Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Дурмин района имени Лазо Хабаровского края


РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Руководитель ШМО
_____________ С.Н.Курганова
Протокол № ___
«___» ______________ 2015 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Т.М.Сергеева
«___»________________ 2015 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ Н.А.Колесник
«___» _____________ 2015 года





Рабочая программа по предмету

«русский язык»
для 9 класса



2015 – 2016 учебный год

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа
Учебник Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Разумовская М.М. 2013 г.


Учитель русского языка и литературы Курганова Светлана Николаевна, педстаж 15 лет.


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе  Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ по русскому языку 5-9 классы,  (автор–составитель М. М. Разумовская). 
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
(языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ СОШ п. Дурмин определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 часов, из них на развитие речи - 17 час., контроль – 10 час.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, -
- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях

Литература
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2009
Учебник Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Разумовская М.М. 2013 г.
Л.М.Кулаева Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской «Русский язык 9 класс». Изд. «ЭКЗАМЕН» Москва 2010

Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Репетитор 1С: Русский язык»
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] База данных по языкознанию.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ИНИОН РАН
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Интерактивные таблицы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Опыт педагогов Оренбуржья»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)
и краткая его характеристика

В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,
способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.
Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.
Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.
Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"
В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация". "Речь".

тематический план

Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира
1


Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (7+2р.р.)
7
3

Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение ( 5ч. )
6


Сложноподчиненное предложение ( 15+7р.р. ) )
15
7

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными ( 4ч. )
4


Бессоюзное сложное предложение ( 5+1р.р. )
7
1

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи ( 4+2р.р. )
4
2

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе ( 3+1р.р.)
3
1

Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (4+2р.р.)
3
3

Итого
68
17

Контроль (из общего числа часов)
10



тематическое планирование по русскому языку 9 класс (68 часов)


урока

Тема
кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и виды контроля

ИКТ
Домашнее задание

Примечания


1
1
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира.
1

01.09

Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии
Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы
Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему
презентация
Упр.5



Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (7+3р.р.)


2
1
Фонетика. Орфография. Графика.
1
03.09

Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем.
Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях
Фонетический разбор слов: сравнение произношения и написания с применением орфографического правила.
презентация
Упр.8


3
2
Лексика. Лексическое значение слова.
1
08.09

Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем
Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами
презентация
П.4 упр.23 (у),
Упр.26


4
3
Морфемика и словообразование.
1
10.09

Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слова и работы со словообразовательным словариком
Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования;
восстановление словообразовательной цепочки; выполнение заданий по словообразовательному словарю.
презентация
П.4 упр 27


5
4
РР Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи.
1
15.09

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. *
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста.
Умение проводить стилистический и типологический анализ текста

Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста на основе нахождения микротем и определения грамматических средств связи (сб. Сениной); сжатие текста до нескольких предложений, до основной мысли, до темы
презентация
П. 2 упр 13(3)


6
5
Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
1

17.09

Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить морфологический 6разбор разных частей речи,
выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения
определения частей речи: распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста; синтаксический разбор простого предложения и осложненного
Репетитор 1С: Русский язык

П 5
Упр31



7
6
Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
1
22.09

Знать понятия: знаки отделяющие и выделяющие. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении. Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на зс, пре- и при-); букв ннн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц

Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и орфограммы, в том числе при разграничении причастий и прилагательных (Е.А.Владавская: УМК, с.47)
Репетитор 1С: Русский язык
П. 5
Упр 44


8
7
Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»
1
24.09

Знать отличие служебных частей речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.

Самостоятельная работа (20 мин.)
Репетитор 1С: Русский язык
П. 5
Упр 46


9
8
Контрольный диктант «Повторение и систематиация изученного в 5-8 классах».
1
29.09

Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе

Тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста (ГИА): уровень А, В (сб-к Н.А.Сениной)

П.
Упр


10
9
Анализ контрольного диктанта
РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам итоговой аттестации)
1
01.10

Знать признаки публицистического стиля.
Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней,наблююдать за использованием ССП в текстах разных стилей и жанров

Высказывание публицистического стиля (обучающего характера)

П. 6
Упр 51


11
10
РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам итоговой аттестации)
1
06.10





П. 6
Упр 51


Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение ( 6ч. )

12
1
Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения (ССП).


