Доклад Использование информационно- коммуникативных технологий в воспитательном процессе

Доклад заместителя директора
по воспитательной работе Беловой О.В.
«Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
«Мы вступаем в период, когда культура имеет значение большее, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день».
А. Тоффлер
В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не стала исключением. Во многих школах сегодня успешно решают эту проблему, но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор не существует. То есть каждый идет своим путем. Мы не исключение. И, вполне возможно, наш путь заинтересует и других. Диапазон использования компьютера в воспитательном процессе очень велик: от тестирования школьников и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания. Информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям:
Самосовершенствование личности
Организация досуга
Телекоммуникации
 Приоритетной целью воспитательной работы ГУ «Буденовской » ООШ является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Среди целей деятельности школы , обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ, которые позволяют усилить мотивацию учащихся и вовлечь их в активную деятельность.
Приступив к работе, мы задались вопросом: как же оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционную воспитательную работу, придав ей зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом ее годами выверенную логическую структуру, основанную на богатейшем опыте?
Нужно заметить, что речь не идет о принципиальном изменении организационных форм и методов воспитания; использование возможностей мультимедийной системы, имеющейся в школе, не посягает на традиционные формы воспитания. Общение учителя и ученика не подменяется техническим устройством, оно все также опосредуется многообразными видами взаимодействия, дополняемыми возможностями компьютера. Мало того, поскольку наполнение мультимедийной системы становится общим делом вообще всего школьного коллектива, такое общение приобретает значительно более глубокий смысл.
Поначалу нас останавливала мысль: "Что может сделать для организации воспитательной работы всего лишь один компьютерный класс (5 машин), в котором проводятся уроки информатики?" Кроме того в коллективе появились энтузиасты, готовые использовать компьютер на своих уроках (физики, математики, истории, биологии и т.д.).
Но мы исповедуем принцип: "Захочешь - найдешь тысячу причин, захочешь - найдешь тысячу возможностей!"
Однако эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – ученик». Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Для того, чтобы включить новые возможности современности в хорошо усвоенные нами схемы, обратимся к уже известным понятиям, от которых мы отталкиваемся. В первую очередь – это цели воспитательной работы. Мы, как и многие учебные заведения, определяем её через виртуальное понятие «модель идеального выпускника»:
наш выпускник может обладать следующими качествами:
активная жизненная позиция;
созидательная ценностная направленность;
стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
умение эффективно взаимодействовать с людьми;
творческое отношение к действительности.
Но наши представления о процессе воспитания не ограничиваются этой моделью. Необходимо обозначить и тот процесс, который лежит в основе формирования названных качеств. В отличие от индивидуального подхода мы стараемся реализовывать процесс индивидуализации: обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
Нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).
И первое, что лежит на поверхности, когда мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность учащихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. И не важно, насколько владеют компьютерными технологиями взрослые, нужно знать только их возможности. Остальное сделают сами дети.
Итак, первый ресурс, который можно использовать в новом образовательном пространстве – интерес нового поколения к компьютерным технологиям.
Второй ресурс, который менее очевиден, но по важности не уступает первому – повышение компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность преобразовать своё отношение к прошлому, настоящему, будущему. В новых условиях ученики могут сотрудничать со взрослыми на равных, и даже выступать по отношению к ним учителями, что тоже является по-своему уникальной образовательной ситуацией. Далее рассмотрим те возможности, которые дают нам компьютерные технологии .
схема 1.
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.

