Статья по истории га тему«Развитие логического мышления на уроках истории посредством применения логических приёмов, заданий и упражнений».


«Развитие логического мышления на уроках истории посредством применения логических приёмов, заданий и упражнений».
Байшова Гульнара Уразгалиевна
Атырауская область
Курмангазинский район
Шортанбайская общая средняя школа
учитель истории
Среди первостепенных целей, обозначенных Главой государства
Н. А. Назарбаевым в Стратегии «Казахстан - 2050», важное место занимает развитие человеческих ресурсов. При этом важная роль отводится функциональной грамотности.1]. В связи с этим, моя педагогическая проблема: « Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения истории». В результате функциональной грамотности формируются основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающих успешность достижения образовательных результатов [3]. Исходя из того, что качество исторического образования сегодня связано не усвоением большого количества материала, а с овладением навыками анализа, объяснения ,оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся, поднимаемая проблема оперативного усвоения знаний и умений по предмету, я считаю, актуальна.Особенности концепции логических методов и приёмов обучения имеются в трудах М. А. Данилова, М. И. Скаткина, И. Я. Лернера, А.Т. Степанищева и др.
Активизация познавательного интереса к истории путём применения логических методов и приёмов обучения
Главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить их интерес к учению. Ведь интерес, как известно, важный инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей.
Логические приёмы являются одним из средств достижения более качественного усвоения учащимися изучаемого материала.В этой связи целесообразно разрабатывать и применять на уроках истории логические задания, представляющие собой совокупность методических средств, ориентированных на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли и происходит их управляемое наращивание на познавательно- продуктивной основе.[6]
. Существенной стороной в овладении приёмами логического мышления является усвоение учащимися программного материала путём самостоятельной мыслительной деятельности, а также проблемный характер преподования с постановкой проблемных задач, созданием проблемных ситуаций на уроках, которые разрешаются учащимися в результате использования художественной и научно-популярной литературы, ИКТ, работы с учебником, историческими документами.
Используя методы развития логического мышления на уроках истории можно формировать устойчивый интерес к предметам; критическое (аргументированное и открытое) отношение к историческим фактам и событиям, к социальным явлениям и закономерностям; стремление к осуществлению творческой деятельности (креативности);развитию коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся и их интеллекта (когнитивности). [3]
Ожидаемые результаты
Формирование устойчивого интереса к предмету
Эффективное усвоение учащимися программного материала
Качественная подготовка к ЕНТ.
Технологии и принципы разработки логических заданий
Логические приёмы обучения Технологии разработки логических заданий Принципы, используемые при разработке логических заданий
Анализ
Синтез
Сравнение
Сопоставление
Обобощение
Рассуждение
Доказательство
Активные методы обучения
Технология развития критического мышления
Проблемная технология
Технология развивающего обучения Познаваемости
Деятельности
Ценностного отношения к миру
Свободы выбора
Логические приёмы можно использовать на всех этапах урока, в особенности на повторительно-обобщительных уроках, они также являются эффективным средством при подготовке учащихся к ЕНТ.
Варианты использования логических заданий

Логические приёмы Логические приёмы
посредством критическогопосредством поста-
мышления.новки проблемных
заданий.
Логические приёмы посредством
использования межпредметных связей.
Логические приёмы посредством использования критического мышления:
Логическая цепь на соотнесение терминов и определений
Логическая цепь на соотнесение личности и их биографий
Перепутанные логические цепочки: определение хронологической последовательности событий. ( от раннего к позднему или поднего к раннему)
Задания на исключение лишнего элемента.
Например:Определите логическую цепь последовательности установления Советской власти в городах Казахстана, укажите формы установления.
Города:
Верный, Ташкент, Перовск, Уральск, Костанай, Семипалатинск,Оренбург.


Одно и то же логическое задание можно усложнять с учётом требуемых умений и навыков. Например:
Тема: "Казахские правители XVII - XVIII вв."
