место.
Если ребёнок знает, где можно взять игрушку и куда её положить после игры, это приучает его к порядку и содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. И главное он играет там, где никому не мешает. Всё содержимое игрового хозяйства хранится в определённой системе. Крупные игрушки можно расположить на полу, на ковре. Игрушки – забавы, настольно – печатные, лото на полке или в шкафу.
Нужно требовать от ребёнка, чтобы он сам поддерживал порядок в игровом уголке.
Хранить игрушки в ящике не следует, так как они от этого
ломаются, теряют свой привлекательный вид, а главное ребёнка трудно приучать к порядку, к аккуратному и бережному обращению с ними.
Не допускайте, чтобы ребёнок играл с поломанными игрушками: это не может содействовать выработки аккуратности, бережности, правильному обращению с вещами вообще.
Следует присмотреться: всегда ли поломанная игрушка – результат любознательности? А может это свидетельство небрежного отношения?
Задача взрослых – предупредить поломку игрушки.
С этой целью надо её обыграть с ребёнком, показав, как ею пользоваться, рассказывать о ней, из чего сделана, почему движется, издаёт звук. А в отдельных случаях можно разобрать игрушку и этим самым удовлетворить детскую любознательность. Время от времени вместе с маленьким ребёнком стоит проверить нет ли поломанных игрушек. Пусть малыш видит, как взрослый бережно чинит игрушку, подклеивает коробку, книжку, пришивает собачке оторванную лапу.
Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии ребёнка старые игрушки: волей неволей мы будем воспитывать у него не бережливость, небрежное отношение к вещам.
В игре более чем где – либо требуется от ребёнка соблюдать правила. Того, кто нарушает их, дети с остротой подмечают и выражают своё суждение. Если не подчинится мнению большинства, то ему придётся выслушать много неприятных слов, а может быть и выйти из игры. Так ребёнок получает уроки справедливости, честности, правдивости, начинает понимать, что значит считаться с другими. Ребёнок приучается быть организованным, дисциплинированны, следовать нравственным нормам при условии, что его знакомят со следующими правилами:
а) Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также, что понадобиться для игры.
б) Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай постройки, не отнимай игрушки.
в) Честно соблюдай правила игры.
г) Уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства.
д) Если хочешь включиться в общую игру, спроси об этом у играющих.
е) В ходе игры умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.
ё) Не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо.
ж) Делись игрушками. Не набирай больше, чем тебе понадобиться.
з) Не играй в шумные игры там, где играют или спят маленькие дети, занимаются или отдыхают взрослые.
и) Не забывай после игры убрать всё на место.
Итог проекта


Практикум для родителей – круглый стол.«Поговорим о вежливости»Воспитатель приветствует родителей. Предлагает или объединиться в три равные по количеству участников группы и сесть за столы.Воспитатель: «Я рада встречи с вами и предлагаю поговорить о том, как вырастить ребенка вежливым».Усвоение детьми правил культуры поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится старшим школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями.Начиная работу в этом направлении, нужно ответить на вопрос: «Каким человеком мы хотим вырастить ребенка?»Предлагаю это обсудить.Каждая группа родителей в течении трех минут обсуждает и записывает на доске перечень качеств, которые они хотели бы видеть в своих детях. Все варианты записываются.Воспитатель: «А как воспитать у ребенка культуру поведения? Сначала рассмотрим само понятие «культура поведения».В течение трех минут родители обсуждают этот вопрос, затем каждая группа озвучивает и вывешивает листы с определениями.Воспитатель: «Культура поведения – это совокупность форм и способов поведения человека, в которой находят отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.- Культура деятельности, проявляемая во время занятия, в игре, при выполнении трудовых и иных поручений;- культура общения, проявляемая во всех формах взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми;- культурно-гигиенические навыки, соблюдение которых не только способствует укреплению здоровья ребенка, но и демонстрирует уважение к окружающим.«Теперь надо продумать способы воспитания культуры поведения. Обсудите в своих группах какие способы воспитания культуры поведения вы предлагаете.»В течение десяти минут родители обсуждают и озвучивают способы воспитания культуры поведения у детей.Воспитатель: «Беседы и разъяснения – немаловажные способы воспитания культуры поведения, но этого недостаточно, нужны действия, с помощью которых мы, взрослые, на собственном примере сможем показать своим детям, как нудно вести себя в той или иной ситуации. Кроме бесед и разъяснений, примеров для подражания, не забывайте о похвале – этот способ воздействия активизирует у детей выбор правильного поведенческого шага. Но он требует разумного применения: не перехвалите ребенка, иначе тот будет совершать хорошие поступки напоказ и только тогда, когда видит, что за ним наблюдают.Воспитатель предлагает родителям поиграть в игру «Вежливый ручеек». В ее основе народная игра «Ручеек», которая проводится с небольшим дополнением: родители с помощью вежливых слов и фраз (например, «Будьте любезны, пройдите со мной!») приглашают друг друга пройти в конец ручейка. Непременное условие игры: не повторять вежливые слова и фразы.После игры воспитатель раздает каждой группе карточки с заданиями. Первой группе.
Пришли гости, взрослые разговаривают на кухне. Саша постоянно забегает на кухню, чтобы попить, взять забытую игрушку, что-то спросить. Ему хочется услышать, о чем говорят взрослые. Как вы поступите в этой ситуации? Что скажете ребенку?
