Урок литературы в 6 классе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери


Урок литературы в 6 классе.
Тема: «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. «Зорко одно лишь сердце».
Цель урока: совершенствование навыков анализа художественного текста по сказочной повести А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
Задачи:
образовательные – познакомить с личностью писателя, яркими фактами его биографии; показать связь фактов биографии и произведений автора; провести частичный анализ произведения, прочитав избранные главы;
развивающие - развивать монологическую связную речь учащихся, мышление, умение логически рассуждать, делать выводы;
воспитательные - воспитывать любовь к слову, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за всё живое на планете.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Основное содержание урока.  
 Вступительное слово учителя:
 Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения,
Сведения об авторе. Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 году во французском городе Лионе. Погиб в 1944 году во время боевого вылета, он был летчиком.
Он увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был летчиком и писателем одновременно. На вопросы о своей жизни и о себе он отвечал: “Ищите меня в том, что я пишу”.И действительно, ничто так не раскрывает нам этого человека, как его произведения.
Он шел по жизни очень трудными путями.
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днём кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий, но всё-таки нашёл. Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость.
Много лет томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину . Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее. Этим своим изобретением он очень гордился.
Удивительный человек, удивительная судьба…
Сегодня на уроке мы познакомимся с книгой о необыкновенном путешествии Маленького принца.
Работа с терминами (на доске).
1. Приведите примеры повестей, который вы изучали в курсе школьной программы или читали самостоятельно.
2. Что значит «философия»? Как вы понимаете этот термин?
3. Близкими по смыслу к афоризмам являются пословицы. Какие пословицы знаете вы? Чему они учат?
Повесть - жанр прозаического эпоса, имеющий одну сюжетную линию, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя.
Философия – образовано от двух греческих корней (любовь + мудрость) – наука, изучающая законы жизни человека в окружающем его мире.
Афоризм – краткое авторское изречение, имеющее глубокую мысль, учит человека чему-либо.
Итак, жанр произведения – это философская повесть-сказка. Подумайте, что именно в произведении позволяет отнести его к данному жанру?
Слово учителя. Содержание повести. «Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Он отправляется в путешествие к другим планетам.
На своем пути он встречает разные планеты, на каждой из которых всего по одному жителю. С обитателями планет вы познакомитесь позднее, когда прочитаете повесть.
Пока, наконец, не попадает на Землю. Здесь он встречает летчика, потерпевшего крушение в пустыне. Ему-то он и рассказывает о себе, своей планете и о путешествии».
Работа с текстом. А теперь вернемся к Маленькому принцу. Что же заставило его отправиться в путь? Вспомним, что он был очень одинок на своей планете, пока однажды ветром не занесло неизвестное зернышко
Глава 8.
Какие слова подбирает автор, чтобы описать Розу?
Итак, почему Маленький принц покидает свою планету? Какой была его Роза? (капризной) Почему она капризничала? (чтобы обратить на себя внимание)
Глава 20. Встреча с розами в саду. Почему Маленький принц почувствовал себя несчастным? Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.
Глава 21. Встреча с Лисом. "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.." Он лег в траву и заплакал»
– Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)
–Когда появился Лис? В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время.
(Чтение по ролям)
Почему Маленький принц вспомнил о Розе? (Нужны друг другу, единственная)
Чем цель визита Маленького принца на Землю?( найти ответ в тексте)
Что говорит Маленький принц розам в саду после беседы с Лисом? Какой секрет открыл Лис нашему герою?
Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?
Что значит «приручить»? Продолжите фразу: «Дружба – это…» Можно ли считать другом того человека, с которым вы просто весело проводите время? Почему? Что необходимо для настоящей дружбы?
Составьте формулу дружбы. Любовь + понимание + забота
– Помощь + милосердие +доверие, верность, ответственность
Злость, равнодушие, зависть, корысть.
Поясните, что значит каждое из данных слов. Какие слова мы не будем использовать в нашей формуле?
Можно ли говорить о дружбе, если есть только одно из перечисленных качеств?
Итог урока. Свою сказочную повесть Сент-Экзюпери адресовал не только детям, но и взрослым. Я надеюсь, что вы, повзрослев, перечитаете её еще не раз. А пока давайте подумаем, какой вывод мы можем сделать для себя? Какие уроки преподнесли нам герои повести?
Домашнее задание. Подготовить рассказ об одной из посещенных Маленьким принцем планет. Придумать эмблему дружбы.