Логическое задание:
8 класс. 1. Определите последовательность правления казахских ханов.

2. Объединяю двух правителей и прошу учащихся объснить мои действия.
( На каком основании я объединила правителей?)
А) Аылай, Тауке -
В) Тауке, Абулхаир -
С) Абулхаир, Абылай -
10 -11классы.
1. Определите последовательность правления казахских ханов
2. " Третий лишний". Исключите лишнее в перечне правителей.
Предупреждаю, что в данном задании есть несколько вариантов исключения.
Логические приёмы посредством постановки проблемных заданий:
Проблемные вопросы
Проблемные задачи
Провоцирующие вопросы
В 9 классе при изучении темы «Голод в Казахстане 1931-1933 годов» учащимися предлагается ответить на вопрос: Что такое голод? .
Что такое мор? Объединить эти понятия и сделать выводы.
Голод Мор
Ощущение потребности в еде Массовая гибель людей
Голодомор
Массовая гибель людей от голода
Ставится проблемная задача: Был ли голодомор в Казахстане?
В целях разрешения этой задачи учащимся предлагается посмотреть видеофильм « Голодомор в Казахстане, убивший 2 млн…» и стихотворение Татьяны Невадовской «Казахстанская трагедия»
В 10 классе предмет Всемирная история. При изучении темы
«Испания 1918 -1939гг» на этапе осмысления даётся учащимся задание:
Определить по какому принципу построен ряд:
Италия. Германия. Испания.
Ответ: Страны в которых в 20-30-х годах 20 века утвердились фашистские диктатуры.
Далее, подчёркиваю Италию, Германию двумя чертами, а Испанию одной.
Учащимся предлагается объяснить мои действия.
Учащиеся предлагают различные варианты ответов, причём порою самых неожиданных, используя уже имеющиеся знания по предмету.
Примеры ответов учащихся:
а) Италия, Германия в начале 20 века состояли в одном военно- политическом блоке и спровоцировали начало Первой Мировой войны.
б) В Италии и Германии фашисты пришли к власти изначально путём добровольной передачи власти в их руки. В Испании же фашистская диктатура Франко утвердилась в результате победы в Гражданской войне.
в) В Италии и Германии фашисты вынашивали планы широкомасштабных экспансий, тогда как Испания подобных планов не имела.
г) Италия и Германия В 30-х гг 20 века состояли в блоке «Антикоминтерновский пакт» и стали инициаторами развязывания Второй Мировой войны. Испания в этот блок не входила и активного участия войне не принимала, послав на фронт лишь одну « Голубую дивизию» .
В процессе обучения истории необходимо нацеливать учащихся на накопление словарного запаса, побуждать придумывать истории, фантазировать, максимально связывая их с содержанием изучаемого материала.
В этой связи на уроках постоянно используются провоцирующие вопросы, которые приучают учащихся мыслить самостоятельно и делать выводы.[7]
Использование логических приёмов посредством использования межпредметных связей.
Функциональная грамотность предусматривает развитие речевых и математических способностей обучаемых в связи с чем, на своих уроках осуществляю связи с литературой, русским языком и математикой.
Вариант 1:«Цифровой диктант» .Учащиемся предлагаются 3 утверждения. Верное утверждение фиксируется цифрой 1, неверное – 0.
Например:
А)Автономия «Алаш» была образована на 1 общеказахском съезде.(1)
В) В национально-освободительном движении 1916 года радикально- демократическое крыло национальной интеллегенции придерживалась политики компромиса.(0)
С) Период издания газеты «Казах» 1911-1918гг (0)
Код правильных ответов: 100
Вариант 2. Составить выражение, найти значение
А) Найдите разность событий: Вступление в строй Турксиба и вступление в строй Оренбургско- Ташкентской железных дорог.