Таким образом информационная модель нашей школы базируется на двух системах:
1 система-информационная модель управления школой и процессами её развития.
2 система информационная модель организации воспитательного процесса.
Управление школой состоит из трех этапов:
Сбор информации,
её обработка,
принятие решений и управляющее воздействие.
Существуют определенные требования к информации:
-своевременнность,
-достаточность,
-доступность,
-актуальность,
-точность и достоверность.
Для того, чтобы информация соответствовала всем вышеперечисленным требованиям возникла необходимость использования современных технологий обработки информации. Поскольку работа зам.директора по ВР связана с анализом деятельности образовательного учреждения и ведения мониторинга результатов деятельности педагогов и учащихся , то решения вычислительных задач не избежать. Периодически , в конце каждой четверти, полугодия, года подводятся итоги по посещаемости кружков, секций, уроков участию в коллективных делах , результаты работы по методическим объединениям.
Для реализации этих задач в табличном редакторе MS Excel были разработаны шаблоны, помогающие выполнять большую часть вычислений. Рассмотрим наиболее интересные из них.
ТАБЛИЦЫ:
«Уровень воспитанности»,
«Уровень удовлетворенности школьной жизнью»,
У зам.дир. по ВР ,ровно как и у директора ,
создана база данных о классных руководителях, руководителях объединений по интересам , включающая :
-общие сведения (Ф,И,О, дата рождения)
-образование (какое ,оконченное ОУ ,год окончания , специальность по диплому, квалификация)
- сведения по аттестации (год аттестации ,категория , предложения)
-тема самообразования.
-награды.
Таблицы:
-Формы воспитательного взаимодействия, применяемыми классными руководителями.
-Участие класса в жизни школы.
-Охват учащихся кружковой работой. И.т.д.
Использование средств ИКТ в организации ,планировании и анализе воспитательного процесса позволяет достичь многих преимуществ:
-экономии материальных и человеческих ресурсов.
-сокращение объема рутиной работы.
-снижение вычислительных ошибок и как следствие , получение достоверной информации.
-оперативное принятие управленческих решений.
Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
Психолог же направляет весь потенциал ИКТ вначале на изучение личности ребёнка, применяя для этого различные анкеты, тесты, а затем – на коррекционную работу.
Организация каникулярной занятости учащихся сегодня в нашей школе просто невозможна без  ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря и ведением персонального учёта занятости детей в каникулы. Новой традицией школы стала подготовка по итогам смены электронного творческого отчёта (наряду с традиционным письменным). А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, позволяет разнообразить развлекательные и познавательные мероприятия .Возможности компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.
(СЛАЙД ЛЕТНИЙ1 ЛАГЕРЬ).
Методическая деятельность
 Особое место в работе администрации по информатизации воспитательного процесса занимает методическое направление.  Его цель – повысить интерес педагогического и ученического коллектива к освоению компьютерных технологий, стимулировать повышение педагогического мастерства в этом направлении.
Среди основных форм методической работы в школе следует отметить такие:
 
·         Методические и педагогические советы
     
·
·         Конференции

·         Семинары

·         Конкурсы
Задачи всех этих форм и методов – обучение, обмен опытом и внедрение в практику работы новых технологий.
Особое внимание хочется уделить важности работы по созданию персональных сайтов учителей.
ИКТ в воспитательной работе 
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий). Школа превратилась из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ.
Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий классный руководитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Интернт-ресурсы, где он с легкостью может посетить виртуальные экскурсии в любые музеи страны. Сегодня наш классный руководитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Использование готовых дисков:
-компьютерные игры по профилактике наркомании;
-видеофильмы по формированию ЗОЖ;
-виртуальные экскурсии
Создание собственных мультимедийных продуктов.
- сопровождение презентациями школьных мероприятий ;
воспитательные мероприятия, тематические классные часы;
- создание фильмов на актуальные школьные темы.
Вторым важным элементом использования ИКТ в работе классного руководителя и зам. дир. по ВР это организация взаимодействия с семьей. На первом месте в этой работе кл.руководители безусловно, ставят использование компьютеров и компьютерных сетей.
Не мало важным направлением в системе работы с семьёй является - информирование родителей.
В этом помогает создание информационной базы различных документов о деятельности школы. Эти документы представлены не только в электронном виде , но и в бумажном (традиционном) варианте.
В школе создаются объединения детей и педагогов, для которых ИКТ – не просто технология, а целый мир, открывающий огромные перспективы развития. Возможностью проявить свои способности стало участие детей в дистанционных олимпиадах, конкурсах.
Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Все чаще при проведении собраний используется мультимедийная техника. Родители отмечают, что в этом они видят проявление уважения к себе со стороны школьной администрации и им интересно слушать не только цифры результативности работы школы или перечисление фактов, но и видеть видеофрагменты и фотографии различных мероприятий с участием детей. Эта наглядность дает им чувство, что школа – это живой организм.
Основные направления работы с ИКТ:

·                   Работа со звуком запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий.

·                   Работа с видео запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж.

·                   Работа с графической информацией сканирование, обработка, создание собственных графических проектов.

·                   Работа с учениками по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий (демонстрация).

·                   Интерактивная операция «Вредные привычки» (борьба с курением, прогулами и т.д.) (демонстрация).

·                   Создание мультимедийных учебных продуктов.    

·                   Самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры
Критерии эффективности использования компьютера в работе руководителя.
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);
наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного музея "История школы".
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Кроме того, данная технология учитывает психолого-педагогические особенности детей, сохраняет их здоровье.



















Литература.
1.«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
2.Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.Князева Е.В. Применение информационных технологий в школе .– М., 2009.- №4(34)
5.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
7.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.





ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Интеренет-ресурсы
Электронные справочники и энциклопедии
Базы данных
Фонотеки
Видеотеки

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Сайты;
Презентации;
Издательская деятельность;
Гимназические газеты;
Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.
Моделирование ситуаций;
Игровые программы (викторины).


Фотоальбомы в электронном виде;
Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;
Видеоархив;
Сайт;
Электронный музей и т.п.


Создание базы данных на учащихся
Анализ успеваемости
Учёт посещаемости;
Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);
Обработка анкет
Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-, видео- и фото- материалов и т.п.



ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Гостевая книга;
Электронная почта;
Телемосты и телеконференции;
Форумы и др.


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
возможности использования