Вы увидели, что ваш ребенок обидел своего сверстника. Как вы поступите? Что вы скажете ребенку?
 Второй группе.
Ваш сын со своим другом играли в футбол. Мальчик сильно ударил по мячу и попал в вашего ребенка. Между детьми завязалась драка. Кто виноват в драке? Какие слова вы подберете, чтобы дети помирились?
Вы с ребенком пришли в магазин. Он просит вас купить понравившуюся ему игрушку, но вы не можете выполнить его просьбу и отказываете. Тогда ребенок начинает плакать, топать ногами и настойчиво требовать игрушку. Как вы поступите? Какие слова подберете, чтобы ребенок успокоился?
Третьей группе.
У подъезда двое мужчин горячо обсуждают футбольный матч. Сын одного из них постоянно вмешивается в разговор взрослых. Как поступить отцу ребенка в данной ситуации?
К вашему ребенку в гости пришел друг. Через некоторое время игры детей стали шумными и агрессивными. Какова ваша реакция? Как вы поступите?
Каждая группа родителей в течение трех минут обсуждает вопросы, после чего озвучивает ответы, делает выводы.
Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!Игра «Учим волшебные слова»Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.Игра «Эхо»Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.Игра в «Игровые ситуации»Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтеьс, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»К Соне гости прибежали,(Бежим пальчиками по столу или по полу.)Все друг другу руки жали.Здравствуй, Ира,(Соединяем большой и указательные пальцы.)Здравствуй, Жанна,(Соединяем большой и средний пальцы.)Рад всем Петя(Соединяем большой и безымянный пальцы.)И Снежана!(Соединяем большой палец и мизинец.)Не хотите ль пирожок?(Ладошки складываем вместе.)Может, коржик(Показываем две открытые ладошки.)Иль рожок?(Кулачки ставим друг на дружку.)Вот драже вам на дорожку(Пальцем тычем в открытую ладошку.)Вы берите понемножку.(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!В заключение хочется оставить всем родителям памятку «Секреты воспитания вежливого ребенка» (раздать памятки каждому).Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:1.Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.2.Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.3.Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.4.Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.5.Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».6.Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».7.Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.Хочется сказать всем большое спасибо за участие в нашем родительском собрании и выразить надежду, что наша встреча помогла нам объединиться и сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому. Позвольте мне закончить свое выступление стихотворением Ольги Высотской:Берегите друг друга.Берегите друг друга,Добротой согревайте.Берегите друг друга, Обижать не давайте.Берегите друг друга,Ссоры все позабудьтеИ в свободную минутуРядом друг с другом побудьте.
Оценка эффективности деятельности.
АНКЕТА для родителей.
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета. Оцените, пожалуйста, степень вашего согласия с перечисленными ниже утверждениями, обведя (зачеркнув) одну из цифр в столбце справа.
Утверждение Баллы
Считаю воспитателя помощником в деле воспитания своего ребенка Мой ребенок охотно идет в детский сад В среде своих сверстников мой ребенок чувствует себя комфортно Воспитатель проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с воспитателем моего ребенка Считаю, что мой ребенок хорошо относится к этому воспитателю Воспитатель справедливо оценивает достижения моего ребенка Воспитатель учитывает индивидуальные особенности моего ребенка В группе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку. Требования, которые воспитатель предъявляет к моему ребенку, объективны Воспитатель заботится о физическом и психическом развитии и здоровье моего ребенка. Воспитатель способствует формированию достойного поведения моего ребенка. Я, благодаря контакту с воспитателем, стала  лучше разбираться в особенностях  поведения моего ребенка, понимать его потребности Родительские собрания в нашей группе – этот возможность получить знания в области воспитания и развития детей Я удовлетворен, что мой ребенок посещает данную группу ИТОГО (сумма баллов) Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
АНКЕТА «Оценка педагога родителями»
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в оценке деятельности дошкольного учреждения и воспитателей.
1. Ваш ребёнок ходит в детский сад:С удовольствиемЧерез силуСо слезамиРедко с удовольствием
2. Работа педагогов в группе:Устраивает Вас полностьюУстраивает частичноНе устраивает совсем
3. Считаете ли Вы, что в детском саду дети:Получают интересные знания и навыки культурного общенияПолучают, но недостаточноПолучают вредную информациюЗатрудняюсь ответить
4. Информацию о детском саде получаю:Из наглядной информации ДОУСо слов воспитателяОт других родителейНа собранияхОт ребёнка
5. Спокойно ли вы ходите на работу:ДаНетЧастично
6. С каким настроением посещает Ваш ребёнок детский сад:ХорошимРазнымОтрицательным
7. Отношение ребёнка к своему воспитателю:ПоложительноеРазноеОтрицательное
Экспертная Оценка педагога родителями детей(в графе поставить отметку) 
 Утверждение «да» «нет» «не всегда»
1. Внимателен к детям и родителям
2. Доброжелателен в общении с родителями
3. Старается помочь решить проблемы семейного воспитания
4. Читает лекции по вопросам воспитания для родителей
5. Организует совместные дела и отдых детей и родителей
6. Посещает семьи
с целью изучения условий жизни детей
с целью изучения морального климата семьи
консультации для родителей
7. Помогает правильно решить проблему развития интересов детей      
Спасибо!