Рабочая программа элективного курса Моя будущая профессия


Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению
Протокол № _ от «__» ______ 2015 г. Утверждаю.
Директор школы __________Н.Н.Шишкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Моя будущая профессия
для 8 а, б, в класса
на 2015-2016 год

составитель:
социальный педагог
Осетрова Алефтина Михайловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Моя будущая профессия» разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина»;
Образовательная программа МБОУ«Школа № 3 им. А.И.Покрышкина»;
Учебный план МБОУ«Школа № 3 им. А.И.Покрышкина» на 2015-2016 учебный год.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Моя будущая профессия» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда
Актуальность данной программы состоит в том, что необходимо с учащимися 8 класса проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, но и
на изучение личностных особенностей, учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности, потому что
- выпускники основной школы должны сами определить свой дальнейший путь получения образования,
- часть обучающихся покидает стены школы, поступая в техникумы , колледжи;
- в современном мире выигрывает лучший, а для этого нужно наметить пути своего образования как можно раньше, чтобы как можно больше времени уделить изучению предметов в выбранном направлении и работать над коррекцией и развитием своих личностных качеств.
Значимость программы курса «Моя будущая профессия» заключается в том, что наряду с проблемой профориентации у обучающихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Ученику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить её с самооценкой. Естественно такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания, а так же при этом развития коммуникативных качеств.
Программа по профориентации «Моя будущая профессия» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Работая в группах, подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Это развивает личностную и социальную компетентность
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов.
Цель данного курса - формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности ;- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности ;- обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы, дискуссий и «генераций идей» («мозговых штурмов),эвристических бесед, проблемного изложения материала.
Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание педагогом благоприятного эмоционального фона (комфорта), во-вторых – атмосферы доверия, в–третьих – доброжелательного отношения участников друг к другу.
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование;
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, этапы построения карьеры;
личный профессиональный план;
конструктивное общение;
адекватная самооценка;
профпригодность и компенсация;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
разработать этапы своей профессиональной карьеры.

Содержание курса «Моя будущая профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения;
понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи курса.
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
виды памяти и внимания;
понятие психологических особенностей личности;
понятие
«мышление», особенности интеллектуальной сферы;
понятие способности, виды способностей, условия их развития;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
типы нервной системы;
типы темперамента;
понятие характера;
понятие жизненного и профессионального самоопределения;
понятие потребности, виды потребностей;
особенности делового общения;
понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности.
Учащиеся должны уметь:
определять тип нервной системы, темперамента;
использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Учащиеся должны знать:
понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
классификацию профессий, формулу профессии;
понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
анализировать информацию о профессиях.
V. Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).
Учащиеся должны уметь:
на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
понятие карьеры;
этапы построения карьеры;
понятие профессионального роста.
Учащиеся должны уметь:
составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Учебно – тематический план курса «Я и моя будущая профессия»
Перечень тем Кол-во часов
Познавательные процессы и способности личности
3
Психология личности
4
Мир профессий
2
Профессиональное самоопределение
5
Подготовка к будущей карьере
2
Обобщение
1
Всего часов 17
Календарно-тематический план
n/nНаименование тем Дата Кол-во
часов
I Познавательные процессы и способности личности 3
1 Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. 1
2 Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. 1
3 Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. 1
II Психология личности 4
4
Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. 1
5 Самоопределение. Профессиональное самоопределение. 1
6
Смысл и цель жизни человека.
Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.
1
7 Общение. Деловое общение. Конфликт.
Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. 1
III Мир профессий 2
8 Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.
Характеристика труда.
Классификация профессий.
Формула профессии. Понятие профессиограммы. 1
9
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек – человек», «человек – техника».
1
IV Профессиональное самоопределение 5
10 Проблема выбора профессии.
Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).
1
11 Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). 1
12 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.
1
13 Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). 1
14 «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» 1
V Подготовка к будущей карьере 2
15 Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). 1
16 Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. 1
VI Обобщение 1
17 Построение личного профессионального плана. Зачёт. 1
Литература и средства обучения
Для учителя
Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 2011.
Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.
Для обучающихся
1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2012.
Климов В.А. Как выбрать профессию. - М.,2013.
Мир профессий. - М., 2013.
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 2011.
Пвсковский Д.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 2012
Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. М.: «Генезис», 2013.
Интернет – ресурсы.
http://.wikipedia.org/wikihttp://.www.proshkolu.ruhttp://.www.kraeved.ruhttp://.www.openclass.ruhttp://.www.it-n.ru