Программа элективного курса Моя будущая профессия 8 класс


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Моя будущая профессия» разработан для учащихся 8-х классов в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов за год.
Целью данного  курса  является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору будущей   профессии ;- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессииих способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в  будущей   профессии  в современных социально-экономических условиях;
В результате выполнения данной  программы  учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА:
ВВЕДЕНИЕ
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Определение понятия «личный профессиональный план». Роль профессионального самоопределения в жизни человека.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

МИР ПРОФЕССИЙ
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
ОБОБЩЕНИЕ
Построение личного профессионального плана. Зачет.
« МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Название темы Часы теории Часы на практическую работу Всего часов
1.Введение 1 1
2. Познавательные процессы и возможности личности 5 5
3. Психология личности 5 1 6
4. Мир профессий 9 1 10
5.Профессиональное самоопределение 6 2 8
6. Подготовка к будущей карьере 3 1 4
7. Обобщение 1 1
ИТОГО: 30
5 35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Учебная тема ТЕМА
Количество часов
На теорию На практику
1 ТЕМА№1: ВВЕДЕНИЕ
Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
1 ТЕМА №2: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ»
5
2 Память. Внимание. 1 3 Ощущение. Восприятие. Воображение. 1 4 Мышление. 1 5 Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. 1 6 Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
1 ТЕМА №3: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
5 1
7 Типы нервной системы. 1 8 Типы темперамента. Характер. 1 9-10 Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. 1 1
11 Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. 1 12 Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
1 ТЕМА №4: «МИР ПРОФЕССИЙ»
9 1
13 Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. 1 14 Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. 1 15-16 Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
1 1
17 Характеристика профессий типа «человек – человек» 1 18 Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» 1 19 Характеристика профессий «человек – природа» 1 20 Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» 1 21 Характеристика профессий типа «человек – техника» 1 22 Профессионально важные качества (ПВК) 1 ТЕМА №4: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
6 2
23 Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу») 1 24 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») 1 25 Специальные способности. Профпригодность. 1 26-27 Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). 1 1
28-29 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». 1 1
30 Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
1 ТЕМА №5: ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
4 31-32 Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. 1 1
33 Понятие должности. Понятие компенсации способностей. 1 34 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). 1 ТЕМА №6: ОБОБЩЕНИЕ
1 35 Построение личного профессионального плана. Зачет.
1 ИТОГО – 35 часов 30 5
Список литературы:
Для учителя:
Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. – Обнинск, 1998.
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина – М., 1997.
Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984.
Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. – М., 1991.
Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. – М., 1996.
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. – М., 1987.
Ресурсы Интернета
Дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
Для учащихся:
Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А., Справочник начинающего профконсультанта. – М., 1998.
Климов В.А., Как выбрать профессию. – М., 1990.
Мир профессии. – М., 1988.
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского. – М., 1993.
Орлов Ю.М., Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. – М., 1985.
Петровский А.В., Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М., 1988.
Резапкина Т.В., Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
Контрольно – измерительные материалы:
В дневнике профессионального самоопределения старшеклассника / авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М.: Глобус, 2007.
left0