Проект Наша Маша маленька по формированию КГН


Березовское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29
Утверждаю:
Директор БМБОУ ООШ№29
_______Л.Е.Рожкова «_____»______2014г.

(формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста)
Разработала : Мартынова А.А.,
старший воспитатель
1квалификационная категория

г.Березовский,2014
Пояснительная записка
Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами, которые зачастую бывает очень сложно решить. Надо умываться, а малыш не любит, надо кушать, а он не хочет, надо одеваться, а он не желает. Что же делать, как объяснить ему наши взрослые «надо». Надо? А почему? Как это всё донести до малыша. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Актуальность проблемы привития культурно-гигиенических навыков очевидна. У детей раннего возраста зачастую оказывается не только достаточно низким уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей, но и отсутствие у родителей системы знаний и представлений о том, как это делать. Поэтому в детском необходимым системно и целенаправленно приучать детей к овладению доступными в данном возрасте культурно-гигиеническими навыками в непринужденной игровой форме посредством фольклора. Привитие культурно-гигиенических навыков через фольклорные жанры.
Ожидаемы результаты: - дети могут самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой. - с помощью взрослого приводят себя в порядок. - пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). - во время еды дети правильно держат ложку. - при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывают снятую одежду; правильно надевают одежду и обувь
Цель: Воспитание у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности и художественного слова.
Задачи:
- развивать у детей игровые навыки и умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приема пищи);
- воспитывать навыки позитивного общения со взрослым и сверстниками;
- по знакомить детей с фольклором, учить согласовывать движения со словами текста;
Вид проекта:
- по составу участников: групповой (воспитатель, дети 1младшей группы, педагоги, работающие с детьми. родители)
- по содержанию: игровой- по срокам реализации: среднесрочный (с 15.09.2014г. по 30.12.2014г.)

Этапы реализации проекта
Этапы Формы взаимодействия Содержание деятельности Сроки Ответственные
Подготовительный Педагог - дети Диагностика освоения культурно-гигиенических навыков детьми в начале проекта Сентябрь 2014г. воспитатель
Педагоги родители Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта Октябрь 2014г. Педагоги Родители
Педагоги - Обсуждение целей и задач проекта
-Составление перспективного плана по формированию культурно-гигиенических навыков
- Подбор наглядных пособий, речевого материала, методической литературы по проблеме Октябрь - 2014г. Педагоги
Основной
Педагоги дети Знакомство детей с потешками, прибаутками,стихами,песенками. Рассматривание книг и иллюстраций (просыпание, потягушки, умывание, игры с водой,одевание). Сентябрь- октябрь 2014г. воспитатель
Педагоги - родители Консультации для родителей, родительское собрание на тему:
«Как научить малыша одеваться»
Родительское собрание на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей», Ноябрь 2014г. Педагоги родители
Заключительный Педагоги – дети
Педагоги Разучивание с детьми потешек. Включение в режимные моменты пальчиковых игр, ритмических движений, логоритмики, игровых ситуаций, стихотворных игр.

Декабрь 2014г.
Декабрь 2014г.
Дети
Педагоги
Презентационный Совместная деятельность педагогов и детей
Создание картотеки стихотворных игр для детей раннего возраста.
Презентация проекта.
Декабрь 2014г. Педагоги
Технологическая карта проекта
Образовательная область Вид деятельности
Содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие Игровой Дидактические игры:
Покормим куклу Машу.
Кукла Маша наряжается.
Оденем куклу Машу на прогулку.
Кукла Маша хочет спать.
Маша – растеряша.
Сюжетно-ролевые игры:
Кукла Маша купается.
Моем посуду.
Готовим для Маши обед.
Мама гуляет с Машей.
Игры на развитие мелкой моторики рук:
Поможем Маше собрать бусы.
Чей ботинок?
Познавательное развитие Познавательный Рассматривание одежды на кукле
Рассматривание картинок из серии «Кто что делает?»:
- Мама кормит Машу
- Маша чистит зубки
- Мама укладывает Машу спать
- Маша снимает носочки
- Маша расчесывается
3. Просмотр мультфильма:
«Маша плюс каша».
Речевое развитие Коммуникативный Непосредственная образовательная деятельность:
- Маша пьет горячий чай.
- Баю–бай.
- Кукла в ванночке не плачет.
- Дети обедают.
- Мама купает Машу.
Чтение художественной литературы:
При купании, умывании:
Мы не ляжем рано спать, Машу надобно купать. Водичка, водичка. Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды.
При одевании, раздевании:
Мама Машу одевала. Мы наденем Маше на ножки сапожки. Маша варежку надела. Рукавички новые, теплые пуховые. Завязала Машеньке шарфик полосатенький.
При кормлении:
Машу в гости приглашаю. Сидит тихо у окошка кукла Маша с большой ложкой. У Маши ложка в каше.
Колыбельные
(укладывание спать):
Баю-баюшки, бай-бай. Глазки Маша закрывай. Наша Маша хочет спать.
Художественно эстетическое развитие Музыкально-художественный Слушание песен:
«Машенька, Маша» (рус.нар.мелодия, обраб. В.Герчик)«Колыбельная» (муз. М. Красева)«Баю-бай» (муз. С. Железнова)«Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку».
Музыкально-ритмические игры:
Водичка – водичка. Потягушки.
Хоровод (умывание). Сапожки.
Мыли мылом.
Физическое развитие Двигательный
Игровой Подвижные игры:
«Маша сеяла горох», «Маша шла, шла, пирожок нашла». «В гости к куклам». «Достань прищепку».
Игровой массаж рук и ног:
Ручки-рученьки. Ножки-ноженьки.
Утренняя гимнастика:
Ладушки. Неваляшка. Шагают наши ножки.
Пальчиковая гимнастика:
Маша варежку надела.
Очень холодно зимой. А у Маши расшалились маленькие пальчики. Маленькая Машутка гладила ладошки. Быстро тести замесила. Как у Маши маленькой есть цветочек аленький. Едет Маша на тележке, раздаёт она орешки.
Моем руки.
Литература:
Н.А. Карпухина «Программа разработка образовательных областей в ясельной группе (1,5 – 2 года) детского сада». Воронеж. 2013г.
Н.Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе д/с». М. Мозаика. Синтез 2012г.
Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятка» 1-2 года. СПБ. Речь. М. Сфера 2011г.
С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет». Москва. 2009г.
И.С. Авдеева и др. «Помоги мне сделать самому (развитие навыков самообслуживания» С.П. «Паритет» 2005г.В.В. Ветрова. Во что играть с ребенком до трех лет. ТЦ «Сфера» Москва 2009г.
О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница. День за днем говорим и растем. // «Дошкольное воспитание» 2012г. №3.
И.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. 2 группа раннего возраста.» «Скрипторий» 2009.

