Урок литературного чтения на тему Удивительные открытия в произведении А. де Сент-Экзюпери Маленький принц (2 класс)

Учитель: Коваленко Екатерина Викторовна
МОУ гимназия №1
г. Комсомольск на Амуре
Хабаровский край

Урок литературного чтения по теме: Удивительные открытия в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Класс: 2
Программа: УМК «Школа 2100»
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение 2 часть, Маленькая дверь в большой мир.
Раздел 4: Самое обыкновенное чудо. (4 четверть)
Цели урока:
1. Предметная цель: учащиеся научатся полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, адекватно понимать и оценивать прочитанное, используя средства выразительности речи и элементы литературоведческого анализа произведения.
2. Метапредметная цель: создать условия для формирования развития внимания, памяти, воображения; развития логических операций (сравнение, обобщение); развития фонематического слуха; развития коммуникативной деятельности учащихся; развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
3. Личностная цель: учащийся должен осознавать и видеть в произведениях добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические качества на примерах героев произведения.
Задачи урока:
Формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему, создавать описание по рисунку, умение работать со словарями);
Развивать у учащихся творческое восприятие литературного произведения через иллюстрирование и чтение по ролям;
Сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока, проверить результативность предложенных учащимся форм работы.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбки гостям, подарите улыбки мне.
- С каким настроением начинаем урок?
- У меня тоже хорошее настроение, я вам дарю частичку своего настроения. Настроимся на урок, проведём точечный массаж. Сели девочки, сели мальчики.

- Ребята, посмотрите на солнышко.
Слайд 1 (на интерактивной доске появляется грустное солнышко)
-Какое оно? (грустное) Почему? Чего не хватает? (лучиков)

2. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
- К концу урока оно засияет, если вы ответите на вопрос:
Проблемный вопрос: Какое открытие сделал маленький принц?

Лучики могут быть разными (установка для самооценки):
- если вы считаете, что ваш ответ полный и правильный, вы прикрепляете красный лучик,
- если при ответе испытываете небольшие трудности – жёлтый лучик.
- а самым критичным – оранжевый лучик.
- Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Определите тему нашего урока. (тема появляется на доске) Слайд 2
- Какие цели урока вы бы перед собой поставили?

Вначале проведём речевую разминку.
Речевая разминка. Слайд 3
1) произнесём гласные: а о у ы и э
а) пение
б) чётко
в) тихо
2) произнесём сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о
а) «колокольчик»
б) с начала, с конца
3) произносим согласные: з-с-ж, ш-ж-с
а) с начала, с конца
б) громко-тихо
4) произносим сочетания согласных и гласных: зе-се-же, ша-жа-га
а) громко-тихо

- Назовите качества человека, в которых есть эти сочетания.
Слайд 4 (слова закрыты, дети называют слова, открываются на интерактивной доске):
жалость милосердие дружелюбие жестокость жадность
- Какие из этих качеств вы считаете главными? Почему?
- Пригодятся эти качества на уроке? Почему?
- Давайте эти слова занесём в наш словарик.
(Учитель прикрепляет слова на доску)
Словарик: дружелюбие, милосердие
-Что обозначают эти слова?

Слайд 5 (слова записаны на интерактивной доске, с их значением)
Дружелюбие - дружеское расположение, доброжелательное отношение.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

- Вспомните любую сказку, где дружелюбие и милосердие помогло герою? Докажите.
-А нам на уроке помогут эти качества? Как?
Психологический настрой (звучит музыка)
- Положите руки на парту, опустите голову, закройте глаза, послушайте и помечтайте.
- О чём вы мечтали?
- Куда мы совершим путешествие? (мы совершим путешествие в сказку)
И затронем некоторые ключевые моменты сказки:
(слова висят на доске, учитель показывает рукой, но не называет)
Энергоинформационное поле
Основная тема
Сюжет
Линия главного героя
Символическое поле

3. Актуализация знаний.
-С какой сказкой мы работаем на уроке?
Слайд 6 (на интерактивной доске появляется название сказки).