Ответ: 1930-1905 =25
Б) Разность событий: Начало 2 пятилетки и начало издания газеты « Казах»
Ответ: 1932-1913= 19
В) Определите длительность существования Веймарской республики
Ответ: 1933-1919= 16 лет
Подобные задание можно в известной степени усложнить.
Составить выражение и по найденному значению указать все известные вам в истории события.
Сумма событий: Образование СССР и длительность существования Автономии «Алаш».
1922+(1920-1917)=1925
Выполнение таких заданий вызывают высокую активность учащихся.
Задания выполняются на карточках или у доски. При этом учащиеся детально объясняют свои действия. В отличие от тестовых заданий учащиеся вслух делают логические рассуждения, что является немаловажным.
Вариант 2. Для понимания хода исторического процесса, как и для проверки знаний, можно использовать определённую группу дат для написания короткого сочинения или устного рассказа по теме. Для этого на доске я записываю наиболее важные исторические даты, но не называю их. На основе этого предлагается определить тему сочинения.
А) 1917 1920193619901991
Б) 1927192819291931193311937
Чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более, что мышление человека понятийно, важную роль играет работа над понятиями.
Первый шаг. Учащимся предлагаю записать понятия начинающиеся на буквы ко и заканчивающиеся на ия.
(Коалиция, коммендация, корпорация , кооперация, консолидация и др )
Отбираю одно понятие и организую работу над ним.
Например понятие коалиция.
Первый шаг.
Предлагаю учащимся назвать по одному- два слова, которые бы определили понятие «коалиция», и получаем список слов и словосочетаний.
.Второй шаг
Прошу выделить из списка наиболее существенные признаки, без которых это понятие не может существовать.
Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в
определение понятий « коалиция».
Коали́ция — союз, добровольное объединение: государств, организаций, политических партий для достижения определённой
Заключение:
Таким образом, логические приёмы, задачи и упражнения:
Помогают на уроках охватить больший объём материала и в интересной форме закрепить его на всех этапах урока.
Развивают у учащихся внимание, восприятие, воображение, логическую мысль.
Развивают умения выделять сущность исторических событий, находить главное, доказывать истинность своих суждений, излагать мысли
Способствуют формированию культуры речи и исторического языка.
Повышают интерес к истории.
Для того, чтобы понять отношение учащихся к применяемым на уроках логическим заданиям и упражнениям мною было проведено анкетирование среди 20-ти учащихся 9- 11-х классов.
Вопрос: « Помогают ли логические задания на уроках лучше усвоить и запомнить материал, в выполнении тестовых заданий?»

Приложение 1
Урок по всемирной истории 9 класс Тема урока: Япония в 1918-1920 гг
Цель урока: Дать учащимся полное представление о развитии Японии в межвоенный период.
Задачи урока:
Образовательные: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики Японии.в 1918-1939 гг, раскрыть причины и факторы проявления её агрессивной внутренней и внешней политики
Развивающие: Развитие аналитического и синтезирующего мышления. Вырабатывать умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы. Развивать умения действовать в группе и самостоятельно.
Воспитательные: Формирование и неприятие любых форм агрессии и насилия, воспитание упорства, целеустремленности.
Тип урока: Комбинированный урок
Методы: Словесно- наглядный, частично- поисковый, критическое мышление, проблемный
Форма организации УПД: групповая
Технологии обучения: критическое мышление, проблемная, развивающая.
Наглядность : Политическая карта мира, слайды, схемы
Оборудование: Мультимедиа, раздаточные карточки, смайлики, сигнальные карточки.
Межпредметная связь: История Казахстана, математика, русский язык
Ход урока:
1 Орг момент: Психологический тренинг « Древо достижений».
II Опрос - повторение изученных тем:
1 задание: Блиц опрос:
1 группа. Начало… (какого-либо события)
2 группа: Страна -? (назвать историческую личность)
3 группа Сколько? (определить продолжительность события)
2 Задание: Работа у доски от каждой группы по одному ученику.
