Открытый урок по русскому языку на темуИмя прилагательное 5класс

Русский язык
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи: Формировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные.
Развивать у учащихся речь через вопросно-ответную форму, грамотность, логическое мышление, умение делать выводы; расширять словарный запас новыми понятиями.
Воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку, познавательный интерес через создание ситуации успеха.
Развивать коммуникативную компетентность учащихся.
Ход урока.
I Организационный момент.
Нас ждет учебный труд
Нелегкий, кропотливый.
Он пользу принесет,
Коль будете пытливы
Оставьте в стороне
Пассивность и сомненья
За знаниями в путь!
К ученью – с увлечением!
II Фонетическая зарядка.
[З]
за-зо-зу
За-да-ние
Задание
Запиши задание
Запиши задание на доске.
III Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – весёлый
Новый школьный день прошел.
-Какие части речи упоминались в стихотворении?
-Дайте определение частей речи.
-Что называется глаголом?
-Имя существительное, что это за часть речи?
IV Сообщение темы
1.Слово учителя.
В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», «присоединяться». Сегодня на уроке, мы узнаем к чему присоединяются прилагательные.
- Посмотрите на книгу, ручку. Какие они?
Ответы детей: толстая, новая, зеленая, тонкий, полосатый, острый, красивый.
- Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы непонятна, невыразительна. О чем бы мы не говорили: о спорте, труде, учебе – везде нас сопровождают вопросы: какой? какая? какое?
Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки предмета.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие?
Имена прилагательные изменяются по родам, числа, падежам. Зависят от существительных: ставятся в том же падеже, роде, числе, что и существительные, к которым они относятся.
В предложении являются определениями или сказуемыми.
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
-Наша школа какая? (большая, красивая)
-Зимой погода какая? ( холодная, морозная)

IV Закрепление.
1.Учитель читает текст без прилагательных.
- Вам понравился текст?
- Все ли вам понятно? Почему?
Учитель предлагает добавить прилагательные самостоятельно.
Запись текста под диктовку.
Выглянуло приветливое солнышко. Зеленый лес, широкий луг, колхозное поле и тихая речка осветились его лучами.
Найти имена прилагательные. С какими существительными они связаны, на какой вопрос отвечают?
2.На доске три картинки (лиса, еж, медведь).
К доске выходят три ученика, выбирают одну из картинок.
Записать имена прилагательные подходящие по смыслу к каждой картинке, определить род.
Слова: колючий, бурый, рыжая, маленький, хитрая, большой, неуклюжий, косолапый, проворная.
V Физминутка.
3.Дописать окончания прилагательных, определить род, число.(Работа по карточкам)
Музыкальн инструменты, зимн утро, красив цветы, снежн королева, весел мальчик, вкусн торт.
4.Изменить имя прилагательное снежная так, чтобы оно было в м.р., ср.р.ед.ч., мн.ч., подбирая к получившимся словам имена существительные.
День (какой?) снежный.
Утро (какое?) снежное.
Хлопья (какие?) снежные.
5.Закончить пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.
Прямая дорога – самая .
У ленивой лошади всегда повозка .
Речь хороша короткая, а веревка .
(Короткая, тяжелая, длинная).
VI Итог урока.
Оценка деятельности учащихся.
VII Домашнее задание. Выполнить упражнение 171.