Расширение зоны использования информационно-коммуникативных технологий в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Слайд 1
Тема: «Расширение зоны использования информационно-коммуникативных технологий ИКТ в условиях введения ФГОС».
Слайд 2
Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс школы ИКТ технологий.
Задачи:
повышать уровень профессиональной компетентности преподавателей в условиях введения ФГОС;
показать элементы применения ИКТ в образовательном процессе школы;
актуализировать учебно-методическое обеспечение отдельных дисциплин.
Повестка дня:
Вступительное слово: «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе в условиях введения ФГОС» - директор Первухина И.В.
Мастер – классы педагогов школы.
Подведение итогов.
Слайд 3
1. Вступительная часть
Что такое информация?
-Это знания, которые получаем, новые сообщения, новости.
Что мы делаем с информацией? Передаем, храним, обрабатываем. Так вот, процессы получения, хранения, передачи и обработки информации называются информационными процессами.
Слайд 4
А что же такое информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
В своей педагогической работе постоянно приходится учителю работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели – научить детей думать. Меняются средства для решения этой проблемы. Но этого требует от нас наша современная жизнь. Процесс «информатизации» на сегодняшний день рассматривается Министерством образования как одно из стратегических направлений развития образования. Поэтому тема сегодняшнего педсовета выбрана не случайно.

Слайд 5 УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от «18» октября 2013 г.
№ 544н



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
3.1.1. Трудовая функция

Наименование
Общепедагогическая функция. Обучение
Код
A/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6



Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала





Код оригинала
Регистрационный номер
профессионального стандарта




Трудовые действия
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Необходимые умения
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Слайд 6

Когда-то М.А. Горький определил:
«Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика».

Детские годы оказывают огромное влияние на  жизнь каждого человека. От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее.
Никому в голову не придёт готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи своих родных. Но никто, к  сожалению, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или рождения нездорового ребёнка. По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности  близкого человека.
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.
Слайд 7
Как известно, методика и дидактика обучения учащихся с ОВЗ (с недостатками проявления у данной категории учащихся прежде всего в речемыслительной и аналитико-синтетической деятельности в процессе их обучения. Успешным решением этих проблем является создание УМК, состоящий из учебника, рабочей тетради и компьютерных программ, которые можно использовать вариативно в учебном процессе. Все это и составляет алгоритм педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения.

Слайд 8
Компьютер – стал незаменимым помощником в руках дефектолога при создании технологии КРО.
Компьютерные программы позволяют:
Собственной активной деятельностью учащихся решать учебные задачи.
Эффективно развивать и корригировать речемыслительную деятельность учащихся на основе мотивации учебного процесса.
В процессе упражнений на компьютере у учащихся достигается более высокие результаты обучения, включающиеся работу умственных и практических действий в процессе овладения навыками.
Развитие учащихся обеспечивается постепенным переходом от репродуктивной к продуктивной деятельности, от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. От этапа организованного учителем процесса усвоения знаний к этапу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Слайд 9
Компьютер в руках учителя позволяет решать ряд важнейших задач по коррекции и развитию умственно отсталого школьника:
- развивать речемыслительную деятельность;
- формировать когнитивный образ действий и приемов работы на основе коррекции мыслительно-познавательной деятельности;
-закреплять полученные знания и навыки на основе положительной мотивации к учебе.
Необходимо отметить, что работа с компьютером занимает лишь часть учебного времени. Применение компьютеров – это не самоцель, оно должно быть согласовано с задачами данного конкретного занятия. Работу с компьютером можно вести на разных этапах освоения учебного материала: от знакомства с новой темой до закрепления и повторения.
Работу на компьютере должна быть дозирована по времени, с учетом уровня знаний ученика, состояния его здоровья, особенностей мышления, памяти, не должна продолжаться более 15-20 минут в день.
Слайд 10
Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Слайд 11
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Слайд 12
«Золотое правило дидактики – наглядность» (Ян Каменский).
Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы: 1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся. 2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
Слайд 13 3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации. 4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе.
Слайд 14 5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся. 6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.
Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.
Слайд 15 Модель использования ИКТ на уроке: - Демонстрация компьютерной презентации; - Тестирование с выбором ответов; - Использование электронных учебников. Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса. Модель использование ИКТ вне урока: - Поиск информации в Интернете и других источниках; - Фиксация записи об окружающем мире; - Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Слайд 16
 Использование возможностей ИК - технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
Это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.
Слайд 17
Особенности уроков с использованием ИКТ.
Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
Слайд 18
При использовании мультимедийных презентаций необходимо иметь возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Основная задача педагога - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Проведение уроков с применением ИКТ – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
Слайд 19
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;
все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
8.  с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
возросшие требования к педагогу;
неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;
часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;
ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата
коммуникативных навыков, формирует психологическую зависимость от виртуального мира;
Слайд 20
Тем ни менее разумное и грамотное применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Слайд 21
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.

