Интегрированный урок математики и ручного труда Капитану корабля помогает математика


\s
«Капитану корабля помогает… математика»
Цель:   закрепить таблицу умножения на 2 и 3, навыки  письменного сложения и вычитания; корригировать процессы произвольного внимания, переключаемость внимания; способствовать коррекции наглядно-образного мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отрабатывать умение складывать заданную фигуру из геометрических фигур; прививать учащимся умение красивого, эстетичного оформления работы.
 Оборудование:
 - цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея  тряпочки, подкладной картон, клеенка;
- проектор, мультимедийная установка;
- раздаточные листы с образцом кораблика,
- магнитофон, аудиозаписи песен «Капитан, капитан, улыбнитесь!», «Мы пришли сегодня в порт».
Ход урока
Организация начала урока
На уроке наши глаза внимательноСмотрят и все … (видят).Уши внимательно слушаютИ всё …(слышат).Голова хорошо … (думает). Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
Актуализация знаний
Отгадайте загадки:
На море, в реках и озерах       
 Я плаваю, проворный, скорый,
Среди военных кораблей                              
 Известен легкостью своей Катер                                                   Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду.
На всякой глубине
Лишь по пояс мне.
Теплоход
Под водой — железный кит.
Днем и ночью кит не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой.
Д. Подводная лодка. - Как можно назвать одним словом катер, теплоход и подводную лодку?( водный транспорт)
5431790762000- Кто  самый главный на корабле?  (капитан)
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
- Ребята, а знаете ли вы, какими качествами должен обладать капитан?
(Он должен быть умным, собранным, требовательным, уметь доводить дело до конца.)
-Сегодня на уроке каждый из вас будет капитаном своего корабля, и   я вас приглашаю в путешествие по морям, по волнам на своем кораблике, но чего же у нас нет? (кораблика)
Как же мы будем путешествовать по морям, по волнам? (надо сделать свой корабль)
- Верно,  сегодня на уроке    каждый сам себе будет  мастерить свой корабль вот такой.(образец)
- Кто из вас знает, как называются  части корабля? (палуба, мачта, паруса, иллюминатор)
- Из какой геометрической фигуры состоит корпус корабля? (прямоугольник)
- Из какой геометрической фигуры состоит мачта? (прямоугольник)
- Из каких геометрических  фигур   паруса? (2 треугольника)
- Чтобы собрать  все части, необходимые  для строительства корабля, нужно выполнить несколько заданий.
- За каждое выполненное задание вы будете получать  геометрические фигуры. Какие фигуры вам необходимо собрать?
- Когда соберете все необходимые  фигуры,  вы должны склеить из них  свой кораблик.
- Будьте внимательны, чтобы выполнить эту работу, необходимы будут внимательность, аккуратность и старание.
Работа по теме урока
1. На «волне»  записаны  числа
11  6  14  5   18   13   9   4   19 
 - назовите самое большое двузначное число. (19)
- назовите самое маленькое из этих чисел двузначное число. (11)
- назовите числа в порядке возрастания
- назовите нечётные числа
- назвать  числа, которые делятся на 2
За выполненное задание вы получаете вот такие волны. Вы из неё должны вырезать 2 части необходимые для поделки. Но прежде чем мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить ТБ с ножницами.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Заменить сложение умножением
4+4+4+4+4=
3+3+3+12+3=
18+18+18=
23+23+23+23+3=
За это выполненное задание вы получаете прямоугольник. Он нам нужен для изготовления мачты. Вы должны срезать края так, чтобы получилось как на рисунке.
3. Игра «Капитаны»
Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представим, что на море шторм, высокие волны, а корабль качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах потопит его, погибнут люди.
Почему пароход не садится на мель,
А по курсу идет сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитану помогает...Математика.
Справа — ряд карточек с цифрами  2, 10, 9, 5, 7, 4 — это «пристани». Курс каждого парохода зашифрован примером, а место на пристани — номером – на карточках
Вы должны определить курс движения (решить пример), а потом  поставить корабль на   его   пристань.
За выполненное задание получают  прямоугольник необходимый для мачты. Но его нужно правильно по линиям вырезать.
4. Решение задач
Якоря кругом сверкают —
Явно бравый капитан
Яхтой ловко управляет,
Направляя в океан.
-За выполненное задание вы получаете квадрат. Он нам нужен для изготовления парусов.
- Как нужно разрезать квадрат, чтобы получить 2 треугольника?
4146550125730005. Решение цепочки примеров
9:3+2+6=
2*2+4:2=
3*4+6-9=
-За выполненное задание вы получаете полоску бумаги. Вам нужно из неё вырезать круги необходимые для аппликации.
Морская физминутка.
- Вы хорошо отдохнули и за это мы вам даём кусок бумаги, из которой вы вырежете флажок.
Практическая работа
-   Пора приступать за строительство своего корабля.    
Вспомните   технику безопасной работы с клеем.
Пальчиковая гимнастика
Сначала выкладываем геометрические фигуры по порядку
После того, как вы приклеите основные части корабля, можете дополнить его другими геометрическими фигурами. (звучит песня «Капитан, капитан, улыбнитесь!»)
Старайтесь. Не спешите. Поспешишь - людей насмешишь.
Итог урока. Анализ выполненных работ
- Корабли собраны.
Вдруг - обрадован моряк:
Загорается маяк
В самой темноте как раз
Показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет,
И опять зажегся свет:
Здесь, мол, тихо — все суда
Заплывайте вот сюда.
Уборка рабочих мест
- Капитаны привели свои корабли в назначенное место. Дело сделано, и нам тоже осталось до вести дело до конца и привести в порядок свое рабочее место.
Звучит мелодия песни «Мы пришли сегодня в порт».
Вдруг - обрадован моряк:
Загорается маяк
В самой темноте как раз
Показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет,
И опять зажегся свет:
Здесь, мол, тихо — все суда
Заплывайте вот сюда.
Якоря кругом сверкают —
Явно бравый капитан
Яхтой ловко управляет,
Направляя в океан.
Почему пароход не садится на мель,
А по курсу идет сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитану помогает...Математика.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!