- Почему это сказка? (Потому что в сказке есть волшебство, вымысел. Лис и роза разговаривают человеческими голосами)
- Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, богатырские, анималистические).
- А эта сказка? (волшебная, в ней есть волшебство, роза и Лис разговаривают, Маленький принц может перелетать с одной планеты на другую).
- Какому из этих жанров вы отнесёте сказку? (морально-нравственная, потому что там рассказывается о взаимоотношениях между Лисом и Маленьким принцем, о том, как они подружились, и стали главными друг для друга).
Слайд 7 Жанры сказок:
- мистический
- философский
- морально-нравственный
- истории из жизни
- любовно-романтический
- смешанный

- Сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутреннем мире, его чувствах, помыслах.
- А эта сказка? (авторская, её написал А. де Сент-Экзюпери)
Я думаю, он очень любит Маленького принца, он относится к нему нежно, с трепетом, это видно из сказки. В словах, когда он о нём говорит, описывает его. И сам он, наверное, очень дружелюбный и хороший человек, ведь не мог он написать такую сказку, если б был плохим человеком.
- Какие ты знаешь ещё авторские сказки?

Смена динамических поз:
Слайд 8 (На доске написаны сказки)
Туве Янсон «Шляпа Волшебника»
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
П. Бажов «Серебряное копытце»
- Встаньте, кто читал сказку (учитель показывает рукой на сказку)

- Работать будем в группах?
- Напомните правила работы.
1. Уважать друг друга.
2. Молча выслушивать мнение каждого.
3. Помогать друг другу.
4. Работать дружно.

- Эпиграфом к уроку я взяла слова Вольтера – это французский писатель 18 века, с ним вы познакомитесь в старших классах. Слайд 9
«Глаза дружбы редко улыбаются» (Вольтер)
- Прочитайте жужжащим чтением.
- Как вы понимаете? Обсудите в группах. (Когда мы выбираем себе друга, мы хотим, чтобы он нас понимал, любил, мог помочь. Друга выбирают сердцем, душой)

4. Повторение пройденного материала.
- Подтвердите словами из текста (выборочное чтение по группам)
(проверка домашнего задания)
4 часть
Если ты меня приучишь, моя жизнь точно солнцем озариться. Твои шаги я стану различать средь тысяч других.
Твоя походка позовёт меня, точно музыка.
Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру
Пожалуйста, приручи меня!
Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Слова только мешают понимать друг друга.
Я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В 4 часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью.
3 часть
Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя одним в целом свете

- Подходит этот эпиграф к нашей сказке? (Да, Маленький принц, когда прилетел на планету Земля, был одинок. И первым кого он встретил, был Лис. Маленький принц хотел с ним поиграть, а потом приручил его, подружился с ним.)
- Ведь Лис тоже был одинок. У него не было друзей. Маленький принц приручил его, и они подружились. Маленький принц стал для Лиса одним в целом свете. Они научились понимать друг друга глазами без слов, сердцем и душой.
- Выразите своё отношение к сказанному. (Маленький принц и Лис подружились, потому что у них было много общего, они были похожи сердцем и душой. Они были верны друг другу, отзывчивые, открытые).
Вывод учителя: Они подружились и научились друг друга понимать сердцем, душой, но и глазами без слов.

- Подарите солнышку лучики.
- Вот настал час прощания.
- Каким он был для героев?

5. Открытие новых знаний (5 часть)
Первичное чтение 5 часть.
Задание по группам. Слайд 10
1 группа. Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
2 группа. О чём вспоминает Маленький принц?
3 группа. Почему Лису грустно?

Зрительная физминутка.

6. Первичное закрепление нового материала (5 часть)
Самостоятельное чтение сказки (жужжащие чтение).
Задание по группам после чтения. Слайд 11
1 группа Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца? (Грустным. Лис плакал и принц тоже, у них было тяжело на душе. А может и немного радостно ведь они нашли друг друга).
2 группа Как вы понимаете Лиса, который говорит, что будет плакать по Маленькому принцу, но ему от этого хорошо? (Друзьям тяжело расставаться, грустно, но как хорошо знать и помнить, что где-то есть кто-то близкий, кто помнит о тебе)
3 группа Почему в момент прощания Лис напоминает Маленькому принцу о розе? (Его роза не была похожа на другие, она одна была в целом свете для него)

7. Вторичное закрепление материала (5 часть)
- Прочитаем эту часть по ролям.
- Кто действующие лица? (Лис, Маленький принц автор)
- Кому из чтецов удалось передать характер героев?
- Почему ко всем розам кроме одной Маленький принц был равнодушен? (его роза была для него единственная в целом свете, он её приручил, он с ней подружился, он её полюбил)
- Найдите и зачитайте реплики Маленького принца о розе. ( Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы ещё ничто)
- Подошли мы к ответу на вопрос? (Да. Лис обещал открыть секрет Маленького принца, после того как он, ещё раз посмотрит на розы)
- Хотите узнать, что было дальше?

