Опыт работы Повышение мотивации на уроках математики путем создания ситуации успеха


Повышение мотивации на уроках математики путем
создания ситуации успеха.
Ситуация успеха - это целенаправленное ,организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности , так и коллектива в целом. Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью ,чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности ,развить самостоятельность , инициативу, творческий потенциал. Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашел себя в учебе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален ,у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача воспитывать у ребенка потребность в достижениях , которая связана с наличием у него адекватной самооценки ,упорства ,воли, терпения ,настойчивости и трудолюбия . Ведущая идея концепции : любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат.
Создание ситуации успеха на уроках математики – это метод учебной деятельности , который эффективно повышает активность ,интерес ,побуждает к более глубокому изучению предмета.
Организация уроков, творческих работ учащихся достигается сочетанием индивидуальной парной, групповой работы обучающихся.
В моей работе большое и важное место занимает опробование новых методических приемов преподавания математики. Я стараюсь проводить нестандартные уроки в форме игр, конкурсов. Вот и итоговую контрольную работу в 6 классе провожу в форме ЕГЭ. Такая же итоговая контрольная работа проводится и в дальнейшем: в 7 и 8 классах. Это поможет учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах. В варианты включаю задания разного уровня. На выполнение работы дается 2 урока. Вариант состоит из 2 частей. 1 часть содержит задания с выбором ответа, а также задания с кратким ответом. 2 часть- это задания с развернутым ответом. Для записи ответов части 1 и части 2 выдаются специальные бланки, такие же какие используются на ОГЭ или ЕГЭ. Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Задания должны быть разработаны так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Обстановка должна вызывать положительные эмоции.  На мой взгляд, урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
Хочу привести несколько методов ,которые можно применить на уроках.
 1.Даю на дом задачу и говорю, что у меня не получается. Если же и у вас не получается – прошу обращаться за помощью к любому, но главное – обязательно попытаться решить задачу. Естественно задача вполне решается, и на следующем уроке у всех радостные лица: масса вариантов решений, много логических подходов.
2.В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение. Я начала с того, что многократно показывала детям то, что учитель – обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске, и ученики прилежно списывают. Допускаю умышленную ошибку.
Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.
Конечно, ученики постепенно начинают разгадывать хитрость, но игра уже захватывает их самих. В результате математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуется и ум, и смекалка, и смелость, следовательно, - систематичность в подготовке к урокам математики.
3.Каждый учитель знает, что использование на уроках элементов истории математики повышает интерес учащихся ,имеет большое мировоззренческое и общекультурное значение, может оказать воспитывающее влияние . Исторические сведения побуждают каждый раз обосновывать введение того или иного понятия , рассказывая ,какие задачи практики привели к его открытию и как оно впервые использовалось. Например, при изучении арифметической прогрессии можно рассказать о том, что впервые теоретические сведения, связанные с прогрессиями , встречаются в документах Древней Греции. Уже в V веке до н.э. греки знали следующую прогрессию: 1+3+5+7+….Можно сообщить учащимся, что в те времена еще не существовало привычной нам записи чисел и потому греки записывали цифры с помощью букв своего алфавита, что было неудобно прежде всего для оперирования числами, т.е. сложения , умножения и т.д. Поэтому вполне естественной была мысль изображать числа точками. Изображая каждое слагаемое суммы в углах клеточек в тетради, учащиеся сами выведут формулу: 1+3+5+7+…+(2к-1)=к2,где к – натуральное число.
4.Еще один метод создания ситуации успеха на уроке - это создание проблемной ситуации при помощи эксперимента.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам,
выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
В своей работе учитель может и должен использовать разнообразные методы мотивации. Выделяют четыре группы методов мотивации:
· эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания);
· познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, "мозговая атака");· волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция);
· социальные (развитие желания быть полезным Отечеству, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, побуждение подражать сильной личности).
Очень важно к каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учащихся выслушивает до конца, уделяя необходимое внимание и время отстающим учащимся. Употреблять слова "давайте" (решим, повторим, разберёмся и т.д.), "мы" (выясним, получим ответ и т.п.). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Особые, ключевые слова учителя: "очень приятно", "умница", "будь добр", "я вас слушаю". Называя учащихся по именам, учитель чаще всего употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: Юленька, Наташенька. Результатом моего поиска среди разнообразных методов и форм работы стало использование проблемно-поисковой (исследовательской) образовательной технологии. Для этого строю процесс обучения, организацию и методику урока на деятельностном подходе, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую работу по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Считаю, что главная ценность деятельностного и проблемного обучения состоит в том, что осуществляется личностный подход к обучению учащихся с целью усиления мотивации на выявление проблемы и определение путей её решения. Ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивается критическое и творческое мышление, зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов, что в конечном итоге способствует формированию компетенции по решению проблемы. Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленные на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. И в завершении цитирую слова Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, а научившись творить, он сумеет самостоятельно приложить эти сведения».