Рабочая программа по ОБЖ 8 класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью


Пояснительная записка.
Актуальность
Сегодня каждый человек в быту, на улице, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать и правильно действовать в случае их возникновения. Предмет ОБЖ направлен на формирование у обучающихся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизни и здоровья в различных ситуациях.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы особенно нуждаются в обучении данному курсу, так как основной целью коррекционного обучения является социализация воспитанников. Состав учащихся неоднороден по особенностям развития, объему представлений об окружающем мире и степени сформированности знаний, умений, навыков. В связи, с чем возникла необходимость разработки программы по данному курсу, которая соответствовала бы возможностям и потребностям обучающихся.
В ходе работы по изменению программного материала были учтены вышеуказанные особенности, и учебные часы разделов перераспределены в соответствии с потребностями учащихся.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков, элементарных представлений о здоровом образе жизни и осознания личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение простейших навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных и бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся.
Задачи:
Познакомить с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.
Познакомить с комплексами кинезиотерапевтических процедур в процессе игровых упражнений.
Познакомить с безопасным поведением дома, на улице, в природе.
Познакомить с основными правилами дорожного движения.
Познакомить с алгоритмом принятия пищи сервировки стола, приготовление простейших кулинарных блюд и использованием пиктограмм.
(Задачи поставлены в соответствии с особенностями обучающихся).
Инструментарий:
рабочая программа
диагностическая карта наблюдений
рабочие тетради
дидактические игры
наглядные пособия
развивающие игры
демонстрационный материал
тематические словари в картинках
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), экскурсии.
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные
При реализации данной программы используется одна формы контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:
Умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица;
Способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
Интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движения, физические потребности), представления о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаков здоровья человека;
Представления о процессах и алгоритме выполнения КГН;
Умение элементарно описывать свое самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае недомогания;
Желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с сохранением здоровья.
Рабочая программа по учебному предмету «Здоровье и основы безопасности и жизнедеятельности» для 8 класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.:ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
2.Учебного плана ГБС (К) ОУ школа № 487 на 2014-15 учебный год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
В программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 2 часа в неделю, по учебному плану ГБС(К)ОУ школы № 487 – 2 часа в неделю.
Учебные часы распределены фактически равномерно, т. к. все темы важны для обучающихся: безопасность в доме и на улице, уход за жилищем, формирование культурно-гигиенических навыков.
Такое перераспределение часов обусловлено отсутствием у детей данного класса умением безопасно пребывать в доме и на улице, неумением ухаживать за жилищем, несформированностью культурно – гигиенических навыков. Исходя из особенностей развития учащихся и их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках по предмету ОБЖ воспитывает у них состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-тематический план по Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности 8 «г» класс.
№ Тема Кол-во часов
1 Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни 11
2 Уход за жильем 26
3 Питание 7
4 Безопасность в доме, на улице, в природе 22
Итого 66 часов
Содержание тем учебного курса.
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Правила личной гигиены в течение дня
Предметы и средства личной гигиены
Гигиена рук в течение дня
Уход за руками
Гигиена зрения
Значение зрения в жизни и деятельности человекаПравила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телевизора
Вода и ее свойства
Роль воды в жизни человека, растений и животных
Уход за жилищем
Название и назначение предметов посуды
Виды посуды
Уход за посудой и ее хранение
Вода для мытья посуды
Моющие средства и их назначения
Средства и приспособления для мытья посуды
Порядок очередности мытья посуды
Практические действия: мытье посуды
Питание
Режим питания
Что едят на завтрак, обед, ужин
Ролевая игра, ситуативные диалоги: составление меню к приходу гостей
Правила приема пищи
Правила хранения продуктов
Места хранения продуктов
Витамины
Продукты питания, содержащие витамины
Правила обработки фруктов и овощей
Безопасность в доме, на улице, в природе
Один дома
Опасные предметы
Средства и предметы для ухода за одеждой
Алгоритм стирки мелкого белья
Незнакомые люди
Правила безопасности при работе с электроприборами
Алгоритм пользования утюгом
Правила пожарной безопасности при работе с утюгом
Ролевая игра, ситуативные диалоги: я пешеход
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В период обучения учащиеся будут иметь представление:
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни
О правилах личной гигиены
О названии и назначении предметов и средств личной гигиены
О периодичности и правилах мытья рук в течение дня
О санитарно-гигиенических требованиях к предметам личной гигиены
О правилах ухода за глазами
О правилах бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телевизора
О процедурах направленных на профилактику нарушений общей моторики
О значении воды для жизни человека, растений, животных
О свойствах воды
Уход за жилищем
О названиях и назначении предметов посуды
О видах посуды по назначению: столовая, чайная, кухонная
О правилах мытья посуды и столовых приборов
О правилах безопасной работы с моющими и чистящими средствами
О средствах и приспособлениях используемых для мытья посуды
О последовательности мытья посуды
Питание
О соблюдении режима питания
О порядке приема пищи
О правилах приема пищи
О правилах хранения продуктов
О витаминах
О продуктах питания, в которых содержатся витамины
О правилах обработки фруктов и овощей
Безопасность в доме, на улице, в природе
О способах поведения в различных ситуациях
О выборе средств и предметов для ухода за одеждой
О соблюдении правил безопасности во время пользования средствами для стирки
О правилах поведения с незнакомыми людьми
О правилах безопасности при работе с электроприборами
О правилах безопасного включения и выключения электроприборов
О правилах обращения с утюгом
О правилах пожарной безопасности при работе с утюгом
О правилах безопасности при переходе дороги
Учащиеся овладевают умениями:
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни:
Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению
Ухаживать за руками
Выполнять кинезиотерапевтические процедуры, направленные на сохранение здоровья, по подражанию
Оценивать поступки литературных героев, связанные со здоровым образом жизни
Выполнять гимнастику для рук, стоп, глаз
Соблюдать правила бережного отношения к зрению
Уход за жилищем
Называть и различать предметы посуды
Различать виды посуды
Осуществлять уход и хранение посуды
Выбирать моющее и чистящее средства для мытья посуды
Выбирать приспособления для мытья посуды
Мыть посуду самостоятельно
Выполнять необходимые действия по устной инструкции
Использовать вербальные и невербальные средства общения для обозначения предмета и действия с ними
Питание
Соблюдать режим питания
Соблюдать правила приема пищи: не торопиться во время еды, тщательно пережевывать пищу, есть, сидя за столом, не есть очень горячую и очень холодную пищу
Красиво и аккуратно принимать пищу
Соблюдать правила хранения молочных продуктов и хлеба
Узнавать и называть продукты содержащие витамины
Выполнять первичную обработку фруктов и овощей: сортировать, мыть, чистить, промывать
Безопасность в доме, на улице, в природе
Вести себя в различных жизненных ситуациях: когда остаются дома одни, какие предметы нельзя брать, как общаться с незнакомыми людьми
Выбирать средства и предметы ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральный порошок, утюг)
Стирать мелкие вещи
Избегать опасные ситуации на улице, во время поездок на природу
Включать и выключать различные электроприборы(с помощью педагога)
Пользоваться электроприборами (с помощью педагога)
Гладить мелкие вещи
Переходить через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте
Учебно-методическое обеспечение
(Основная и методическая литература)
Основная:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ; Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой СПб2011г
Дополнительная:
Путешествие в мир окружающих предметов /Ю.Н.Кислякова/ Москва 2008г.
Наша жизнь /С.В.Кудрина/ «КАРО», 2009 гОглянись вокруг /С.В.Кудрина/ «КАРО» 2009 г.
Как мы живем /С.В.Кудрина/ «КАРО»2009 г.