Конспект урока литературного чтения по теме А. А. Ахматова Мужество


Конспект урока литературного чтения во 4 классе
Тема: Анна Андреева Ахматова «Мужество»
Педагогическая цель: познакомить детей с произведением Анны Ахматовой «Мужество»; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; развивать умение осмысливать лирическое произведение, определять средства художественной выразительности, используемые автором, выразительно читать стихотворение; вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, мужественность.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; передают свои переживания: определяют средства художественной выразительности.
Личностные :эстетически относятся к собственным переживаниям, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предложение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование:
1.Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац
2.Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»
3. презентация

Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и мы начинаем урок литературного чтения.
- Давайте повернёмся к своему соседу по парте, улыбнёмся, возьмёмся за руки и зарядим друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. У нас всё получится.
2. Постановка учебной задачи.
Тема нашего урока записана на доске «Анна Андреевна Ахматова стихотворение «Мужество»
Зная тему урока. Пользуясь опорными словами , поставьте цели урока.
Познакомиться…(со сведениями из биографии А.А.Ахматовой)
Прочитать…(стихотворение «Мужество»)
Проанализировать…(это произведение)
Учиться….(выразительно читать новое произведение)
3. Актуализация знаний учащихся.
-Произведение называется «Мужество»
-А что означает слово «Мужество»? ( ответы детей)
-Обратимся к словарю русского языка Ожегова и узнаем значение слова. «Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности, в беде; душевная стойкость и смелость»
На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев. Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить- в годы войны.
-Внимание на экран.
(Видео .Слушаем 1 куплет и припев «священная война».)
- О какой войне идёт речь? (народная, священная - это ВОВ). Как вы понимаете эти слова?
(на защиту Родины встал весь народ, защита Родины священный долг каждого гражданина, Отечественная – защита Отечества)
-Открываем учебник на стр. 94 и прочитаем текст «Прошла по земле война»
-Какой город оказался в блокаде? (Ленинград)
-А что такое блокад? Давайте обратимся к орфографическому словарю.
(Блокада-окружение войск противника с целью уничтожения, изоляция враждебного государства. Города с целью прекращения отношений с внешним миром.)
-Предлагаю представить себе историю блокадного Ленинграда в числах. Попробуйте догадаться, что обозначает та или иная цифра.
        872 дня
        125 г.
        1 200 000 человек
Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944
У немцев был простой приказ относительно города: стереть с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены.
 Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
4. Формирование новых знаний.
1)Знакомство со сведениями из биографии А.А.Ахматовой
-Посмотрите на портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, блокада застала её в родном Ленинграде.
- Прочитайте, пожалуйста, статью об Анне Ахматовой, обращая внимание на  военные годы её жизни. (стр. 94-95)
-Что вы узнали о жизни Анны Ахматовой?
(Ответы детей)
-В те дни, когда ленинградцы переживали тяжёлые годы блокады, Анна Ахматова как и все жители Ленинграда вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывали баррикады и памятники на площадях, выступала на радио с обращениями к ленинградцам, хотя это было опасно, таких людей немцы брали на заметку.
(презентация)
 - Отрывок из текста её выступления прочитает Замотина Ксения.
«Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город, может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом… Я, как и все вы сейчас, живу одной неколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским… Мы, ленинградцы, переживаем тяжёлые дни, но мы знаем, что вместе с нами – вся наша земля, все её люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь. Мы благодарны им, и мы обещаем, что будем всё время стойки и мужественны…» 
(во время чтения этих строк на экране показываются кадры блокадного Ленинграда и звучит музыка).
2)Знакомство со стихотворением «Мужество»Чтение произведения учителем.
-А сейчас я прочту стихотворения А.Ахматовой «Мужество», написанное в 1942 году в окружённом фашистами Ленинграде.
3)Проверка первичного понимания.
-  Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- Почему стихотворение названо «Мужество»?
4) Повторное чтение стихотворения учащимися
-Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мужество», обратите внимание на выделенные слова, поразмышляйте над ними.
5)Анализ произведения.
-Прочитайте, пожалуйста, первые две строчки стихотворения.
 
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
-Какой символ упоминается в этих строчках?( Весы )
– Имеются в виду весы древнегреческой богини правосудия Фемиды. Весы – древний символ меры и справедливости.
-А что же лежит на весах, о которых пишет Анна Ахматова, как вы думаете?
(ответы детей)
- Судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война.
-Почему Анна это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?
-Как Анна Ахматова описывает мужество наших людей? Зачитайте.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова…
- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм? (зачитать).
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
- Что подразумевают слова «русская речь»? (ответы детей)
-Конечно, это образ нашей Родины – России. Нельзя сдаваться и утерять русскую речь, культуру. Ведь в русской речи раскрывается душа народа. Нельзя забывать, что мы – русские, а для этого надо оставаться свободными.
6)Выделение рифмы в стихотворении.
-Скажите, а чем стихотворение отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)
-Прочитайте рифмующиеся слова.
- В последней строке стихотворения только одно слово. Оно не имеет рифмы и после него стоит восклицательный знак .
- Как вы думаете, какой смысл вложила в это Ахматова? (Это слово подводит итог произнесенной клятвы )
7)Работа над средствами художественной выразительности.
-Ребята, сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении.
-Давайте их вспомним (сравнение, олицетворение, эпитет)
Сравнение, когда предмет с чем- то сравнивается.
Олицетворение, когда неживые предметы изображаются как живые.
Эпитет-это прилагательное, которое характеризует существительное.
- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове?
(Великое, свободное, чистое)
8) Работа над партитурой текста
Наступило время подготовки к выразительному чтению стихотворения «Мужество»
-А что значит, выразительно читать стихотворение? (соблюдать паузы. Выделять логическое ударение. Передавать чувства автора и свои.
Читать стихотворение в два раза медленнее, чем говорим.)
Работа над раставлением пауз и постановкой логического ударения
в тексте.
(Работа в парах )
- Проверка. Соотнесение с экраном.
9).Выразительное чтение стихотворения .
5. Творческая работа.
Составление синквейна. (работа в группе)
- Можно ли назвать ленинградцев патриотами своей Родины? Почему? (ответы)
- Да, эти люди – патриоты. В тяжелейших условиях город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. . Даже во время налётов немецкой авиации рабочие не покидали рабочих мест, рискуя своей жизнью. Да, безусловно, жители Ленинграда – патриоты!
- Предлагаю подвести итог нашего урока и, работая в группах составить синквейн о защитниках Ленинграда.
Первое слово дано  - ленинградцы
- 2 прилагательных, характеризующих жителей Ленинграда.
- 3 глагола, характеризующие действия ленинградцев:
Смысловое предложение. 
Синоним, как мы можем назвать жителей Ленинграда?
(выступление групп)
6. Домашнее задание.
На выбор:
Подготовит выразительное чтение и поработать в рабочей тетради стр. 23
Или выучить стихотворение наизусть.
7.Итог урока
С каким произведением познакомились на уроке? Что интересного узнали об авторе?
- Что произвело на вас наибольшее впечатление?
- Как вы думаете, а в обычной жизни человек может проявлять мужество?
8.Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите предложения.
Я познакомился…
Я научился…