Составьте выражение, найдите значение и укажите события:
1 Сумма событий: установление фашистской диктатуры в Германии и продолжительность НЭПА
1933+ ( 1925-1921)= 1937?
2 Разность событий: 2- я Конституция СССР и продолжительность существования КАССР.
1936 - ( 1936-1920)= 1920?
3 Сумма событий: Принятие плана ГОЭЛРО и продолжительность Гражданской войны в России
1925 + (1920-1918)=1927
Задание для остальных участников групп: 2 мин
Написать все термины начинающиеся на ко и имеющие окончания ия
Ко ……….ия (учитывается при этом и правильность написания термина)
Переход к новой теме.
Слайд: Италия. Германия. Япония.
Вопрос: 1 По какому принципу построен ряд?
Подчёркиваю Германию, Италию двумя чертами, Японию одной.
2. Задача объяснить мои действия. Далее ставлю проблемную задачу:
Что же толкнуло Японию от оппозиции, к союзу с Германией и Италией?
III Изучение новой темы
План изучения темы:
1 Государственное устройство и политическая характеристика Японии
2 Внутриполитическое положение
3 Экономическое развитие
4 Внешняя политика. Меморандум премьер –министра Танаки.
1 вопрос : Творческая работа Мирманова Н : Презентация «Государственное устройство и политическая характеристика Японии»
2,3,4 вопросы Метод «ДЖИГСО». Самостоятельная работа с текстом, дополнительным материалом
1 группа: Япония после 1 мировой войны. Внутриполитическое положение.
2 группа: Экономическое развитие страны
3 группа : Внешняя политика. Оппонизм
Группы заполняют постеры, защищают свои проекты.
После выступления групп делается вывод по теме :
Почему Япония стала союзницей своих бывших противников?
IV Закрепление:
1 Форма « Попс» Была ли альтернатива сохранения нейтралитета Японии во Второй мировой войне ?
П- позиция, высказывание……….. Мы думаем, что
О- обоснование………………………... Потому, что
П- пример………… Это можно подтвердить, тем, что
С- сужднние…………. Таким образом
2 Определите:
1 группа Сколько лет прошло между созданием политической партии в Казахстане и созданием 1 политической партии в Японии? 1917-1881=36 лет
группа Сколько лет Япония состояла в Лиге наций? 1933-1919=14 лет
3 группа Сколько лет прошло между подписанием Антикоминтерновского пакта и созданием Тройственного союза? 1937-1882=55 лет
V Подведение итогов урока
Рефлексия:
VI Д.з пар. 9. Подготовить сообщение о значение гос. символики Японии, ответить на вопрос «Причины развития фашизма в Японии»
В классе 10 учащихся.
Испытывает затруднения в применении умений на практике
4 - Могут применять знания в решении определённого рода задач
4 - Справляются с решением поставленных задач
Может применять самостоятельно, действовать оригинальным, творческим способом.

Приложение 2
Использование логических приёмов посредством критического мышления
Вариант А Расположите в хронологической последовательности события:
Образование казахского ханства;
Казахско- узбекские войны;
Отечественная война против джунгар;
Создание свода звконов «Жеты жарғы» ;
ханство Абылая;
Ликвидация ханской власти в Каазхстане.
Логическая цепь из фактов:
Изготовление простых орудий труда
Возникновение человеческого стада
Начало занятия земледелием
Овладение огнём
Изобретение лука и стрел
Возникновение родовой общины.
Вариант Б Логическая цепь на соотнесение в правильном порядке терминов и определений:
Интервенция
Экспансия
Кооперация
Экспроприация
Революция
а) политика, направленная на экономические и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, захват чужих территорий
б) Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства нарушение его суверенитета.
в) коренной переворот, резкий скачок, переход из одного качественного состояния в другое
г) принудительное отчуждение, изъятие собственности общественного класса другим
д) добровольное товарищество по совместному ведению хозяйства, организция промысла, мелкого производства, периодической деятельности.
