Программа элективного курса Моя будущая профессия


Программа элективного курса

Моя будущая профессия


Направленность программы: для образовательных учреждений.
Тема программы: профориентация как система подготовки к осознанному выбору профессии.





Составитель: Слобожанина В.Л.,
учитель русского языка и литературы






Содержание:
Пояснительная записка к методической разработке
Стр. 3

Содержание элективного курса
Стр.6

Учебно-тематический план
Стр.8

Список литературы
Стр.9

1. Пояснительная записка к методической разработке
Идеальное обучение – когда обучения нет,
а его функции выполняются.
Каждый знает, что ему делать.
И каждый делает,
потому что хочет этого сам!
Анатолий Гин

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Каждый молодой человек строит планы на будущее. Это будущее представляется ему благополучным и успешным. Но в современных условиях конкуренции и ужесточения требований, предъявляемых рынком труда, выпускники российских школ оказываются не готовыми к адаптации в новых социально-экономических условиях.
Очень важно научить сегодняшних школьников, как относиться к окружающему миру и воспринимать опыт окружающих людей, дать им понять, что образование и высокая квалификация сами по себе ещё не гарантируют получения и сохранения работы, а так же продвижения по службе и удачной карьеры. Важно, чтобы учащиеся представляли, как влияют на популярность и перспективность той или иной профессии такие факторы, как социально-экономическая ситуация, спрос на рынке труда, престиж профессии, прогноз занятости по профессиональным областям и специальностям, условия труда, средняя зарплата и прочее. Эти аспекты сегодня очень актуальны и рассматриваются достаточно подробно в различных информационных и образовательных источниках. Использовать их в комплексе, решая поставленные актуальные задачи, поможет элективный курс «Моя будущая профессия», направленный на формирование практико-ориентированных компетенций учащихся и их профориентацию.
Курс делится на теоретическую и практическую части. Системно переходя от информационных составляющих тем к деловой игре, тестированию, имитации жизненных ситуаций, а, в последующем, и к собственному творческому проекту, учениками приобретаются те самые, базовые компетентности современного человека (информационные, коммуникативные, самообразовательные), так необходимые ему в профессиональной карьере, да и в повседневной жизни.
Ценность и актуальность программы так же в том, что она обязательным образом предусматривает разнообразные формы исследовательской деятельности по профессиям через экскурсии в организации и на предприятия, анкетирование специалистов и собственный опыт.
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Изучая список вакансий, заявленных в ГУ «Качканарский ЦЗ» на 21 февраля 2012 г., мы видим, что город остро нуждается в специалистах технических профессий. В свою очередь образовательные учреждения (школы, колледжи) могут оказать содействие в решении данной проблемы с помощью проведения данного элективного курса у выпускников.
Курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: формирование практико-ориентированных компетенций учащихся и их профессиональной ориентации в связи с личными желаниями и наклонностями в условиях современных и перспективных требований на рынке труда.
Гипотеза программы: знакомясь с различными профессиональными сферами, исследуя области человеческой деятельности и определяя собственные интересы и наклонности, в системе организованной подготовки выпускники школы получают практико-ориентированные знания, приобретают социально-экономические компетенции, которые нужны им для успешной интеграции в социум и адаптации в нём, у учащихся формируются практико-ориентированные компетенции и профессиональная ориентация.
Задачи:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности в рамках программы.
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Сформировать у учащихся потребность и навыки самодиагностики склонностей и способностей, в целях эффективного самоопределения в профессии с учетом собственной индивидуальности.
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать у старшеклассников коммуникативную, информационную и социально – трудовую компетентность.
Развить у старшеклассников креативность, способность к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимую для профессиональной мобильности.



2. Содержание элективного курса
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в 2 недели.
Общее количество часов – 17.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению и мобильности.
Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Форма занятий: лекции с элементами беседы, тренинги, практические занятия, уроки-экскурсии.
Форма контроля знаний: создание творческих проектов учащихся и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация). Объём работы – произвольный.
3.Учебно-тематический план

Тема урока
Количество часов
Методические рекомендации

Необитаемый остров.
1
См.прил.1

Классификация профессий
1
См.прил.2

Секрет выбора профессии
1
См.прил.3

Мотивы выбора профессии
1
См.прил.4

Профессиональный тип личности
1
См.прил.5

Темперамент и выбор профессии
1
См.прил.6

Классификация профессий
2
См.прил.7

Социальные проблемы рынка труда
1
См.прил.8

Свой бизнес? Возможно ли это?»
1
См.прил.9

Профессиональная карьера
1
См.прил.10

Профессиональная пригодность
2
См.прил.11

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»
1
См.прил.12

Профориентационная игра «СТАЖЁРЫ-ИНОПЛАНЕТЯНЕ»
1
См.прил.13

Защита проектов «Мой выбор»
2
См.прил.14

Общее количество часов
17










Список литературы:
Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10-11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007г.
Зуева Ф.А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004г.
Бендюков М. А. Как стать профессионалом : путеводитель по рынку труда / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. СПб., 1998. 334 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
Потемкина О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прошицкая. – М., 1995. – 152 с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с.
Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии / Г.В.Резапкина Г. В. – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005г.
Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005г.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П.  Чернявская,– М.: Эксмо, 2005. – 180 с.
Электронные ресурсы:
http://festival.1september.ru
http://proflang.ucoz.ru








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15