Выступление на конференции Развитие познавательной активности детей ОВЗ посредством применения ЦОР


Р.Г.Веселова,
директор, учитель начальных классов МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья –  одна из актуальных  проблем  современного российского  общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех  необходимых условий, которые позволят данной  категории  детей  включиться  в  полноценный  процесс  образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
 Я работаю с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, которая обучается по коррекционной программе VIIIвида индивидуально на дому. Есть как плюсы индивидуального обучения, так и минусы. Индивидуальное обучение на дому исключает использованиегрупповую работы, ребенок не имеет возможности выслушать мнения своих товарищей, проанализировать разные версии решения той или иной проблемы.
Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — это воспитание познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ я принимаю  следующие:
формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
развитие памяти и внимания;
формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).
            Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивировке обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития ребенка.
Активизация познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую  информационно-коммуникативные технологии. Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Применение ЦОР оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании цифровых образовательных ресурсов, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.
Использование современных ЦОР на уроках мне позволяет:сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
раскрепостить при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты ответов, корректно и без эмоций реагирует на ошибки.
Информационные технологии на уроках я использую в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.   Из опыта работы заметила, что ребенок проявляет больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, с огромным желанием включается в работу.
Благодаря использованию ЦОР на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений, послушать музыку и речь
Уроки с применением ЦОР вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
Для закрепления материала по предметам есть возможность использовать различные тренажеры. Использование на уроке компьютера дает возможность выполнения большего объема заданий на уроке ( за счет компенсации письма на уроке, так как ребенок с ДЦП не имеет возможности быстрого письма, а упражнение будет законченным)
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учителю значительно сократить время на изложение материала, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока. Введение информационных технологий направлено на решение таких  задач, как: максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии. Много готового материала можно использовать с сайта «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/load/275Уроки, проводимые с использованием цифровых образовательных ресурсов в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы и методы обучения.
Список использованных источников
Чвирова В. Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 936-939.
Рубинштейн С.Я.Психология умственно отсталого школьника - М.: Просвещение:1986
«Использование мультимедийных учебных презентаций для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках общеобразовательного цикла в школе VIII вида»[Электронный ресурс] Сборник материалов конференции. Режим доступа: http://www.pedsovet.pro/index.php