После выполнения задания приводятся примеры данных термиов и определений из изученных курсов Всеобщей и Отечественной истории
Вариант В Соотнести в правильном порядке личности и фрагменты биографий:
Б. Ашекеев
А. Жанбосынов
Ж . Акпаев
А. Иманов
Т. Бокин
А) Один из руководителей восстания в Тургайской области. Повстанцы избрали его ханом, восстановил ханскую структуру власти
В) Один из руководителей восстания в Тургайской области. Повстанцы избрали его сардарбеком. Разработал тактику ведения партизанской войны.
С) Участник национально- освободительного движения. В 1910 был выслан в Тобольск. Расстрелян по приговору колчаковского суда.
Д) Один из руководителей восстания в Семиреченской области. После подавления восстания всю вину за организацию восстания взял на себя. Приговорён к смертной казни через повешение.
Е) Один из руководителей восстания в Семиреченской области. В марте 1918 года избран членом революционного комитета. Участвовал в подавлении антисоветского мятежа в Верном в апреле- мае 1918 года в Верном.(9)
Вариант С Задания на исключение лишнего элемента
Вычеркните лишнее понятие и объясните свой выбор
А) Собирательство, охота, земледелие
(лишнее слово-земледелие как вид производящего хозяйства, охота и собирательство – виды потребляющего хозяйства)
Б) Эссен, Сперанский, Гирс
(лишнее - Гирс, глава Степной комиссии 1865г. Эссен и Сперанский- авторы Уставов 1822-1824 гг)
Г) Касымов, Тленшиев,Тайманов, Датов
(Датов,т.к –предводитель восстания 2 половины 18 века)
Определить лишнее в перечне исторических деятелей:
А) Байтурсынов, Букейханов, Алтынсарин, Сейфуллин
Б) Пономаренко, Брежнев, Шаяхметов, Косыгин
В) Буддаси, Рыскулов, Тынышпаев,Голдгор
Г) Луганский, Бигельдинов, Тохтаров, Беда
Определить последовательность исторических личностей( от большего к меньшему) в порядке продолжительности их правления:
Абылай, Шайбанид Абулхаир, Тимур, Едыге, Узбек, Хакназар, Чингискан.
Использование логических приёмов посредством постановки проблемных вопросов и задач
Провоцирующие вопросы по истории Казахстана
Класс Содержание вопроса
7 класс Сравните языческую религию и ислам. В чём сходство и в чём различие?
Вторжение монголов в Казахстан имело положительные или отрицательные последствия? Приведите доказательства.
Можно ли утверждать, что накануне монголо-татарского нашествия на территории Казахстана сложились предпосылки для образования единого государства?
Являлось ли Казахское ханство централизованным государством?
8класс Нуждался ли Казахстан в помощи России в первой четверти XVIII века. Был ли нужен Казахстан России?
Объясните, какие завоеватели были более беспощаднее: монголо-татары или джунгары?
Можно ли обвинить Россию в геноциде казахского народа?
Можно ли было жить в дружбе с Россией без принятия российского подданства?
9 класс Можно ли оправдать насилие по отношению к крестьянству? Аргументируйте свою точку зрения.
Дайте определение: Тоталитаризм-это…?
Целина – благо или вред для Казахстана? Ваша позиция.

Логическое задание.
« С каким из восстаний XIX века: под руководством Исатая Тайманова или под руководством Кенесары Касымова можно сравнить восстание под руководством Есета Котибарова?
Отвечая на вопрос учащиеся должны:
1)Подтвердить свой ответ тремя или более аргументами, среди которых:
А) Общность целей двух аналогичных восстаний;
Б) сходство в составе участников;
В) сходство причин, вызвавших их выступления;
Г) аналогия в развитии событий и их результатах;
Д) сходство в причинах поражения восстания;
Е) сходство в поледствиях.
2) Используя заложенный в задании прием сравнения по возможности составить сравнительно- сопоставительную таблицу