Уровень подготовленности педагогического состава школы к
внедрению информационно-коммуникационных технологий в
образовательный процесс в условиях перехода на ФГОС .
С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) перед современным образованием остро стоит вопрос о необходимости внедрения этих современных средств в структуру обучения и управления образовательным учреждением. Вместе с тем, далеко не всегда ясно представляем себе, насколько продуктивным будет это нововведение (например «сетевой город»). И связано это с несколькими факторами, такими как:
уровень владения педагогом ИКТ;
готовность овладеть навыками работы с ИКТ;
наличие персонального компьютера дома и на рабочем месте; это, на наш взгляд, является определяющим фактором возможности использования ИКТ в образовательном процессе.
Для того, чтобы выявить и оценить влияние этих факторов было проведено анкетирование. Его цель состояла в том, чтобы определить степень готовности педагогического состава, качество работы с ИКТ в образовательном процессе.
В анкетировании приняли участие 28 педагогов школы.
Прежде всего, необходимо было выяснить, а что означает понятие «информатизация обучения» по мнению педагогов.
Информатизация образования комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.
в широком смысле комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией;
в узком внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
По мнению педагогов это:
-использование новых информационных технологий при обучении учащихся с опорой на интернет - 3;
- использование элементов коммуникативных технологий – 2;
-технология;
-расширение информации, применение информационных технологий при обучении;
-применение ИКТ на уроках;
-работа на компьютере;
-использование ИКТ-6;
-использование интернет ресурсов для обучающихся-5;
-компьютерное сопровождение;
-это получение большого количества различной информации;
-обучает работать с компьютером получать знания;
- раба на компьютере?
Сл. 22. На вопрос: Используете ли вы на уроках (мероприятиях) элементы информационных коммуникационных технологий?
Большинство педагогов в своей работе используют мультимедиа проектор и Интернет для подготовки уроков и мероприятий. Затем идут презентации, видеофильмы, использование Интернета на уроке, учебных программ для учащихся и другое.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Сл. 23
Для регулярного использования ИКТ в образовательном процессе учителю необходимо наличие персонального компьютера, как на рабочем месте, так и дома. Мы выяснили, что 100% педагогов имеют компьютер на рабочем месте. При этом 92,9% педагогов имеют возможность работать на компьютере дома. Таким образом, большинство педагогов имеют возможность использования ИКТ при подготовке к урокам (мероприятиям), при проведение уроков (мероприятий) с использованием ИКТ, в школе есть беспроводной интернет, локальная сеть между компьютерами.






Сл. 24. При изучении уровня владения ИКТ все необходимые навыки были разделены на 6 ступеней. Педагогам было предложено самостоятельно оценить свой уровень владения ИКТ.
Этот уровень оценивался по шкале от 0 до 5 баллов.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам опроса 61% педагогов оценили свой уровень пользователя компьютера на 4 балла, т.е. умеют пользоваться Интернетом, владеют пакетом Office, другими программами, умеют пользоваться принтером и сканером.
35,7% опрошенных педагогов нуждаются в помощи в овладения ИКТ.
Тематика обучения различна и зависит от уровня подготовленности учителя, но общие тенденции таковы:
- иногда забывают как пользоваться программами;
- как участвовать в форумах педагогов;
-в установке программ и удаление- 4;
-использование принтера и сканера;
- более углубленное знание ПК, умение создавать программы и презентации с гиперссылками – 2 чел.;
-работа с проектором.

Однако никто не указал потребность в:
- создание видеофильмов, видеоклипов с применением анимации, наложением музыки;
- создание персонального сайта учителя;

Слайд 25
Анализ анкеты для учащихся.

Слайд 26
Материально-техническое обеспечение школы.
Выводы:

1. Педагоги школы в достаточной мере владеют ИКТ технологиями, работают в сети Интернет и используют их в учебно-воспитательном процессе, но некоторые педагоги нуждаются в более глубоком изучении ИКТ технологий.
Рекомендация:
Организовать во время каникул в школе обучающие семинары-практикумы для педагогов по заявленным темам.
 
Просмотр мастер-классов.

Слайд 27
Проект решения педсовета.
Активизировать деятельность учителей по использованию ИКТ на уроках, с целью повышения их эффективности.
Руководителям школьных МО организовать создание методической копилки уроков с применением ИКТ.
Педагогам школы создать банк мультимедийных презентаций, тестовых заданий по предметам.
Рефлексия

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









13 PAGE 14815





13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Я

Узнала что-то новое

Тема семинара актуальна, я многое возьму для работы

Ничего не поняла

Семинар понравился

На семинаре было скучно, зря потратила время



Диаграмма 12Root Entry