ПАМЯТКА
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Мыть руки;
Смыть мыло;
Умыть лицо.
Сухо вытереть руки, лицо.
Навыки культуры еды включают умение :Держать ложку;
2.      Не крошить хлеб;
3.      Не разговаривать за столом;
4.      Благодарить;
5.      Пользоваться салфеткой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Расстегнуть пуговицы;
Снять платье (брюки);
Аккуратно повесить;
Снять обувь;
Снять колготки, носки
Надеть в обратной последовательности.
Навыки пользования носовым платком:
Достать платок из кармана.
Развернуть.
Использовать по назначению.
Свернуть.
Убрать в карман.
Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков
Название мероприятия
                Цель     Методы и приёмы
октябрь Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом».
Игра «Умоем куклу Машу», педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки».
Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом»,
Занятие
«Умывалочка». Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого.
Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой.
Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого  устранять их. Показ, объяснения,
образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.
ноябрь Использование потешки «Водичка-водичка», Стих
«Я под краном руки мыла…»,
Занятие «Мыльныеперчатки», Г.ЛадонщиковСтих «Приятного аппетита» В.Берестов,
рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой», Занятие «Уложим куклу спать», стих «спать пора» П.Воронько,
чтение К.Чуковского «Федорино горе»,
чтение « Что взяла, клади на место»
З.АлександроваУчить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).
Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых,
помощь взрослых,
совместная деятельность с воспитателем.
декабрь Чтение «Мойдодыр» С. Маршака;
использование потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»,
Занятие «Такие разные носочки», Чтение стихов И.Горюновой «Этикет для карапузов»,
рассматривание картинок на тему- посуда.
Педагогическая ситуация
 «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин.
Чтение Маяковского
« Что такое хорошо, что такое плохо».
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность.
Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,
показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.
январь Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», чтение «Вежливые слова» Е.Кузьмин,
Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А.Барто «Игрушки»,
Игра « Поможем кукле раздеться». Учить отжимать воду с рук(кулачки),не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом,
учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом; совершенствовать навыки культурной еды.
 Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки; учить вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините»
Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.
февраль Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение
стихотворения А.Барто «Резиновая Зина»,
игра «Кукла заболела»,
стих «Приятного аппетита» Ю.Кушак, наст. игры «Весёлые шнурочки»,«Волшеб-ные верёвочки»,  
стих «На прогулку» О.Кригер,    игра
«Парикмахерская»,
использование потешки«Расти коса…» Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты,
совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания;
Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки.
 Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком, выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка Показ, помощь, пример воспитателя, словесные  указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения.март Чтение Н.Найдёнова «Наши полотенца»,
дид. игры. «Причешем куклу Машу»,
«Купание куклы»,
стих « Про ложку» В.Берестов.
дид.игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб-ные пуговки», Пед.ситуация «Потерялись игрушки»,
Занятие «Носики-курносики».  Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания, совершенство-вать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи, учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки», учить самостоятельно убирать игрушки после игры в группе. Словесные указания, показ, похвала, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей,индивидуальная работа с детьми по формированию навыков самообслуживания.
апрель Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая»,
Рассматривание картин: «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу»,
дид.игры «Что лишнее», «Найди и назови»,
игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом». Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком. Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону, закреплять знания о предметах личной гигиены, названий одежды, учить поддерживать порядок в своих вещах и группе. Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы.
май Различные игры на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены. Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье  рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков. Совершенствовать навыки опрятной еды. Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Поощрять желание детей убирать игрушки на места и поддерживать порядок в группе Режимные процессы, напоминания, контроль, похвала
поощрения.
помощь, словесные указания, упражнения.