Урок на тему: Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.


Урок географии в 6 классе.
Тема: Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Цель: сформировать представление о гидросфере, Мировом круговороте воды в природе, его значении для жизни на Земле; о единстве вод Мирового океана; ввести понятия: «Мировой океан», «залив», «пролив», море», «архипелаг»; формировать умение работать с физической картой полушарий, обозначать на контурной карте географические объекты.
Оборудование: физическая карта России и полушарий, схемы учебника. карта океанов, атлас, контурные карты.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Анализ контрольного тестирования по теме «Литосфера».
3 Изучение нового материала.
1). - Ребята, перед вами слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом к нашему уроку.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни.
Ты – сама жизнь»
Антуан де Сент-Экзюпери
- О какой земной оболочке говорится в этих строчках?
- Как вы понимаете эти строки?
Записать число и тему урока «Вода на Земле. Круговорот воды в природе».
Гидросфера – водная оболочка Земли.
— Ребята, как вы думаете, о чем вам предстоит узнать сегодня на уроке, о чем вспомнить и чему научиться?
Учащиеся делают предположения, формулируют цели, высказывают вслух.
- Итак, сегодня на уроке мы вспомним о роли воды в жизни Земли, о гидросфере и круговороте воды в природе, а так же узнаем о соотношении воды и суши на нашей планете, о составе гидросферы и о явлениях обеспечивающих связь гидросферы с другими оболочками Земли. Ознакомимся с частями Мирового океана и свойствами его вод.
- Вода - самое удивительное вещество на Земле. Удивительное, потому что оно создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна, не зря ещё древние люди говорили: « Вода – это жизнь».
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал.
- Посмотрите на глобус, какого цвета больше всего на нашей планете?
- Что изображается этим цветом?
-Где встречается вода на Земле?
- Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?
-Какое значение имеет вода?
-Знаете ли вы, что тело человека на 2/3 тоже состоит из воды? (при весе 60 кг
- вес воды 40 кг, при весе 35 кг - около 24 кг)
2) Задание 1.
Работа с рисунком 47, с.70 «Объем воды на Земле»
Если земную поверхность разделить на десять земных частей, то семь из них придется на соленую воду (96%).
- Воды в ледниках заключено около 2, 5%. Не надо их путать с льдом, который образуется при замерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где выпадает снега больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется и превращается в лед. Ледниками покрыта 1/10 часть суши.
- Пресные подземные воды тоже составляют около 2% всей воды на Земле. Они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть как солеными, так и пресными, холодными или теплыми и горячими.
- На воды суши приходится 0,02% воды. Эту воду человечество использует для своих нужд, в промышленности, с/х, в быту).3) - Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?
-Какие изменения происходят с ней - вы узнаете, внимательно прослушав
следующие строки:
Работа со стихотворением
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница -
Чудо - ВОДА!
-О каких изменениях воды узнали?
-Почему вода может изменять свое состояние?
-Гидросфера включает в себя всю воду, независимо от ее состояния.
Мировой круговорот воды в природе.
4) Задание 2. Работа с учебником. стр. 73 рисунок 48 « Схема Мирового круговорота воды».
Рассмотрите данную схему  расскажите о «путешествии» капельки воды в большом круговороте.
5) Задание 3. Работа со схемой «Состав гидросферы»:
1.Мировой океан.
2.Воды суши.
3.Вода в атмосфере.
6) Задание 4. Части Мирового океана.
Практическая работа
- Обозначение на карте заливов, проливов, морей и островов.
7) Задание 5. Составить схему «Свойства океанической воды».
4. Закрепление.
Вопросы:
1.В каких трех состояниях находится вода?
2.При каких условиях вода может перейти с твердого состояния в жидкое?
3. Как вода может превратиться в водяной пар?
4.Какое значение для жизни на планете имеет то, что вода может переходить в газообразное состояние и наоборот? Как называется это явление в природе?
5. Перечислите воды суши.
6. Определите понятие «гидросфера».
Большая часть суши занята водой, но соленой воды намного больше, чем пресной – 2%. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем, воды в наших реках, озерах, не убывает год от года.  Кто же сделал наши водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Благодаря Солнцу, вода не пригодная для питья в результате круговорота  превращается в пресную. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу,  атмосферу, литосферу и биосферу.
Помните!
1.Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете 100 л . воды.
2.Наполнив ванну на 1\2 ,вы используете 150л воды.
3.Разовый смыв в туалете , уносит в канализацию 8-10л.
4.Из оставленного открытым крана, выливается за час около 1000л воды.
Задумайтесь!
5 Оценивание знаний учащихся.
6. Д\з7. Рефлексия
Продолжи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
8. Итог урока.