1
08.10

Знать признаки разграничения простых и сложных предложений,
понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.
Знать классификацию сложных предложений.
Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.



Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества и союзной сочинительной и подчинительной связи; постановка знаков препинания в ССП

П. 7
Упр 58


13




2
Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них.
2
13.10

Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).
Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме.
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»
тест: (ГИА) уровень В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин.

Репетитор 1С: Русский язык
П. 8
Упр 63


14

3
Контрольная работа №2. Тестовые задания по теме
«Сложносочиненные предложения»

15.10





П. 7-8 повторить


15

4
Средства связи в сложных предложениях
1
20.10

Знать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений.
Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.
Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений
Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем
Репетитор 1С: Русский язык
П. 9
Упр 69


16
5
Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.
1


23.10

Тестовые задания
Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение»
Тестовые задания по теме
Репетитор 1С: Русский язык
П. 10
Упр 73




17
6
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.
1
27.10




П. 10
Упр 78


Сложноподчиненное предложение ( 15+7р.р. )


18
1
Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).
1

29.10

Повторить сведения о видах сложного предложения,
Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе
проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
П.9, лингв. рассказ о СПП (с.52-53)
Подбор синтаксических синонимов.
Синтаксический анализ предложений
Построение схем СПП
презентация
П. 13
Упр 103



19
2
Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).
1
10.11

Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

Репетитор 1С: Русский язык
П. 13
Упр 106


20
3
Виды сложноподчинённых предложений.
1
12.11

Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка
Конструирование ССП по заданным схемам.



П.13
Упр 109


21
4
Виды сложноподчинённых предложений
1
17.11

вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
Конструирование ССП: с опорой на табл. с.61-62
Репетитор 1С: Русский язык
П.13 упр 111


22-


5
РР Контрольная работа. Сжатое изложение с элементами сочинения.
1
19.11

Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения

Изложение с элементами сочинения




23
6
РР Контрольная работа. Сжатое изложение с элементами сочинения.
1
24.11







24
7
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1
26.11

Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот..
Разбор предл. по схеме: с.66

П.14, упр.119
 


25
8
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1
01.12



Репетитор 1С: Русский язык
П.14, упр.124


26
9
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
1
03.12

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.
П.12, 78-79: план с последующим лингвистичеким рассказом
Репетитор 1С: Русский язык
П.15, упр. 134


27
10
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места.

08.12

Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными
Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.
Конструирование предложений с опорой на с.62-63 (таблица)
Репетитор 1С: Русский язык
П.16, 18, 19 упр.142
Упр 160


28
11
РР Строение текста
1
10.12

Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова.
Определение темы, микротем, основной мысли в тексте
презентация
П. , упр. , ЗСП-4


29
12
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
1
15.12

Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
Конструирование СПП.
Объяснительный диктант.
Репетитор 1С: Русский язык
П.20, упр.168,
 


30
13
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
1
17.12

Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени.
Репетитор 1С: Русский язык
П.21, упр.183,
 


31
14
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
1
22.12



Репетитор 1С: Русский язык
П 21,упр186


32
15
Контрольная работа
РР Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения.
1
24.12

Знать и уметь использовать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст

Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения




33
16
Контрольная работа
РР Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения
1








34
17
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.
1


Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия.
Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Конструирование предл. по заданным схемам;
самостоятельная
работа: расставить знаки препинания), карточка
Репетитор 1С: Русский язык
П 23, упр196


35
18
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.
1


Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал №81 и теор. материал с.111-112
Репетитор 1С: Русский язык
П 24, упр 204


36
19
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.


1



Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным .
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №186 по вариантам;
состие схем предложений
Репетитор 1С: Русский язык
П.26, упр 216


37
20
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».
1




Знать признаки СПП разных видов.
Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.
Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.
Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.

Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи
Репетитор 1С: Русский язык
П.26,упр 225,226



38
21
Зачетная работа по теме «Сложноподчинен-ное предложение»
1


Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»
Задания: «Сложноподчиненное предложение»




39
22
РР Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля.
1


Уметь сохранять элементы публицистического стиля во вторичном тексте, использовать в речи синтаксические конструкции: ССП, СПП
Изложение
Текст №1, сб. Сениной (для прослушивания и сжатого изложения0




40
23
РР Эссе. Понятие о жанре.
1


Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста).

Дома: Эссе «О времени и о себе» (№287, с.196)
презентация
П.29
Упр


Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными ( 4ч. )


41
1
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
1


Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.



