Урок литературы «Влюбиться в планету Земля вместе с Антуаном де Сент-Экзюпери»

Автор :Бояринцева Виктория Александровна
Тема : « Влюбиться в планету людей вместе с Антуаном де Сент-Экзюпери (по книге «Планета людей» ) »
Предмет : факультатив по литературе
Класс: 10
Использование : данная разработка может использоваться на уроках литературы, на факультативных занятиях , в качестве внеклассного мероприятия в старших классах

Примечание: конспект урока с использованием презентации , созданной на основе технологии MimioStudio и социальных сервисов WEB 2.0

Конспект урока
Использование ресурсов или дидактических программных продуктов, разработанных к занятию

Цели урока: назвать нравственные ценности, утверждаемые писателем, сформулировать проблематику произведения, вызвать эмоциональный отклик у учащихся на произведение.
На уроке используется : презентация, выполненная в программе MimioStudio, сервис imagechef, mp3

Эмоциональный настрой.
Учитель с глобусом в руках обращается к ученикам с просьбой подержать глобус. Диалог учителя с учащимися: 1) Назовите разными словами, что вы держали в руках?
( Земля, шар, дом, мир, планета людей).
2) Какие ощущения у вас возникают, когда держите в руках целый мир? 3) Что чувствуете, когда гладите? 4) Сможете уронить? 5) Кем себя представляете по отношению к Земле? ( защитником, сыном, дочерью, жителем)

Слайд №1


После называния учитель выводит на экран заготовленные на слайде слова , спрятанные за границы слайда.


Постановка проблемы.
-А не так давно или уже давно жил поистине удивительный человек, которого и по сей день называют рыцарем планеты людей 20 века. Это французский писатель Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сен-Экзюпери. Что вы знаете о нём ? ( лётчик, разбился в самолёте)
- Исполнение ученицами песни «Опустела без тебя Земля»
-А почему он рыцарь, вы сможете ответить после рассказа о нём. ( сообщение о биографии и особенностях тематики в творчестве писателя)
-Сообщение
- Почему же Экзюпери называют рыцарем? (ответы учащихся)
- если не прозвучало слово «любит», учитель дописывает это слово маркером на слайде.

- Влюбиться в планету людей попытаемся и мы с вами вместе с писателем. И его произведением . Как вы думаете, какой же смысл вложен автором в название «Планета людей»?
- А легко ли влюбиться в целую, порой незнакомую , пугающую планету? Почему?



Переход на слайд №2 с фото писателя. (Оформление слайда взято из галереи программы)

Слайд №3
mp3( минус фонограмма песни)




Слайд №4( предполагаемые ответы скрыты за шторкой, которая открывается учителем после высказываний учеников)


Слайд №5

Актуализация знаний
- Книга была написана в 1939 году, когда 20 век уже набрав силу и мощь, очертил перед каждым человеком и перед всем человечеством круг острейших проблем, о чём и беспокоится Экзюпери в своей книге.
-Чтение эпиграфа « Вокруг всё так быстро изменилось: взаимоотношения людей, условия труда, обычаи. Наш внутренний мир потрясён до самого основания. Всё в мире трещит и шатается»
- Прошло уже более 70 лет после написания этих строк. Насколько был прав в этом Экзюпери, мы узнаем после выполнения задания.
- Работа в группах . Группам раздаются публицистические статьи из журналов, газет по актуальным для человечества проблемам. Задача учеников сформулировать факторы, негативно влияющие на мир, ведущие к гибели человечества.
- После ответа каждой группы учитель выводит на слайд спрятанные фотографии , отражающие суть статей: 1) войны, 2) экологическая катастрофа, 3) алкоголизм, наркомания, 4) агрессия подростков.

(Постепенно весь слайд заполняется фотографиями, не остаётся ни одного свободного места))
- Какие чувства вы испытываете, глядя на такую планету?(ответы)
-Почему это происходит с нами? (ответы)
- Выходит, что человек теряет опору в жизни, нравственные ориентиры, лишает себя возможности видеть красоту окружающего мира? Но Антуан де Сент-Экзюпери прав был не только в этом. Он знал, как надо жить человеку на человеческой планете.









Слайд №6









Статья №1 из газеты «Московский комсомолец». Ситуация в Сирии в августе 2013 года.
Статья №2 из журнала «Огонёк». Хроника экологических катастроф.
3 из газеты «Аргументы и факты» о наркозависимости.
Статья №4 с интернет-страницы по психологии «Человеческая агрессивность»


Открытие новых знаний.
-Кто герои этой книги?
1.(Люди) Какие ? Кто? автор его друзья, товарищи, люди из его детских воспоминаний, безымянный солдат, невольник Барк)
2.(Планета) Какая?( хрупкая, странница, богатая и пустынная, полная чудес)
3.(Самолёт) Почему? ( с высоты всё кажется по-другому)
- А как по-другому? Мы узнаем из уст самого Экзюпери, в роли которого выступает ученик( для ученика надо найти шлем лётчика и планшетку)
- Монолог учащегося с отрывком из «Вступления» книги.
-Большинство исследователей творчества писателя жанр «Планеты людей определяют как «книга» .В чём особенности такого определения?( сокровенная, священная, для всех людей, Билия –книга книг)
-Что же в своей книге Экзюпери оставил людям?(заповеди)
- Как настоящий рыцарь Экзюпери оставил после себя наследство, где сокровищами являются его творения. Таким сокровищем является книга «Планета людей», в которой главной ценностью являются заповеди писателя.
- Вместе с писателем давайте подадим весточку тем «погасшим звёздам» и «разбудим людей от их сна, рассказав об этих заповедях.








Слайд №7 .на слайде представлены фотографии родного посёлка Игра с высоты птичьего полёта.


5.Практический этап.
Групповая работа. Работая в команде, ученики отвечают на вопросы по определённым главам книги, анализируют содержание и оформляют ответы на заготовленных цветных «ладошках».
Вопросы: 1. Объясните название главы, по которой работали.
2. На какие размышления натолкнул вас Экзюпери?
3. Что стало для вас открытием?
4.Какие заветы писателя вы считаете ценными для человечества?
5.Какое высказывание автора может послужить принципом жизни для вас?
6. Назовите одним словом , какие ценности завещает Экзюпери людям?
- Представление работы каждой группы. По ходу «ладошки» закрепляются на глобусе и покрывают всю поверхность.
- При ответе на 6 вопрос слова, отражающие выявленные учениками ценности, завещанные писателем, учитель использует сервис «imagechef» для составления мозаики слов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Рефлекия.
- Писатель утверждает: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все за одно, уносимые одной и той же планетой, мы- команда одного корабля». Посередине на парте стоит глобус. Учитель предлагает всем взяться за руки , потому что , по словам Экзюпери, « величие всякого ремесла в том, что оно объединяет людей: ибо нет ничего в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».
- Что чувствуете , когода держитесь за руки?
- Стоя в кругу, продолжите фразу « Влюбиться в планету людей поможет»









Слайд №8 . сначала пустой. После высказываний учитель постепенно заполняет фотографиями восходящего солнца




7.Домашнее задание . Эссе на тему « Что значит быть человеком по мнению А.де Сент- Экзюпери?»


Использованные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












15