Физминутка. Слайд 12
«Море волнуется раз» Представьте, что вы оказались на планете Маленького принца, в кого вы превратитесь: Почему? Кто ещё хотел бы стать другом Маленького принца?

- Вас все слушали. Покажите теперь, как вы умеете слушать.

5(1). Открытие новых знаний.
Звучит аудиозапись 6 части. Первичное восприятие.
- Поделитесь своими чувствами об услышанном.
- Прочитайте жужжащим чтением.

6(2). Первичное закрепление новых знаний.
Работа в группах. Слайд 13
1 группа Выразительно прочитать 1 абзац и ответить на вопрос: Как вы понимаете слова «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»?
2 группа Выразительно прочитать 2 абзац и ответить на вопрос: Почему дорога Маленькому принцу его роза? (он её приручил, она для него одна в целом свете. Ради неё он мог умереть. Она была его другом)
3 группа Выразительно прочитать 3 абзац и ответить на вопрос: Как вы понимаете слова «Ты навсегда в ответе за всех кого приручил»? (надо о своих близких заботиться, любить, уважать, беречь, охранять, помогать, жалеть)

Инсценировка 6 части.

-Кому удалось показать выразительность языка?

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Сегодня на уроке мы открываем копилку знаний. Они спрятаны в этих конвертах, вы их должны раскрыть и прикрепить на волну своего цвета. (от группы выходит ученик и вытягивает конверт)
1 группа Зорко одно лишь сердце.
2 группа Самого главного глазами не увидишь.
3 группа Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

Слайд 14 (на интерактивной доске линии и слова тех цветов, какие у детей конверты)

- Прочтём секрет Лиса, используя средства выразительности (хором)
- Какие вы знаете? (мимика, жесты, интонация, темп)
- С каким настроением? (весело, грустно, плавно, протяжно)

Чтение хором.
- Дети я услышала, что (имя ученика) прочитала выразительно, с настроением, с душой. Можно я за тебя прикреплю твой лучик.
- Почему Лис свой секрет открыл Маленькому принцу?
- Посмотрите вокруг себя и в словарик, найдите, какие качества должен иметь настоящий друг?
(слова висят на стенах класса, дети выбирают слова и прикрепляют их на доску)
добрый верный жадный отзывчивый внимательный равнодушный бессердечный и т.д. Прочитайте эти качества.
- Какие бы вы добавили?
- Какие есть у вас?

- Кто из вас готов сделать вывод? (учитель показывает рукой на проблемный вопрос, но его не читает)

9. Рефлексия деятельности учеников.
- Какое открытие сделали вы?
- С кем из героев этой сказки вы хотели бы встретиться? Почему?
- Понравился ли вам наш урок?
- Чьи ответы вам запомнились? Понравились?
- Кто по новому стал на себя смотреть, подарите лучику солнцу.

Звучит музыка.
Слайд 15 (на интерактивной доске появляется улыбающиеся солнышко)

Как засияло солнышко. Пусть оно останется в ваших сердцах.
Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. И в сердцах людей зажигается огонёк любви, огонёк милосердия. Откройте свои сердца навстречу друг другу. Создадим костёр любви. (учитель берёт детей за руки и встаёт с ними в круг)

Я верю в каждом навсегда
Добро поселится и радость,
Взойдёт любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья
Если вы это осознаёте, вы маленькие жители, способны возродить и сохранить нашу Землю. Как сказал А. де Сент-Экзюпери: «Вы в ответе за тех, кого приручили»

Описание урока:
Урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации обучения во 2 классе. Во 2 классе у детей безотметочное обучение. На уроке удачно подобрана самооценка для учащихся, которая ставит любого ребёнка в ситуацию успеха и даёт возможность ребёнку адекватно себя оценивать. Предложенные задания на уроке позволяют работать над развитием универсальных учебных действий второклассников, обеспечивают формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей каждого ученика. Использование системно-деятельностного подхода помогает учащимся успешно решать практические задач урока. Частая смена видов работы позволяет уроку пройти на высоком уровне, и не дать ребёнку уставать во время урока и работать до конца урока также активно, как и в начале.









13PAGE 15


13PAGE 14615




15