Интегрированный урок по русскому языку о внеклассному чтению для 4 класса «Сент-Экзюпери «Маленький принц». Падежные окончания имён существительных»

Интегрированный урок по русскому языку и внеклассному чтению в 4 классе.

(Сент-Экзюпери «Маленький принц». Падежные окончания имён существительных)



Цель урока

- развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
- развивать письменную и устную речь учащихся.
- повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
- воспитывать аккуратность, чувство ответственности.
- развивать способность к сопереживанию.
- учить быть верным своему слову.


Оборудование

- телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью фрагментов «Маленький принц»
- рисунок планеты Маленького принца
- рисунки баобабов
- у детей фонарики (лазерные указки)
- кассета с музыкой Вивальди « Полёт Кондора»



















Ход урока

Сегодня урок русского языка я буду вести не одна. А вот с кем, догадайтесь сами. Послушаем эту запись. Какому литературному герою принадлежат эти слова?
Видеокассета: Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся. Затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. Смотри вот моя планета. Как раз над нами. Но как до неё далеко
Учитель - Узнали, кому принадлежат слова? Кто написал эту книгу?

Мы сейчас попадём в гости к Маленькому принцу.
Видеокассета: Маленький принц - Здравствуйте ребята. Я слышал, вы хотите попутешествовать? Но я, к сожалению, не могу. У меня есть твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету. Мне непременно надо каждый день, выкапывать баобабы. Поможете мне? Иначе, они могут завладеть всей планетой, а если планета маленькая они разорвут её в клочья.
Учитель - Давайте поможем Маленькому принцу выдернуть баобабы. Но, чтобы их выдернуть, нужна не сила, а ум. Вставь пропущенные гласные в словарные слова: СП-С-Б ; Г-Р-ТЬ; Ч-Л-В-К; П-Т-Ш-СТВ; Н-Т-Р-С-Н
Вот и всё выдернули. Помните главное правило Маленького принца? Как его понять?
У нас планета большая, баобабы не помешают. Это правило, наверное, не для нас. (рассуждения детей) Навести порядок во всех местах, где бываем: дом, улица, двор, парта, тетрадь.
Запись в тетради числа, классная работа, чистописание.
Выберете букву на чистописание, она находится в глаголе и обозначает согласный, мягкий, звонкий, непарный звук.
Видеокассета: Маленький принц - Можно и в путь, но подождите. Я вас не познакомил с розой. Захочет ли она с вами разговаривать. У неё трудный характер. Видите на шипах слова. Составьте по этим опорным словам текст, про розу.
Коллективная работа детей с последующим записью текста.

Видеокассета: Маленький принц - А вот и моя роза. Ели уговорил её. Но вы не обижайтесь на розу. Запомните надо судить не по словам, а по делам. Она дарит мне свой аромат, озаряет мою жизнь. За её уловками нужно угадать нежность. Я в ответе за свою розу. Мы всегда в ответе за всех, кого приручаем.
Учитель - Что вас просили запомнить? Как вы это понимаете?
Видеокассета: Король. А вот и мои подданные. Почему это вы сидите? Приветствовать короля надо стоя.
Физ. минутка: Ой, ребята мы же не поздоровались с королём. Вставайте.
Видеокассета: Король. Дайте подумать, что вам приказать. Какой это класс?
Учитель – 4-ый Ваше Высочество. А зачем вы спрашиваете?
Король. Власть должна быть разумной. С каждого надо спрашивать то, что он может дать, сделать. Вставьте нужные окончания у существительных , укажите склонение и падеж.
На ладон , по комнат , из Сибир , на планет , в опасност , на местност , к деревн, в сетк , к ноч , о капельк , по площад .
Видеокассета: Король. Вам пора в путь. Что же вам сказать на прощание? Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты, поистине мудр.
Учитель – Запомнили, что вам пожелал король? Как понять эту фразу?
Видеокассета: Лис и Маленький принц. Ребята , вот и мы и на земле, только в пустыне. Как же нам выбраться отсюда? А вот смотрите Лис. Лис не подскажешь ли нам дорогу домой. Лис - Дорогу домой? Может, скажу, а может нет. Выполните моё задание и я вам не только скажу.
Составьте предложение, чтобы словосочетание дальняя дорога стояла в И.п., В.п., Д.п. , Т.п.
Составление и запись предложений в тетради.
Видеокассета: Лис. А вот и мой секрет. Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь. Вы собрались домой, но расскажите, где вы бывали? Что видели?
Ответы детей.
Видеокассета: Лис. Смотрите на звёзды. Они укажут вам дорогу домой.
Учитель – Пора домой. Что там говорил Лис – смотрите на звёзды.
Зажигается звёздное небо (лазерными указками)
Под музыку « Полёт Кондора»
Учитель читает наизусть.
У каждого человека свои звёзды. Одним, тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они как задача, которую надо решить. Для всех этих людей звёзды немые. А у нас будут особенные звёзды.
Посмотрите ночью на небо, там будет такая звезда, где живёт Маленький принц , где он смеётся. И вы услышите, как смеются звёзды. У вас будут звёзды, которые умеют смеяться. Взгляните на небо. Спросите себя: « Жива ли та роза или уже нет?» Вдруг барашек её съел. И вы увидите, всё станет по-другому. Смотрите на звёзды.
Погасите фонарики. Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить.






15