Индивидуальные карточки:

П. 28
Упр 236


42
2
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
1



синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями
Репетитор 1С: Русский язык
П.28
Упр 241


43
3
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
1


Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.
Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.
Самостоятельная работа: индивидуальные задания: УМК, с.188 с последующей проверкой.
Репетитор 1С: Русский язык
П.28
Упр 248


44
4
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием
1


Проверить уровень усвоения темы
«Сложноподчиненное предложение»
диктант с грамматическими заданиями




Бессоюзное сложное предложение ( 7+1р.р. )


45
1
Анализ контрольной работы.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
1


Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.
Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания.
Графическая работа №215(составить схемы);
анализ предложений: смысловые отношения между частями (карточки, УМК)
презентация
П.30
Упр 260



46
2
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
1


Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП.
Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации
Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы
Репетитор 1С: Русский язык
П.31
Упр 266


47
3
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
1


Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации
Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки).
Репетитор 1С: Русский язык
П.32
Упр 271


48
4
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления или времени, условия и следствия.
1


Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации
Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам.

п.33
упр 276


49
5
Выполнение упражнений по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1






Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации

Репетитор 1С: Русский язык
П.33
Упр 279


50
6
Повторение и обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1




Репетитор 1С: Русский язык
П.33
Упр 282,283



51
7
Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1



Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП, давать письменный ответ на вопрос: чем отличается БСП от его синтакс. синонима СПП?
Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП . Отличие БСП от СПП, ССП. Рассуждение на лингвистическую тему.





52
8
РР Путевые заметки.
1


Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста.
Составление тезисов или плана п.33, с.199 (на выбор)
презентация



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи ( 4+2р.р. )


53
1
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
1


Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Редактирование текста

Объяснительный диктант


П.35
Упр 294


54
2
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
1


Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи,
строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи и употреблять их в речи.
Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте
Репетитор 1С: Русский язык
П.35
Упр 298


55
3
Выполнение упражнений по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи»
1





П.35
Упр 303


56
4
РР Рецензия. Понятие о жанре.
1


Знать признаки жанра рецензии.
Уметь оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе – по степени формальных признаков жанра.
Доказательство принадлежности текста к данному жанру (опора на клише с.208-210)
презентация
п.27
упр 232


57
5
РР Рецензия на газетную статью
1


Уметь создавать собственное высказывание в жанре рецензии; оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия коммуникативных требований, языковых норм
Сочинение-рецензия на газетную статью Н.Н.Новикова.


П.27
Упр 234


58
6
Контрольная работа №8 . Диктант с грамматическим заданием.
1


Проверить уровень усвоения материала по теме «Сложное предложение»
Диктант с грамматическим заданием




Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе ( 3+1р.р.)


59


1
Повторение и обобщение по теме «Сложносочиненное предложение»
1


Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента вречи. Языковые явления, речеведческие понятия при ситематизации и обобщении
по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил.
Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания
Комплексный анализ текстов в формате ГИА.

Тест
Репетитор 1С: Русский язык
Упр 306


60
2
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»
1



Комплексный анализ текстов в формате ГИА.
Репетитор 1С: Русский язык
Упр 312


61
3
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
1



Комплексный анализ текстов в формате ГИА.
Репетитор 1С: Русский язык
Упр 314


62
4
РР Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.
1


Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу упр.302 303, 306, 307
Заявление о приеме на работу, объявление, автобиография.
презентация
автобиография по примерному образцу


Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (3+3р.р.)


63
1
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
1


Знать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс)
Упражнения по теме.
Звуковой анализ небольшого текста с нахождением фонетического изобразительно-выразительного средства
(аллитерация, ассонанс)
Репетитор 1С: Русский язык
упр 317


64
2
Морфология и орфография
1


Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.
Тест 15 мин.
Репетитор 1С: Русский язык
Упр 320


65
3
Итоговая контрольная работа №9. Сжатое изложение и задания
уровня А,В

1



Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы, выполнять задания по тексту (А), уровень В.
изложение и задания
уровня А,В


Упр 322


66
4
Итоговая контрольная работа №9. Сжатое изложение и задания
уровня А,В











67
5
РР Стили и типы речи

1


Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.
Стилистический и типологический анализ текста.
презентация
Упр 328


68
6
Итоговый урок за курс 9 класса
1




















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14615


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 115